Читайте также
Когда произошел исход сынов Израиля из египетского рабства?
Учитывая, что Тора не называет имена фараонов (как того, при котором Моше родился, так и того, при котором 81 год спустя евреи покинули Египет), научная датировка этого события достаточно затруднительна.
В исследовательской литературе в качестве возможных кандидатов называют несколько имен, начиная Яхмосом I (1550-1525 до н. э.) и кончая Сетнахтом (1189-1186 до н. э.), время правления которых растянулось почти на четыре столетия.
Согласно еврейской традиции, исход имел место приблизительно в середине этого теоретически допускаемого наукой периода - в 1312 году до н.э., т.е в 2448 году от сотворения мира. Эта дата получена в результате анализа внутренней хронологии масоретского текста. Таков результат расчета, произведенного Раши в комментарии на "Авода Зара" (9.а), но известного и ранее, см. например, "Тшувот агеоним" "Архавей" 45).
В какой мере можно доверять как традиционной еврейской хронологии, так и этим расчетам? В какой мере можно относиться к 14 нисана 2448 года - легендарному дню (и году) рождения Израиля - как к исторической дате?
Известные сомнения неизбежны. Разве религия и наука - это не два разных никак не пересекающихся пласта человеческого мировосприятия? Разность их подходов признает даже и сама религия, отличающая, например, прямой смысл сказанного в священном источнике - "пшат", от его истолкования - "драш".
Так, например, слова Торы "Авраам стал стар и в летах преклонных, а Господь благословил Авраама всем ("ба-коль")" (Брешит 24:1) истолковываются одним мидрашом в том смысле, что "коль" ("все") - это имя дочери, которая на старости лет родилась у Авраама. Рассказывают, что один ученик спросил своего рава: почему Авраам послал искать невесту для Ицхака в далекое Междуречье, если для него в земле Кнаан имелась такая замечательная партия?
- Потому что невозможно поженить пшатного жениха на драшной невесте! - объяснил раввин.
Не заключаем ли мы такой фантасмагорический брак, относясь к мидрашистской хронологии как к собственно исторической?
Вопрос этот особенно интересен в том случае, если такой трюк позволяет открыть нечто новое не только в истории (ТАНАХ, как документ), но и в религии (реальная история, вдыхающая в ТАНАХ дополнительные смыслы).
Так, если отнестись к 2448 году как историческому, то выяснится, что 21 нисана (когда расступились воды Ям-Суф) пришлось на равноденствие. Равноденствие же является большим праздником всех солнцепоклонников, первыми из которых, как известно, были египтяне.
Иными словами, "(историческая) наука" показывает "религии", что последний праздничный день Песаха был таким же победоносным как и первый; что 21 нисана был дополнительный (к 15 нисану) день суда над египетскими богами ("и над богами египетскими произведу суд").
Если мидрашистский 2448 год соответствует историческому году исхода, то значит 21 нисана Всевышний не просто потопил египетскую конницу, но и надругался над ее главнокомандующим - Атоном, подобно тому, как 15 нисана Он надругался над Амоном (праздник которого был 15 нисана, когда зодиак Овна находился в зените).
Между тем в Гемаре (Шабат 87.б) содержится одно утверждение, которое, казалось бы, ставит под сомнение хронологические расчеты Раши. И это утверждение, что 10 нисана, день, в который евреи отобрали ягнят для заклания, был субботним днем.
Между тем, если мы заглянем в еврейский календарь, то обнаружим, что 10 нисана пришлось в том году вовсе не на субботу, а на в четверг!
Однако все становится на свои места, если принять во внимание, что в той же Гемаре обсуждается возможность того, что год исхода был объявлен високосным годом!
Мы привыкли к тому, что високосный год устанавливается по четкому алгоритму: 19-летний Метонов цикл содержит 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 - високосных по 13 месяцев, порядок которых внутри цикла строго фиксирован. Но дело в том, что Метонов цикл - это протез, которым еврейская традиция стала пользоваться только через несколько столетий после разрушения Храма.
До той же поры високосные года определялись не календарным алгоритмом, а согласно требованиям Торы - эмпирически-визуально. В древности никто заранее не знал, как наречется следующий месяц - Адар или Нисан. Это зависело от целого ряда климатических условий, напрямую подвластных Создателю.
Так, комментируя заповедь Торы "соблюдай месяц Авив" (Дварим 16:1), Раши со ссылкой на Сангедрин (11.б) пишет: "До его наступления наблюдай, чтобы он был хорош для колошения, чтобы принести в этот месяц хлебное приношение омера; в противном же случае, прибавь к году". Имеется в виду, прибавь в этом уходящем году 13-ый месяц Адар.
Но это значит, что пасхальным в 2448 году был не тот месяц, который указывает электронный календарь (нисан), а следующий за ним - ияр, а 10 ияра того года, согласно календарю, пришлось как раз на субботу.
Это ясно показывает, что подсчет, произведенный Раши, с одной стороны, был хорошо известен мудрецам за тысячу лет до него, а во-вторых, полностью соответствовал требованиям еврейского календаря и еврейской хронологии. Значит это также и то, что отношение к 2448 году как к историческому вполне оправданно.