Читайте также
В этом контексте возрастает интерес к "Танзиму" - вооруженному крылу движения ФАТХ. Это вызывает из коллективной памяти времена второй интифады. В недавнем обзоре Герцлийского междисциплинарного центра Михаэль Мильштейн анализирует недавнюю историю и оценивает потенциал палестинской группировки.
Интифада в 2000 году показала возможность резкого и быстрого перехода ПА от политических переговоров и "государства в пути" к вооруженной борьбе против Израиля.
Корни "Танзима" (араб., "организация") лежат в 1980-х годах. С его помощью движение ФАТХ поощрял политическую, военную, публичную и гражданскую активность на "территориях". После создания ПА многие лидеры организации были разочарованы тем, что на первые места вышли представители заграничных отделений ООП и ФАТХ. Однако в 2000 году "Танзим" активно включился в вооруженную борьбу, осуществляя теракты на территории Израиля.
Эффективность "Танзима" была обусловлена, среди прочего, гибкостью, которая позволяла его членам быть одновременно в рядах движения и в правительственных службах безопасности.
Как замечает израильский эксперт, спустя два десятилетия после начала второй интифады картина палестинской системы безопасности радикально отличается от прошлых времен, как и деятельность "Танзима". Со времени прихода к власти Абу Мазена в 2005 году начались процессы укрепления правительственных учреждений и особенно служб безопасности (эта тенденция значительно ускорилась во время пребывания Салама Файада на посту премьер-министра Палестины в 2007-2013 годах). ПА стремилась противодействовать вооруженному насилию и строго (по крайней мере, до недавнего времени) поддерживала координацию с Израилем на всех уровнях.
На этом фоне влияние "Танзим" ослабло по сравнению с временами второй интифады. Многие из его активистов присоединились к палестинским органам безопасности или находятся в тюрьмах. Ныне они не действуют на регулярной основе и в строгих иерархических рамках (предположительно они подчиняются Махмуду аль-Алулу, заместителю Абу Мазена). Их общественная поддержка ограничена по сравнению с прошлым.
Большинство лидеров "Танзима" сегодня - это местные лидеры, возглавляющие вооруженные группы, которые часто участвуют в криминальных или анархических акциях протеста. Это - тысячи активистов по всему Западному берегу (число которых особенно велико в лагерях беженцев), в основном, в возрасте 25-30 лет, также в свое время отсидевшие в израильских тюрьмах. Среди них наиболее известны Джихад Рамадан (Шхем), Имад Рават (Хеврон) и Мухаммед аль-Масри (Бейт-Лехем), выступающие в поддержку "маршей возвращения" и за вооруженную борьбу с силами ЦАХАЛа.
Однако, как и в прошлом, аппарат "Танзима" поддерживает тесную связь с силами безопасности, и некоторые из его активистов продолжают практику двойной лояльности. Ввиду кризиса отношений между Израилем и ПА вероятность эскалации возрастает, а динамика развития событий на территориях может стать неконтролируемой. В этом контексте жесткая риторика палестинского руководства будет выглядеть как "зеленый свет" для поощрения насилия против Израиля. Как полагает Мильштейн, в такой ситуации влияние "Танзима" будет возрастать по мере ослабления контроля ПА и углубления экономического кризиса. В таком сценарии деятельность активистов на местах будет способствовать насилию. Кроме того, ряд групп может обратиться к радикальным направлениям, в частности, салафитским джихадистам.
В настоящее время Абу Мазен использует "Танзим" лишь как средство устрашения Израиля. Однако по мере продвижения аннексии ПА, скорее всего, будет стремиться активизировать и усилить действия "Танзима", особенно провоцируя массовые акции. Такое решение может оказаться "обоюдоострым мечом", поскольку ПА скоро обнаружит, что не может полностью контролировать "Танзим".
Что касается Израиля, то это - зародыш катастрофы, который еще не полностью проявился, но ситуация может обостриться. Это требует целенаправленного разведывательного контроля за активистами "Танзима" в различных центрах на Западном берегу, а также поддержания контактов с лидерами ФАТХ (если это возможно), главным образом через координационную группу деятельности правительства на оккупированных территориях.
Это необходимо сопровождать информационной кампанией в отношении палестинской общественности, цель которой состоит в том, чтобы разъяснить, что вспышка анархии означала бы разрушение нормальной жизни, которая была построена за последние полтора десятилетия, и возвращение к прошлому.
По мнению эксперта, задержка в продвижении идеи аннексии уменьшит напряженность в системе, включая возможность эскалации со стороны "Танзима".