Наказание за то, что свиньи содержатся в плохих условиях
Фото: Getty Images
Наказание за то, что свиньи содержатся в плохих условиях

“Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу чем чаще и постояннее ими занимается размышление: звездное небо надо мной и закон нравственности во мне”

Иммануил Кант.

"Заботься о благе твоем,  причиняя как можно меньше зла другому"

Жан Жак Руссо.

Несколько дней назад в новостях израильского государственного радио "Галей ЦАХАЛ" появилось следующее сообщение. В результате очередной проверки на одной из израильских ферм было обнаружено, что выращиваемые на этой ферме свиньи содержатся в большой тесноте и плохих условиях. Хозяин этой фермы, возможно, даже будет привлечен к уголовной ответственности по закону об издевательствах над животными. Это, казалось бы, не очень приметное сообщение, поразило меня. Ведь мы часто можем услышать, что, несмотря на потрясающие технические достижения последних десятилетий, сам человек, его нравственно-этическая сущность почти не меняется. Утверждается, что “Природа человека была и остается той же, что и сотни лет назад. Некоторые даже говорят, что раньше нравы были лучше, и люди были более нравственными.

Однако мы знаем, что еще не так давно, всего сто-двести лет назад подавляющее большинство людей жили в самых страшных условиях, посвящая всю жизнь борьбе за элементарные условия выживания,  и нечего было даже говорить о гуманном отношении к животным, об этом почти никто и не думал. А еще 1000 лет назад даже в Европе, например, в скандинавских странах, существовало рабство, и у викингов был обычай убивать и закапывать в могилу вместе с умершим или погибшим мужчиной его жен и наложниц. Те же викинги самым жестоким образом обращались с гражданским населением захваченных городов, насиловали женщин, убивали стариков, многих увозили в рабство. Недавно я с удивлением прочитал, что в древнем мире было распространено убийство детей родителями(у евреев, кстати, убийство детей было запрещено и, поэтому, как свидетельствуют древние авторы, прирост населения был выше чем у других народов). А в еще более древние времена людей спокойно приносили в жертву всяким божествам. Вот какие были нравы раньше.

На  самом деле, начиная с гомеровских времен и до настоящего времени, этическое мышление и представление о нравственном поведении изменялись и все время, хотя и очень медленно, прогрессировали. За несколько тысячелетий произошли революционные изменения и в области нравственности. Вначале сформировалось групповое моральное сознание и моральные правила распространялись только на членов группы(рода, позже племени). Первые нравственные запреты относились только к членам своего рода или племени и появились еще “в незапамятные времена”. Например, убийство сородича наказывалось изгнанием из рода. К чужакам же нравственные запреты не относились, убийство чужака не только не порицалось, но часто даже поощрялось. Так сформировалась двоякая система ценностей: одна для “своих”, другая для “чужих”; укрепился двойной стандарт моральной оценки: “мы” – хорошие, “они”- плохие; “нам” приписываются только положительные качества, “им” - только отрицательные. Эту моральную ограниченность и двойственность человечество преодолевает уже несколько тысячелетий.

Великие моралисты древних и новых времен посвятили свою жизнь борьбе с групповым моральным сознанием. Настоящая нравственность появилась только тогда, когда стало недопустимым убивать человека вообще, независимо от того, сородичь он или чужой-пришлый. Отношение к чужому – вот главный признак нравственного или не нравственного поведения. Увидеть в чужом или другом такого же человека, значит вырваться из замкнутого круга примитивной групповой морали, подняться на новую ступень более совершенной нравственности. Это новое моральное сознание стало рассматривать человечество – всех людей, как нечто единое, подчиняющееся одинаковым для всех моральным законам. Моральные запреты теперь включили также не убивать, не грабить, не обижать чужого, новую нравственность характеризовало доброе отношение и к чужому, способность сострадать горю не только родного, но и чужого человека.

В истории  древнего мира впервые на эту новую ступень нравственности поднялись древнегреческие стоики (конец IV века до н.э. - III век н.э.). У стоиков мораль распространяется уже на все человечество, моральные правила они относят к человеку вообще, а не только к тому, кто принадлежит к твоей семье, или к твоему роду, или к твоему народу. Это была настоящая революция в области нравственности. Универсальное и общечеловеческое впервые начало соседствовать с локальным и групповым. Элита(пока только элита) уже стала руководствоваться другой, новой этикой и другим, новым представлением о нравственном поведении. Возникшее позже на основе иудаизма христианство также распространило границы морального поведения на все человечество. Беда только в том, что более совершенными моральными нормами на протяжении уже многих веков руководствуется только меньшинство, в основном все те же элиты общества. К сожалению, моральный канон многих людей до настоящих дней в сильной степени наследует нормы, правила, обычаи, сформированные при групповом моральном сознании. В этом отношении массы меняются очень медленно, и за два тысячелетия новые моральные нормы так и не получили широкого распространения. Групповое моральное сознание остается и в настоящее время, а может быть и на отдаленное будущее, определяющим. Именно поэтому и создается впечатление о неизменности морально-этической сущности человека.

Согласно  утверждению испанского философа Хосе Ортега-И-Гассет(1883-1955), в европейских странах произошло восстание масс, и теперь массы управляют обществом. Массы определяют, каким будет политический курс, искусство, экономика, религия, вкусы, предпочтения и стиль жизни. Хосе Ортега пишет: “Мы видим толпу, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. ... Теперь они появились все вместе, и куда ни взглянешь, всюду видишь толпу. Повсюду? О, нет, как раз в лучших местах, в мало-мальски изысканных уголках нашей культуры, ранее доступных только избранным, меньшинству. Массы внезапно стали видны, они расположились в местах, излюбленных "обществом". Они существовали и раньше, но оставались незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на авансцену, к самой рампе, на места главных действующих лиц”.  Но нравственный канон масс еще находится на низком уровне. Этот фактор также способствует консервации этической сущности человека.

И вот оказывается, что в своем  развитии нравственность поднялась еще на одну ступень. Мораль теперь распространяется не только на все человечество, но и на животных!!! Оказывается нельзя издеваться не только над людьми, но и над животными, и это уже закреплено законом. Ну, разве это не самое лучшее доказательство прогресса? Причем речь идет не о техническом прогрессе, которому мы давно уже не удивляемся, а о прогрессе в нравственной области. Действительно, человечество, по крайней мере, ту его часть,  которую мы называем  западным миром, можно поздравить. Это совсем не значит, что все уже так хорошо. В мире совершается еще много зла, происходит много преступлений, миллионы людей страдают от голода и умирают от страшных болезней, в людях все еще много злобы, жестокости, эгоизма, зависти и других пороков. Но все-таки, есть прогресс, и вот уже и “братьям нашим младшим” – животным жить становится немного лучше.

counter
Comments system Cackle