Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Генетически модифицированные спортсмены

Олимпиада 2012 года может быть первой, на которой спортсмены пытаются обмануть судей путем модификации своих генов для наращивания мускулатуры.

05.08.2012
Источник:ИноСМИ.Ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Забудьте о допинге, есть подозрения, что некоторым китайским атлетам изменили гены, чтобы сделать их сильнее.

Разразившийся на этой неделе скандал с китайской пловчихой Е Шивэнь, которая получила олимпийское золото, достигнув феноменального результата, больше не ограничивается подозрениями в использовании допинга, которые она горячо отвергает. Появились опасения по поводу другой, и гораздо более зловещей угрозы миру честного соревнования: генетической коррекции спортсменов.

Е Шивэнь

Читайте также


Американец Джон Леонард (John Leonard), высокоавторитетный директор Всемирной ассоциации тренеров по плаванию, назвал рекордное выступление 16-летней китаянки "подозрительным", "вызывающим беспокойство" и "невероятным".

"Каждый раз, когда в истории нашего спорта появлялась спортсменка, претендующая на звание "супервумэн", позже оказывалось, что она пользовалась допингом", — заявил он.

Леонард добавил, что специалисты, проверявшие Е Шивэнь на предмет использования допинга, должны изучить, "нет ли чего-то необычного в плане генетических манипуляций".

Глава антидопингового департамента министерства спорта Китая Цзян Чжисюэ назвал утверждения Леонарда совершенно необоснованными.

Поразительная догадка состоит в том, что лондонская Олимпиада 2012 года может быть первой, на которой спортсмены пытаются обмануть судей путем модификации своих генов для наращивания мускулатуры и увеличения содержания кислорода в крови.

По-видимому, леденящий душу комментарий из уст одного из ведущих мировых тренеров свидетельствует о возможности появления спортсменов-Франкенштейнов, непобедимых генетически модифицированных суператлетов с увеличенным объемом легких, непомерной физической силой или другими характеристиками, которые позволяют им раз за разом побеждать честных соперников.

И хотя все это может казаться предметом научной фантастики, ученые воспринимают угрозу всерьез.

Д-р Тед Фридманн (Ted Friedmann), председатель генетического комитета Всемирного антидопингового агентства, говорит, что он "вовсе не был бы удивлен", если бы некоторые участники соревнований тайно пользовались генным модифицированием.

Он работает над обнаружением способов выявления "генного допинга" и предотвращения его широкого распространения. "Технология уже достаточно зрела, чтобы ею начали злоупотреблять", — предупредил он.

Но действительно ли атлеты — или тренеры — могут улучшить свои результаты средствами генетики?

Лабораторные эксперименты уже показали, что это возможно. В 2005 году Рональд Эванс (Ronald Evans), специалист по гормонам, работающий в Институте биологических исследований им. Солка в калифорнийской Ла-Хойе, показал, как генетическая модификация может увеличить атлетическую силу мышей.

Эванс вырастил несколько генетически модифицированных мышей с увеличенной массой медленно сокращающихся мышечных волокон. Волокна этого типа обеспечивают силу сердечно-сосудистых мышц и повышают выносливость спортсмена.

Мыши Эванса могли бегать на час дольше, чем обычные, не набирали вес, независимо от того, чем их кормили, и находились в пиковой спортивной форме, даже не тренируясь. Одна из форм генетического модифицирования уже тестируется в медицине — это генетическая терапия таких заболеваний, как муковисцидоз.

Как правило, методы генетической модификации предполагают помещение генетически модифицированной ДНК в вирус и его введение в человеческое тело. Вслед за этим вирус попадает в человеческие клетки, а его модифицированная ДНК присоединяется в этих клетках к человеческой ДНК.

Генная терапия находится на очень раннем этапе развития и стала возможной благодаря тому, что в 2003 году был расшифрован геном человека.

Это означало, что теперь мы можем выявить конкретные гены, вызывающие заболевание — муковисцидоз, например, вызывается одним дефективным геном — и предполагается, что генная терапия должна заменить дефективный ген полноценным.

