Читайте также
100 лет прошло после погромов, называемых "событиями 1920 года". Эти нападения стали первым выстрелом израильско-арабского конфликта, они придали конфликту те национальные и религиозные тона, которые сохранились до наших дней.
19 апреля 1920 года, по пути на конференцию в Сан-Ремо, Хаим Вейцман писал своей жене Вере, которая жила в Лондоне: "Страшная вещь произошла с нами, очень страшная: погром в Иерусалиме со всеми признаками и "очарованием" погрома... Если бы не английские штыки, которые остановили нас, мы одолели бы арабов уже в первый день, но англичане забрали оружие нашей самообороны, арестовали наших людей, включая Владимира Евгеньевича (имеется в виду Жаботинский)".
Двумя неделями ранее, в первый полупраздничный день Песаха, эти погромы начались в Иерусалиме. В наши дни, пишет Надав Шрагай в "Исраэль ха-йом", эти "события" рассматривались бы не более, чем теракт среднего масштаба. Семь человек были убиты и около 200 получили ранения.
Тем не менее, это было начало новой эры, точка отсчета конфликта. Месяцем ранее в Тель-Хае погиб Трумпельдор и его соратники, но эта было сражение, связанное не столько с еврейско-арабскими отношениями, сколько с разделом османских земель между Великобританией и Францией.
Не то, чтобы у арабов Палестины раньше не просыпались национальные чувства, не возникал страх перед сионизмом и алией, начавшейся еще за десятилетия до этого, но в 1920 году, после Декларации Бальфура и прихода англичан, они обострились и окрасились в четкие политические тона. В том году в национальный конфликт добавился и религиозный фактор, в чем решающую роль сыграл ставший в 1921 году муфтием Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни.
Хусейни объявил Храмовую гору национальным символом палестинских арабов, сделал все, чтобы повысить статус мечети "Аль-Акса", использовал ее в своих политических целях и изобрел новую версию кровавого навета: "Аль-Акса в опасности", то есть уже тогда стал приписывать евреям намерение разрушить мечеть на Храмовой горе. Произошедшие сто лет назад "события" ускорили рост палестинского национального движения. Тогда были посеяны семена, из которых выросла нынешняя палестинская концепция, не признающая Израиль в качестве национального государства еврейского народа.
Разрушенные иллюзии
"События" 1920 года открыли глаза многим евреям, которые заблуждались, полагая, что ссора из-за земли между арабами и евреями будет ограничена "новыми" евреями, недавно прибывшими из-за границы, в то время как старожилам, которые жили здесь вместе с арабами в течение многих лет, не будет причинен вред.
"Среди убитых и раненых, - отметил историк Иосиф Клаузнер, - есть евреи из всех общин, всех классов, всех партий, сефарды и ашкеназы... Благочестивые раввины и свободомыслящие дети просвещения. Враг не различал их, поэтому, пожалуйста, перестаньте отличать и вы... ".
Также и иллюзия того, что иностранная сила может защитить нас, была тогда разрушена. "Мы слышали от правительства, что никакого зла не будет причинено еврейскому населению, потому что правительство поддерживает мир и спокойствие в стране", - говорилось в статье "ХаАрец" перед лицом новой реальности.
Свидетельства тех дней отражают шок и удивление. Они положили конец невинности и, что более важно - началу строительства военных сил ишува и пониманию того, что "Ха-Шомера" больше не достаточно. Тогда Элиягу Голомб убедил Бен-Гуриона, что пришло время создать более упорядоченные и масштабные силы обороны. В результате местные силы были реорганизованы, и в декабре 1920 года была официально создана "Хагана". Хотя тогда это была небольшая, слабая и рассредоточенная организация, и только спустя десятилетие она сформировалась в эффективную военную силу, но это было начало.
Терминология также изменилась. Писатель Моше Смилянский, например, пришел к выводу, что это "конфликт между двумя народами". Он и его единомышленники из "Брит Шалом" и "Ихуд" полагали, что на Земле Израиля можно создать двунациональное государство, которое будет основано на общем историческом знаменателе двух культур, но реальность смела эти устремления.
В 1920 году появились лозунги "Резать евреев" и "Палестина - наша страна, евреи - наши собаки", которые не устарели по сей день. Арабы Эрец-Исраэль стали называть себя палестинцами, и оружие, использованное тогдашними погромщиками, тоже не устарело: ножи, камни и палки.
Интересно, что в "событиях 1920 года" огнестрельное оружие вообще не использовалось. В отчете британской комиссии по расследованию "событий" описана одна из самых ярких черт палестинского терроризма, которая знакома нам и сейчас (в нынешнем году, в День памяти павших, в Кфар-Сабе 19 летний палестинец напал с ножом на женщину 62 лет): "Все свидетельства показывают, - говорится в отчете, - что эти нападения были трусливые и коварные, в большинстве - против стариков, женщин и детей. Большинство были ранены сзади".
Через интересы к миру
Так что изменилось за 100 лет, если изменилось, спрашивает Надав Шрагай? Мы отметили 72-й День Независимости Израиля, и палестинский терроризм не является экзистенциальной угрозой. Террористические организации не изменили своей конечной цели: ликвидации Государства Израиль, и эта цель по-прежнему основывается на том, что евреи не имеют право на самоопределение, поскольку иудаизм - это религия, а не национальность.
Готовность к примирению со стороны арабов, в том числе мирные договоры, были достигнуты не благодаря признанию наших прав, а в результате признания нашей силы. Они были результатом учета собственных интересов и понимания, что то, что евреи построили здесь, неизгладимо, что колесо истории нельзя повернуть вспять, и лучше иметь мирные отношения с Израилем, чем воевать с ним. Это касается властей Египта, Иордании, Саудовской Аравии, и стран Персидского залива. Это не история любви, а история интересов. Будет ли по-другому в будущем?
К сожалению, прошедшие 100 лет научили нас тому, что национальный и религиозный конфликт обычно не оставляет места для личных, человеческих отношений между евреями и арабами. С другой стороны, экономические, военные, разведывательные или другие практические интересы могут погасить конфликт, считает автор. Именно интересы способны заложить основу для чего-то другого, что может когда-нибудь породить подлинный мир между людьми, а не только мир, построенный на интересах. А пока остается строить общие интересы. Это само по себе немало и нелегко.