Читайте также
45 лет назад, 13 апреля 1975 года в маронитской церкви св.Михаила бейрутского христианского квартала Айн-эль-Раммана проходило крещение младенца. Своего сына, получившего имя Башир, крестил Жозеф Абу-Асси, активист партии "Катаиб" - "Ливанская фаланга" (правые христианские национальные силы). На обряде присутствовал и лидер "Катаиб" Пьер Жмайель. Жозеф Абу-Асси служил у него телохранителем. Интересно, что Баширом звали и младшего сына Пьера Жмаейля, и в дальнейшем этот человек стал хорошо известен. Однако в тот день около церкви появилась машина, в которой сидели…
Отмотаем немного назад. На территории нынешнего Ливана христиане проживали всегда (по крайней мере, задолго до мусульман и друзов). Они и сейчас составляют около 40 процентов населения - больше нигде в арабских странах нет такой многочисленной христианской общины. Формирование этой общины во многом является следствием прошедшей 160 лет назад в Сирии и Ливане "Дамасской резни" - хорошо подготовленного, молниеносного и оказавшегося полной неожиданностью для османских властей нападение друзов и части суннитов на алавитов, маронитов и представителей других христианских конфессий. В числе прочих тогда чуть не погиб и русский консул в Дамаске. Кстати, его и еще множество христиан как местных, так и европейских, спас герой алжирского сопротивления французам, недавно помилованный императором Наполеоном III, знаменитый воин и суфий Абд аль-Кадир. И тогда же в Ливане в первый раз высадился французский экспедиционный корпус.
Прошло 80 лет, был создан независимый Ливан с его уникальной конституцией, которая закрепила религиозный и этнический принцип единства государства, знаменитую триаду: президент всегда маронит, премьер всегда суннит, спикер парламента всегда шиит. Нельзя сказать, что до 1970 года все было гладко. Тот же Пьер Жмайель, один из лидеров христиан, натерпелся в свое время и от просирийской ССНП, мечтавшей о создании Великой Сирии (вся территория Сирии, Ирака, Ливана, Иордании, Израиля плюс еще и Кипр, и Синай) и от друзской ПСПЛ. Его младший сын Башир Жмайель, будучи еще подающим надежды молодым политиком, говорил в 1968 году так: "Ливанские христиане - часть свободного мира. Мы держим последнюю линию обороны против возврата в темные века, против террора и слепого фундаментализма, против тех, кто стремится уничтожить все ценности цивилизации и культуры". Заметьте, не "арабы", а "христиане".
В 1970 году Башира на улице жестоко избили и вывезли в свой лагерь представители новой силы, которая недавно появились в Ливане, и еще не до конца разобралась, кто есть кто. Через восемь часов Башира отпустили. Похитителями были боевики ООП Ясира Арафата. Они перебазировались в Ливан после "Черного сентября", неудачной попытки захватить власть в Иордании, когда они подняли мятеж против короля Хусейна. Потерпев поражение, ООП, при поддержке асадовской Сирии, перебралась в Ливан, создала там систему лагерей и продолжила войну с Израилем, террористические атаки по всему миру на евреев и союзников Израиля (Мюнхенская олимпиада, взрыв в Гамбурге, угоны самолетов). Фактически они превратились в террористическое государство внутри обычного и даже, по ближневосточным меркам, вполне демократического государства, пусть и очень слабого. Например, в те годы понятие "ливанская армия", как таковое, отсутствовало. То же можно было сказать и о полиции, таможенной службе и т.д. К 1975 году напряжение между ООП и ливанскими правым силами (прежде всего маронитами) достигло критического уровня. Левые силы Ливана - те же ПСНЛ, коммунисты, часть суннитов и просирийские партии - решили, что с помощью Арафата они смогут захватить власть в стране. У каждой партии были свои вооруженные формирования. Для взрыва достаточно было одной искры.
Вернемся к началу. Пока в церкви св.Михаила крестили младенца, появилась машина, битком набитая боевиками ООП. Они начали задирать и оскорблять охрану Пьера Жмаейля, потом открыли огонь в воздух. Охрана открыла ответный огонь. Один из боевиков ООП был ранен, машина уехала… Через полчаса, когда участники церемонии выходили из церкви, по ним открыли огонь вернувшиеся боевики ООП. Одновременно они со стороны своего лагеря Тель-Заатар начали стрелять в сторону позиций фалангистов. При обстреле церкви погиб сам счастливый отец Абу-Асси и трое его друзей, прикрывших телами Пьера Жмаейля. Естественно, по христианским кварталам побежал слух, что их лидера подло убили. Отряды маронитов-фалангистов заняли позиции, изготовившись к бою. Тут со стороны Тель-Заатара подъехал автобус с символикой ООП, который, как выяснилось потом, вез безоружных людей с очередного проарафатовского митинга. Фалангисты не стали разбираться, кто внутри и просто изрешетили автобус пулями. Погибло 27 человек. Этот день вошел в историю как "Автобусная резня". Уже вечером в особняке лидера "левомусульманских" сил, Камиля Джумблата, собрались его сторонники, которые заявили о необходимости ответных мер. Началась печально знаменитая ливанская гражданская война, которая, то затухая, то вновь разгораясь, длилась фактически до 2005 года, до Революции кедров и окончанию сирийского военного присутствия в Ливане. Судьба множества участников тех событий сложилась печально. А сам Ливан подвергся тяжелейшим разрушениям и навсегда утратил славу "жемчужины Ближнего Востока".