Читайте также
- Как в Албании евреи были спасены от нацистов местным населением
- История Израиля знает немало примеров сотрудничества с врагом
- Виктор Шендерович: "Это конфуцианское проклятие - жить в эпоху перемен"
- Путинская легенда, или Бессмысленная основа ужасной войны
- Последние мгновения Помпеи: что рассказали два скелета о трагедии
В Баб-эль-Мандебском проливе атакован английский корабль. Нарастает напряжения даже в Эгейском море между номинальными союзниками по НАТО – Грецией и Турцией. Эрдоган посылает свои корабли и дроны к греческим островам и территориальным водам. С какой целью?
Контроль акватории Средиземноморья – давняя мечта любой сильной региональной державы. Турция сейчас более всегоозабочена проблемами газопроводов из Израиля через Кипр в Европу и свободным морским сообщением с Ливией, где разворачивается очередной акт геополитической драмы.
Турки верны себе. 460 лет назад в морском сражении между тунисским побережьем и островом Джербе их флот во главе с Пияле Махмуд-пашой (хорватом по национальности) полностью разгромил объединенный христианский флот во главе с адмиралом Дориа, который позорно бежал, бросив испанцев на произвол судьбы. 66-летний Сулейман Великолепный, по мерам тех времен - уже старик, женил победителя на своей внучке. После чего задумал новый поход, чтобы добить тех, кто проявлял все эти годы самое яростное сопротивление его воле…
Это были рыцари Мальтийского ордена, госпитальеры. Возникшие в самом начале эпохи Крестовых походов, они избежали участи своих коллег-соперников тамплиеров и, после потери Акко в 1291 году, обосновались в итоге на Родосе, откуда вели постоянную войну с мусульманами. Лично Сулейман Великолепный, еще молодой воин, возглавил третью осаду Родоса. В 1444 и 1480 турки ничего не добились, а вот в 1522 Сулейману после полугодовой осады и гибели половины элитных янычар, удалось склонить магистра Ордена Филиппа де Иль-Адама к почетной капитуляции. После почти семилетних мытарств император Карл V и папа Климент VII согласовали передачу госпитальерам Мальты.
Рыцари сначала были против. Им хотелось вернуться на прекрасный Родос, но… делать нечего. И они занялись укреплением своей новой родины, построили форты, придумали систему тайных ходов, выкопали секретные колодцы. Они знали, что турки когда-нибудьпридут и сюда. Потому что рыцари были к тому же лихими пиратами. Война на море велась ожесточенно, безжалостно, но иногда заключались перемирия для обмена и выкупа пленных. Рыцари очень этому способствовали. Они были своего рода глазами и ушами христиан на Востоке. Даже в Хайфе есть легенда, с ними связанная.
Сулейману надо было погасить этот огонь сопротивления. Но он упустил время после победы при Джербе. Слишком долго собирался Кануни. Христиане снова собрались с силами и, наводнив Оттоманскую Порту шпионами, прекрасно видели, где собираются войска, сколько пушек, сколько инженерного снаряжения, продовольствия готовится. Французский посол известил регентшу Екатерину Медичи еще в декабре, что планируется нападение на Мальту, причем точно указал, что первая атака будет на форт Сант-Эльмо, а потом – на форт Сант-Анжело. Екатерина разослала копии Филиппу, королю Испанскому, Гаспару де Толедо – вице-королю Сицилии, и магистру Ордена Жану Паризо де Ла Валетту. Последний немедленно приказал всем рыцарям, которые были тогда в Европе – вернуться. Были потрачены большие средства на набор наемников и закупки пороха и ядер. Де Толедо принял правильное решение – дать турками высадиться и завязнуть в боях, а затем высадить свою сицилианскую армию и победить. Вообще, надо сказать, что практически все военачальники христиан проявили себя в тех боях с наилучшей стороны, а вот у турок с этим были проблемы, потому что фактически главнокомандующий Тургут-реис — он же Даргут – был убит ядром при осаде форта Сант-Эльмо, где турки проторчали месяц. А затем Мустафа-паша и Пияле-Паша постоянно ругались между собой и не могли найти общего языка.
Не буду утомлять вас описанием этой эпической драмы. Вольтер, например, считал, что эта осада наиболее хорошо изучена из всех известных ему осад крепостей. Очень многие участники с обеих сторон были люди грамотные и оставили подробные записи. Ровно 455 лет назад османы высадились и начали первые бомбардировки. Турок было не менее 40 тысяч, а защитников острова – не более 8 тысяч, но Великий Магистр Ла Валетт оказался более чем достоин своего места. Несколько раз он лично с обнаженным клинком кидался во главе рыцарей в проломы крепостных стен, и турки отступали перед ним. Дважды он был ранен. Его племянник погиб при подрыве осадной башни, в один из критических моментов штурма в августе, когда канонада турецких пушек была слышна даже в Сиракузах на Сицилии, а на бедного Гарсия де Толедо давили нетерпеливые «патриоты» — мол, давай, грузимся на галеры, там братья гибнут!
В другой раз, когда турки пробились-таки через проломы, кавалерийский отряд из 200 человек под командованием капитана Винченцо Анастаги совершил вылазку из крепости Мдины, где не было гарнизона, но именно там Ла Валетт поставил последний резерв, наказав капитану действовать по обстоятельствам. И тот не подвел. Он обрушился на тыл противника, уничтожил осадный лагерь, множество припасов и часть обоза… Разыщите потом в Сети портрет Анастаги кисти великого Эль Греко… На мой взгляд, это один из самых сильных портретов в мировой живописи…
Наконец в сентябре армия вице-короля Сицилии высадилась. Она была не более 6.5 тысяч. Но отлично мотивированная и оснащенная. При первом же соприкосновении с ней турки, измученные эпидемиями дизентерии и недоеданием – просто побежали. Не менее 25 тысяч их погибло за все время осады и тысяч 5 попало в плен. Через год Сулейман Великолепный умер, казнив сначала Мустафу-пашу. Рыцари и мальтийцы, вместе с испанцами, отстроили остров заново, и на горе Шиберрас основали новый город-крепость. Вскоре его назвали Ла-Валетта.
Более турки не угрожали резиденции Ордена, а через 6 лет при Лепанто христиане уничтожили турецкий флот, изменив ход войны против ислама на Средиземном море. Орден продолжал вести войну с турками и берберскими пиратами по всему морю, богател и процветал аж до 1798 года, когда бастионы Ла-Валетты увидели республиканский французский флот и будущего Императора Наполеона… Но это уже другая история.