Читайте также
Катастрофическая ситуация, сложившаяся в результате пандемии коронавируса в ульраортодоксальных общинах Израиля, США и Великобритании, помимо общих рассуждений о их неготовности или недостаточной информированности ставит глобальный вопрос об их неэффективных отношениях с общественной системой здравоохранения.
По мнению Бена Каштана, медицинского антрополога из Еврейского университета, следует прежде всего понять, почему ультраортодоксальное общество оказалось на грани катастрофы, а разрыв между ним и общественным здравоохранением - почти непреодолимым.
Бен Каштан, исследующий, как семьи ультраортодоксальных евреев в Израиле реагируют на возможность вакцинирования, знает, о чем говорит: долгое время он работал непосредственно в общинах ультраортодоксов как в Израиле, так и в Великобритании.
По словам исследователя, правда заключается в том, что и государство, и духовные авторитеты ничего не сделали, чтобы подготовить ультраортодоксальную среду для адаптации к новым условиям, хотя у самих ультраортодоксов нет никакого антагонизма по отношению к системе здравоохранения.
"Да, в Израиле религиозные евреи составили непропорциональное большинство инфицированных COVID-19, в том числе тех, кого необходимо было госпитализировать, высок здесь и процент смертности, - замечает Бен Каштан. - И многие поспешили заявить, что именно ультраортодоксы ставят под угрозу остальных, игнорируя указания минздрава по поводу самоизоляции. Масла в огонь подлил инцидент в Бней-Браке, когда на похороны собралось около четырехсот человек. Это как бы подчеркнуло их "исключительность" в государстве, в особенности учитывая бурлящие страсти вокруг призыва ультраортодоксов в армию. Потому вывод оппонентов казался однозначным: пока мы должны соблюдать правила и инструкции, сидя дома, ультраортодоксам на это наплевать".
Однако, как подмечает исследователь, видео с похоронами, разошедшееся по соцсетям, служит примером того, как идея "исключительности" ультраортодоксов лишь усиливает предрассудки и заблуждения в желании стричь всех религиозных евреев под одну гребенку, сформировать представление об их единообразии, тогда как, напротив, любая община отличается многообразием.
В качестве примера Каштан привел реакцию британских СМИ, которые предположили, что среди евреев (не только религиозных) непропорционально велик процент летальных исходов от коронавируса. Поступали даже сообщения, что синагоги и миквы (ритуальные бассейны для омовения) в ультраортодоксальных кварталах, как ни в чем ни бывало, предлагали "свои услуги".
Как утверждалось в газете New York Times, всплеск коронавирусных инфекций и рост смертности вследствие этого в штате Нью-Йорк произошли из-за "ультраортодоксальных еврейских жителей, часть которых, по мнению властей, отказалась соблюдать требования социального дистанцирования во время похорон и в синагогах".
Недавний заголовок в Guardian гласил: "Еврейские лидеры опасаются, что ультраортодоксальные евреи пропустили сообщение об изоляции". Далее в той же публикации рассказывалось о раввине, заявившем, что не только евреи-ультраортодокы проигнорировали указание о самоизоляции, но и представители других конфессий, и непонятно, почему в данном случае внимание сосредоточено только на еврейской общине. Иными словами, речь идет о двойных стандартах – достаточно заметить, что мусульманская община Великобритании также несла непропорциональные потери из-за коронавируса, а в США церкви в некоторых штатах остались открытыми (или просто игнорировали запреты).
И все же, как считает Каштан, избыточный интерес СМИ к евреям-ультраортодоксам отнюдь не оправдывает дефицита лидерства в их среде в ходе нынешней пандемии. Высокий уровень смертности ставит также вопрос об ответственности этого общества за общественное здравоохранение. К примеру, религиозные еврейские лидеры Франции приняли решение (пусть и с запозданием) закрыть все миквы – шаг, который говорит о том, что эти лидеры берут на себя ответственность за свою паству перед лицом катастрофических событий.
Проблема с коронавирусом в сообществах ультраортодоксов Израиля или Великобритании, на самом деле, куда шире, чем упрощенные объяснения о недостаточности информирования или игнорировании соответствующих указаний служб здравоохранения.
"Семь лет работы в этом обществе, в особенности, в таких актуальных сферах, как дородовое наблюдение и вакцинация, убедили меня в том, - пишет Каштан. - Что напряженность, которую мы наблюдаем сейчас, коренится в ранее существовавших отношениях между ультраортодоксами и государством, и здравоохранение играет в этом плане очень важную роль".
Существует предубеждение, что ультраортодоксальные евреи всячески стараются уклониться от услуг, предлагаемых системой здравоохранения. Однако, как считает Каштан, базируясь на своем личном опыте, на самом деле, здравоохранение - одна из немногих сфер, где ультраортодоксы и государство напрямую взаимодействуют друг с другом. Хотя ультраортодоксы нередко посещают частные школы или учебные заведения и могут не интегрироваться на рынке труда, доступ к здравоохранению крайне важен - с точки зрения общественного здравоохранения и преобладающей еврейской традиции "пикуах нефеш" (сохранение, спасение человеческой жизни). Этот принцип особенно важно укреплять, потому что он отменяет почти любую заповедь и указывает, как общественное здравоохранение и еврейский закон могут действовать в полном согласии друг с другом, пусть и в рамках различных интерпретаций.
По мнению Каштана, трамплином к перелому ситуации могут послужить рутинные прививки. Дело в том, что в ультраортодоксальных общинах Лондона, Нью-Йорка и Иерусалима, как правило, традиционно низкий уровень вакцинации, что приводит порой к вспышкам заболеваемости, например, кори.
Так, в 2018 году в ультраортодоксальной семье в Иерусалиме умер от кори младенец – в результате отсутствия прививки. Но именно прививки могут и должны стать формальным способом развития длительных и доверительных отношений между религиозными людьми и системой общественного здравоохранения, причем, на индивидуальном уровне.
В том же 2018 году в ультраортодоскальных районах Нью-Йорка тоже была зафиксирована вспышка заболеваний корью; чтобы справиться с нею, ультраортодоксальные медсестры создали оперативную группу, чтобы противодействовать кампаниям, направленным против вакцинации, и дезинформации сообщества. Как уверяет Каштан, это - весьма продуктивный путь, позволяющий решить внутренние проблемы ультраортодоксов, опираясь на упомянутый принцип "пикуах нефеш".
То же самое касается и нехватки информации. В частности, в Великобритании указания о необходимости самоизоляции были переведены на идиш и распространены в виде листовок в тысячах домов, где проживают ультраортодоксы – для них это идеальный способ получения нужной информации.
В Бней-Браке армейское подразделение, контролирующее обстановку, также снабжено инструкциями на идише, а полиция разъезжает по городу, сообщая информацию с помощью громкоговорителей.
Однако, помимо этого, следует говорить и об ответственности за происходящее со стороны религиозных властей и духовных авторитетов, выяснить, следуют ли раввины и раввинатские суды указаниям минздрава, закрывая синагоги и прочие культовые учреждения. Если религиозные власти не стремятся следовать этим указаниям, это не обязательно означает, что они недостаточно информированы или отказываются действовать по инструкциям. В данном случае следует говорить о структурных проблемах, общих для всех без исключения мест проживания ультраортодоксов, будь то Лондон, Нью-Йорк, Иерусалим или Бней-Брак - тех реальных проблемах, которые выявила пандемия коронавируса: многочисленность семей и крепкие семейно-общинные связи, сопряженные с перенаселенностью и экономической ущемленностью, приводят к расширению заражения - как корью, так и "короной".
54 процента ультраортодоксов в Израиле находятся за чертой бедности, а потому завышенная стоимость основных средств защиты делает их недоступными для семей в густонаселенных районах бедноты – в Бней-Браке и Меа-Шеарим.
"Кризисная ситуация с коронавирусом, - подчеркнул Бен Каштан. - Выявила глубокие разногласия между государством и различными религиозными группами, обнаружив вопиющее недопонимание между ними и общественным здравоохранением. И цена этого недопонимания трагически высока".
По материалам газеты, "ХаАрец"