Читайте также
Спорт в целом, и в особенности - Олимпиада, все больше подпадают под влияние денег, которые текут рекой благодаря доходам от продажи прав на трансляцию. Не говоря уже о подозрениях в коррупции, когда тому или иному государству отдают право провести у себя Олимпиаду.
Помимо денег, свою роль играет и политика, нередко, впрочем, с ними связанная. Не станем отрицать: спорт использовался и будет использоваться впредь в политических целях – и в благих, как в случае с бойкотом команд из ЮАР в эпоху апартеида, и в сомнительных, как в случае проведения берлинской Олимпиады 1936 года под сенью флага со свастикой.
Разрешение женским футбольным командам выступать на стадионе в хиджабах – очередной шаг в деле подчинения спорта политике. Надо сказать, что 5 июля этого года Международная футбольная федерация (ФИФА), действительно, единогласно дала зеленый свет проведению футбольных матчей с участием женских команд в платках.
Стало быть, со всеобщим характером спорта покончено? А ведь о нем было громогласно заявлено Международной хартией физического воспитания и спорта, принятой на ХХ сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО 1978 года и определившей спорт как "всеобщее средство общения".
То, что представители Иордании или даже Объединенных Арабских Эмиратов – финансовых партнеров ФИФА – оказали давление на федерацию с тем, чтобы добиться подобного решения – еще куда ни шло!
Совершенно недопустимым представляется то, что Йозеф "Зепп" Блаттер (гражданин Швейцарии и действующий президент ФИФА) не выступил против подобного отступления от запрета гендерной дискриминации, вписанного золотыми буквами в 51 статью Олимпийской Хартии. По нейтральности спортивных мероприятий нанесен сильнейший удар. Еще хуже то, что Мишель Платини – француз, член исполнительного комитета ФИФА, а главное – президент УЕФА – наплевал, таким образом, на Спортивную хартию Европы, принятую Советом Европы в 1996 году и исключающую любую форму дискриминации и сегрегации в спорте. Вот, что воистину удручает.
Эта пара – Зепп Блаттер и Мишель Платини – как, впрочем, и весь состав исполнительного комитета ФИФА - все, как один, мужчины – войдут в историю спорта тем, что именно они нарочито и официально подчинили его политике и религии. И пусть в 2013 году они включат в состав исполкома женщину – одну единственную! – о чем торжественно объявил господин Блаттер. Это - еще не повод кичиться тем, как много они сделали для феминизма. Наоборот – этим они еще явственнее подчеркивают, как мало женщин представлено в их комитете.
Все те, кто порой с риском для жизни и собственной безопасности борются за то, чтобы женщины во всех странах мира пользовались всеобщими правами человека, припомнят ФИФА решение от 5 июля 2012 года.
Я же, со своей стороны, убеждена в том, что подобное решение отнюдь не станет инструментом пропаганды, воздействующим на сотни миллионов телезрителей, следящих за футбольными матчами. Это решение выйдет боком тем, кто его принял. В то время как шариат стремится стать основным законом на волне арабских революций, ФИФА закрепляет в спорте дискриминацию, которой и без того подвергается столько женщин в мире. Такой шаг, и впрямь, может привести нас к пресловутому "столкновению цивилизаций", которого страшатся гуманисты и которого следует избегать любой ценой. Именно к этому я и стремлюсь всеми силами: все мы от него только проиграем. Но с решениями, подобными тому, что ФИФА приняла 5 июля по поводу женских команд в хиджабах, избежать столкновения становится все сложнее…
Ноэль Ленуар, "L'Express", Франция