Точно так же и спортсмены могут использовать вирус для введения в организм гена, который наращивает выработку красных кровяных тел, переносящих кислород, или гормонов, ответственных за развитие мышц. А допинговым агентствам увеличенное число кровяных тел или повышенный уровень гормонов может казаться следствием особенностей строения тела спортсмена.

Разрабатываются тесты на выявление манипуляции такого рода, но на настоящий момент готового теста у Всемирного антидопингового агентства нет.

Анна Баутина, старший исследователь в Национальном институте измерений в Сиднее, заявила на конференции "Проблемы допинга в спорте" (Tackling Doping In Sport), проведенной в Лондоне несколько месяцев назад, что к моменту проведения Олимпиады 2012 года генного теста разработано еще не было.

"Главным преимуществом генного допинга является то, что выявить его, по сравнению с медикаментозным допингом, очень трудно. Допинговый ген очень похож на естественные клетки организма, — заявила она журналистам. — Мы разрабатываем методы борьбы с этим".

Однако лидеры олимпийского движения уверены, что вскоре появится возможность выявлять представителей первого поколения генетически модифицированных мошенников.

Например, Патрик Шамаш (Patrick Schamasch), медицинский директор Международного олимпийского комитета, заявил, что вирусы, используемые для введения генов в организм, оставляют за собой следы, которые можно обнаружить. Но вероятно, это продлится недолго, предупреждает он: "Уверен, что будут изобретены вирусы, не оставляющие следов".

Вместо этого чиновники МОК ставят на успех недавно разработанного "биологического паспорта". Он ведет учет полного физиологического профиля атлета и бьет тревогу, как только что-то в нем меняется подозрительным образом — например, если резко повышается повседневный уровень гормонов.

Однако многие ученые скептически воспринимают бодрые заявления чиновников о том, что применяющие допинг будут изобличены, и указывают на то, что обманщики уже используют биологические методы, чтобы не быть раскрытыми.

В особенности их беспокоит отсутствие теста, позволяющего выявить все более популярную форму обмана — переливание заранее заготовленной собственной крови, например, перед соревнованиями.

Это увеличивает число переносящих кислород красных тел в крови, повышая силу и выносливость. Но выявить такие переливания трудно, поскольку речь идет о собственной крови спортсмена, и никаких следов инородных тел нет. ВАДА финансирует исследования по разработке теста на переливание, но он еще не готов.

Профессор Доминик Уэллс (Dominic Wells), специалист по генной терапии, изучающий возможность модификации атлетов, считает, что нам еще далеко до использования генов для существенного изменения результативности спортсменов.

"Однако существует реальная вероятность того, что в будущем это будет доступно спортсменам, потому что сегодня над этим работают лучшие медицинские умы", — говорит он.

Если генетические манипуляции все же получат широкое распространение, олимпийские чиновники, борющиеся с допингом, могут утешать себя, по крайней мере, тем, что время на их стороне.

Новые методы мошенничества всегда будут оставаться незамеченными до тех пор, пока регулирующие органы не разработают научные методы по борьбе с ними. Поэтому руководство олимпийского движения решило хранить образцы крови медалистов восемь лет, дабы проверить их, когда появятся соответствующие средства.

Например, на прошлой неделе председатель медицинской комиссии МОК Арне Юнгквист (Arne Ljungqvist) сообщил о проведении повторных тестов примерно ста образцов крови участников афинских Игр 2004 года — и шесть спортсменов подозреваются в использовании запрещенных веществ. "Когда хочешь кого-то уличить, чем больше проходит времени, тем лучше", — говорит он.

Однако существует настоящее наказание за все это. Каждый раз, когда мы чествуем нового чемпиона, поднимающегося на подиум, нужно задумываться о том, не будет ли отобрана эта сияющая медаль и не ожидают ли его годы позора.

Идея проведения ретроспективных тестов лишает блеска олимпийские достижения. Но если такова цена за то, чтобы не допустить к Играм генетически модифицированных непобедимых Франкен-спортсменов, то, как это ни печально, ее, похоже, стоит заплатить.

Джон Нейш, "The Daily Mail", Великобритания

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке