Читайте также
Ночь темнее всего перед рассветом.
Бенджамин Дизраэли
Что было, то и будет в этом бесконечном беге по замкнутому кругу. Те же глупые ошибки, и те же неминуемые грабли. Вы никогда не задумывались, почему овцы никогда не объединяются против волков? Потому что самое большое личное овечье счастье в том, чтобы избежать волчьей пасти. Пусть даже ценой гибели других овец. Так вот, мы в подавляющем большинстве своей тоже напоминаем овец. Ибо встав зачастую на правильный путь, вдруг замираем в нерешительности. Вместо того, чтобы идти вперед. А тому, кто не хочет что-то изменить в своей жизни, при всем желании уже не помочь.
XX век можно без преувеличения назвать еврейским. Поскольку именно евреи творили историю. Проявив себя и в полном блеске, и в полной нищете. