Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Спад производства из-за COVID-19 не спасет природу

Человечество столкнулось с пандемией коронавируса. И ее последствия уже привели к параличу многих отраслей экономики по всему миру. Отсюда и вопрос: что делать?

Олег Никифоров
24.03.2020
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Наверное, сейчас уместно задаться вопросом, от какой напасти может погибнуть человечество. Как правило, политики апеллируют к частностям, связанным с их опытом. Финская телекомпания Yle обратилась к футурологу Кариму Джебари из шведского Института исследований будущего, чтобы узнать, насколько вероятен тот или иной сценарий гибели человечества. Климатический кризис, находившийся до сих пор на первых полосах массмедиа в качестве возможной причины гибели человечества, по мнению ученого, нашему виду не грозит. Сценарий, который мог бы иметь фатальные для нас последствия, можно допустить, только если представить, что климат станет таким же жарким, как на Венере. Но это лишь теории любителей порассуждать о конце света, заверяет Джебари. Он оговаривается, что климатический кризис способствует росту других опасностей – например, войн и пандемий. Кроме того, такой кризис может повлиять на экономику.

Человечество столкнулось с пандемией коронавируса. И ее последствия уже привели к параличу многих отраслей экономики по всему миру. Отсюда и вопрос: что делать? Возьмем наиболее мощную европейскую экономику – немецкую. Гамбургская газета Zeit утверждает, ссылаясь на прогнозы ведущих экономических институтов, что пандемия может привести к обрушению немецкой экономики на 9%. Конечно, при условии, что пандемия продлится не один месяц. Спад экономической деятельности, закрытие границ, прекращение турпотоков, сокращение авиаперелетов и т.п. – уже привели, как отмечает газета Handelsblatt, к падению потребления электроэнергии на 20%. Частичное прекращение функционирования автозаводов и других промышленных объектов, как посчитало консалтинговое энергетическое агентство Enervis, приведет к сокращению выбросов двуокиси углерода на 12–25 млн т в год. По данным сайта Carbonbrief, замедление темпов роста в КНР привело к сокращению выбросов диоксида углерода на 25% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году. Та же картина в Италии.

Но кризис, вызванный пандемией, – не решение всех проблем, связанных с потеплением, считает Мартин Биалецки из телерадиокомпании Deutschlandfunk. Он опасается, что промышленный спад отодвинет заботу о климате на годы. Раздаются голоса, требующие забыть климатическую тему и сконцентрироваться на проблеме оживления экономики. Дело дошло до того, что в Бундестаге даже зеленые требуют от правительства оказать финансовую помощь промышленности, не выделяя зеленые отрасли.

В складывающихся условиях, по мнению шведского футуролога, разумные инвестиции представляются необходимыми в медицину. Он отмечает, что пока есть экономические ресурсы на исследования и соблюдение гигиены, пандемии в целом можно контролировать. Неслучайно, по данным информагентства Deutsche Welle (DW), правительство Германии обратилось к автоконцернам с запросом о возможности изготовления медоборудования на их производственных мощностях. По мнению агентства Bloomberg, решение о переводе мощностей на медцели должны принять сами автопроизводители. Подобные планы существуют и в США. Как отмечает Андрей Колесников из Московского центра Карнеги, «туда, где из жизни выключаются частные бизнесы, основанные на удовлетворении массового спроса, приходит государство. Нужно не допустить массовых провалов в бедность, компенсировать убытки предприятиям и зарплаты работникам. А кто это будет делать? Государство. Причем государство с подорванной – из-за ослабления потока собираемых налогов – доходной базой».

Государственные мужи должны хорошо представлять не только кого спасать, но и что делать дальше. На передний план после спасения населения выходит цифровизация, которая позволит промышленности функционировать эффективнее и, главное, резко снизить такой ненадежный фактор производства, как человек, который будет заменен роботом. Пандемия меняет и политический климат в Германии. Мюнхенская газета Merkur отмечает, что пандемия влияет на политические предпочтения немцев. Согласно опросам, проведенным институтом по изучению общественного мнения Forsa, «Христианско-демократический союз» (ХДС), к которому принадлежит канцлер Ангела Меркель, прибавил в симпатиях избирателей за последние две недели шесть пунктов. За ХДС и его партнера – баварский «Христианско-социальный союз» (ХСС) – готовы проголосовать почти 33% избирателей. Зеленые же потеряли голоса, за них готовы проголосовать 20%. Потеряли голоса также левые и правые популисты. Социал-демократы, управляющие страной вместе с ХДС/ХСС, улучшили положение. В связи с этим немецкий аналитик Габор Штайнгарт пишет в своем издании Morning Briefing, что безработными в кризис как раз становятся популисты. Они, как правило, не предлагают конкретных мер. Кризис делает нас честнее, считает Штайнгарт.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке