Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+24+14

Мнения

А
А

Возвращение двойного посла

Абба Эвен получил прекрасное образование - закончил престижный Кембриджский университет. Служа в годы войны в разведке английской армии, он приобрел глубокие знания в области арабской культуры.

19.05.2020
Источник:Детали
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Абба Эвен служил послом Израиля в США и в ООН с 1950 по 1959 годы. Выбранный на эти посты благодаря своему дару к дипломатии и ораторскому мастерству, Эвен работал в годы, когда США играли лидирующую роль в западном мире, в отличие от Гилада Эрдана, который сегодня попал на эту работу при совершенно иных обстоятельствах.

12 декабря 1955 года ЦАХАЛ провел обширную операцию против сирийских войск на восточном берегу озера Кинерет. За месяц до этого Давид Бен-Гурион вновь занял пост премьер-министра. В ходе «операции Кинерет» погибли 6 израильских и 50 сирийских солдат. С военной точки зрения, операция была удачной, но в политическом отношении причинила Израилю вред.

Абба Эвен, посол Израиля в ООН и в США, сообщил руководству, что международное сообщество возмущено действиями Израиля, и даже направил Бен-Гуриону гневное письмо. В то же время Эвен приложил все свои ораторские таланты, чтобы защитить действия премьер-министра в Совете безопасности.

"Признаюсь, я и сам сначала усомнился в разумности наших действий. Однако, когда я прочитал полностью Вашу осторожную аргументацию в Совете безопасности относительно предпринятых нами шагов, мои сомнения рассеялись Вы убедили меня, что закон - на нашей стороне", - писал 69-летний Бен-Гурион Эвену, которому тогда было всего 40 лет.

Этот случай может служить превосходной иллюстрацией таланта убеждать, которым был наделен Эвен: несмотря на свой сравнительно молодой возраст, к тому времени он уже семь лет служил послом Израиля в ООН и 5 - в США. Спустя годы, когда Эвен был награжден Госпремией Израиля, было сказано, что он "сформировал в этих двух важных международных центрах дипломатическую и информационную деятельность Израиля".

С назначением бывшего министра внутренней безопасности Гилада Эрдана на эти два поста возникает вопрос, насколько правильно возлагать на одного человека ответственность за деятельность на двух столь важных для Израиля аренах - в Вашингтоне и в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

"Решение это крайне нежелательное и лишено всякого смысла", - говорит профессор Бени Миллер, старший научный сотрудник в сфере международных отношений из Хайфского университета и президент израильской Ассоциации исследования международных отношений.

В ту пору Абба Эвен считался восходящей звездой израильской дипломатии. В дипломатической кампании, которая привела к резолюции ООН от 29 ноября 1947 года о разделе страны на два государства, этот репатриант из Англии был правой рукой Моше Шарета и Хаима Вейцмана. В качестве комплимента своему политическому оппоненту Моше Шарету Вейцман сказал, что тот провел "самую крупную дипломатическую кампанию в истории нашего народа за последние две тысячи лет". Абба Эвен, которому тогда было всего 32 года, внес в эту кампанию существенный вклад.

Миллер объясняет, что речь идет "о двух очень непростых аренах, которые требуют обширных знаний, внушительного статуса и дипломатических талантов. ООН и США - две совершенно разные аудитории. В 1950-е США доминировали в ООН, Запад составлял крупную коалицию и США могли заручиться широкой международной поддержкой. Примером этого может служить выход из корейской войны под флагом ООН. Важно также помнить, что в то время в ООН было 54 страны-участницы, а сейчас более 190".

Миллер добавил, что "в 1960-е положение в ООН стало меняться, сделалось менее однозначным, не говоря уже о том, что сейчас администрация Трампа проводит одностороннюю политику, которая враждебна по отношению к ООН и международным институтам". По его словам, отношения между Трампом и европейцами очень неоднозначные, порой на грани разрыва. "На мировой арене появились новые игроки - Россия, Китай, блок стран Третьего мира, исламский блок, Латинская Америка, африканские страны".

По мнению Миллера, посол в ООН - это лидирующая, задающая тон фигура. "Эта работа требует полной отдачи, - говорит он. - Арена ООН требует невероятных усилий, и мы еще не упомянули важность налаживания отношений со всевозможными СМИ, находящимися в Нью-Йорке, и связей с местными еврейскими общинами, с которыми у Израиля сейчас осложнились отношения".

В сравнении с нынешними напряженными отношениями между американской еврейской общиной и правительством Израиля, Абба Эвен действовал в других условиях. Это позволило ему многого достичь, в том числе были эмитированы израильские государственные облигации, по его инициативе было создано произраильское еврейское лобби - AIPAC и другие.

Миллер подчеркивает, что "вашингтонская арена не менее сложна и может измениться после президентских выборов в ноябре, а вместе с этим - и вся система взаимоотношений. Эти две арены требуют предельного внимания более чем 24 часа в сутки, причем внимания к разным вещам".

В дополнение к доминирующей роли США в ООН 70 лет назад, позволившей Аббе Эвену занимать две важные должности на двух важных международных аренах, есть и другие отличия между двойным послом Аббой Эвеном и двойным послом Гиладом Эрданом. Второй - политический назначенец. Первый же был карьерным дипломатом, назначенным на эти должности благодаря своему профессионализму. Более того, его не бросили в воду - он прошел подготовку, работая под руководством таких значительных фигур, как Хаим Вейцман и Моше Шарет.

 

"Назначение, лишенное дипломатической логики"

Абба Эвен получил прекрасное образование - закончил престижный Кембриджский университет. Служа в годы войны в разведке английской армии, он приобрел глубокие знания в области арабской культуры. В дополнение к своему великолепному английскому, он владел еще шестью языками. Его дар к риторике был столь велик, что он вошел в десятку лучших ораторов мира. "Он был выдающийся оратор, с блестящим английским, и знал, как донести свои мысли американской и международной аудитории", - сказал Миллер.

В то же время, по мнению Миллера, у Эрдана есть преимущество, которым не обладал Эвен: "Эвен пришел на израильскую арену из внешнего мира, что ослабляло его политический статус. Он не принадлежал к старой элите Бен-Гуриона, а затем Голды. Он всегда был в некоторой степени чужаком. Возможно, в этом смысле у Эрдана есть некоторое преимущество - он плоть от плоти "Ликуда"; конечно, он не человек Нетаниягу, как Рон Дермер, нынешний посол в Вашингтоне, но он естественным образом принадлежит к израильскому политическому руководству".

Миллер добавил, что "хорошие отношения с премьер-министром очень важны, хотя не следует забывать, что отношения между Эрданом и Нетаниягу неоднозначны, да и новый министр иностранных дел Габи Ашкенази - не из "Ликуда", что еще больше усложняет ситуацию".

У Миллера нет сомнений, что за назначением Эрдана стоят чисто политические соображения. "С точки зрения дипломатии, политическая компенсация, полученная Эрданом в виде назначения на эти посты, лишена логики. На этих постах должны были оказаться два талантливых дипломата. Это - расплата за политические назначения".

Эли Ашкенази, Walla!News

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке