Читайте также
26 мая правительство Мальты заявило об изъятии фальшивой ливийской валюты на сумму 1,1 млрд. долларов США, напечатанной российским Гознаком и заказанной центральным банком восточной Ливии, связанным с генералом Хафтаром.
Вашингтон считает, что этот инцидент еще раз подчеркивает дестабилизирующую роль России в Ливии и важность противодействия ее намерениям. В свете этого генерал Стивен Дж. Таунсенд, командующий Африканским командованием армии США (AFRICOM), в разговоре с министром обороны Туниса Имеду Хазгуи заявил, сославшись на обеспокоенность по поводу деятельность России в Ливии, что США готовы развернуть части вспомогательных сил безопасности в Тунисе.
Официальные представители Туниса и США также согласились сотрудничать в целях обеспечения региональной безопасности и противодействия эскалации на местах в ответ на усиление военной активности Москвы. "В то время как Россия продолжает раздувать пламя ливийского конфликта, региональная безопасность в Северной Африке вызывает все большую озабоченность. Мы ищем новые способы решения общих проблем безопасности с Тунисом", - говорится в заявлении AFRICOM.
Сайт "Аль-Монитор" публикует статью российского аналитика Кирилла Семенова о развитии ситуации в Ливии, которая еще больше обострилась после сообщений о появлении там партии российских истребителей. Этот факт подтвердил министр внутренних дел Ливии Фатхи Башагха. Он сказал, что шесть российских МиГ-29 и два Су-24 сейчас находятся в распоряжении вооруженных сил генерала Хафтара.
По словам Семенова, "хотя Россия несомненно имела какое-то отношение к поставкам в Ливию, данные самолеты больше не могут считаться российскими, поскольку они переданы военно-воздушным силам Хафтара и теперь принадлежат ему".
Как отмечает российский эксперт, "самолеты были переброшены в Ливию из арсеналов ВВС президента Башара Асада, а не из России". Он ссылается на сообщения о том, что переговоры об отправке МиГ-29 велись еще в апреле. По его мнению, таким образом речь может идти только о том, чтобы Россия нарушила эмбарго на поставки оружия, а не о военном развертывании ее сил в Ливии.
Как отмечают военные эксперты, появление партии истребителей российского производства может переломить ситуацию в ливийской войне, и не случайно вокруг них развернулась международная полемика с участием США.
Недавнее наступление генерала Хафтара на Триполи было остановлено благодаря развернутым в Ливии системам ПВО Турции "Ястреб", которые установлены на турецких фрегатах, прибывших к ливийскому побережью. К тому же поставленные турками дроны оказались значительно эффективнее китайских, используемых войсками Хафтара. Благодаря этому, туркам удалось обеспечить воздушное превосходство армии правительства национального согласия.
Участие в сражении самолетов российского производства, оснащенных гораздо более мощными бомбами, может вновь вернуть преимущество генералу Хафтару. Однако, по мнению Семенова, "Россия вовсе не стремится к перелому в войне, напротив, она пытается использовать Сирию, чтобы защитить себя от возможных санкций за отношения с Хафтаром".
Российский эксперт также утверждает, что сирийские и палестинские боевики готовятся к развертыванию в Ливии, чтобы заменить российских наемников. Этот план свидетельствует о намерениях России передать свои функции сирийскому режиму.
Как заявляет Семенов, принятые меры не должны позволить начать новое наступление на Триполи, скорее, они обеспечивают боевую эффективность армии после ее военных неудач, предотвращают крах фронта и наступление турецких войск.
Семенов считает, что "Москва последовательна в своем плане прекратить политическую поддержку Хафтара, который представляет собой серьезное препятствие на пути мирного процесса, начатого на Берлинской конференции по Ливии".
В то же время Семенов открытым текстом говорит, что Россия стремится увидеть продвижение мирного плана спикера Палаты представителей Агила Салеха, подготовленного российскими экспертами. Анкара, в свою очередь, понимает, что ей вряд ли удастся победить мятежников, если Москва продолжит поддержку Хафтара.
Как считает российский эксперт, Москва и Анкара должны были договориться о необходимости возобновления мирного процесса, начатого в январе 2019 года, но на условиях, которые обеспечат ведущую роль России и Турции в ливийском урегулировании.
Как полагают эксперты, у Москвы и Анкары есть целый ряд оснований для заключения союза в Ливии, включая противодействие планам строительства газопровода в Средиземноморье с участием Израиля, Греции и Кипра, что повлияет на поставки российского газа в Европу через Турцию.
Все эти маневры могут означать, что Россия пытается повторить в Ливии сирийский сценарий. Она вмешивается в конфликт по просьбе правительства (в данном случае это - генерал Хафтар, который может войти в объединенное правительство). Москва начинает с ввода ограниченного контингента военно-воздушных сил (в данном случае партия "Мигов" и "Сухих" ) и опирается на сухопутную поддержку других сторон (которыми могут быть как турки, так и сирийцы).
Вопрос заключается в том, готов ли Вашингтон снова допустить подобную комбинацию, на сей раз в Африке? Пока что африканское командование армии США действует достаточно активно, но хватит ли этого, чтобы помешать совместным усилиям России и Турции расширить свою экспансию в Средиземноморье?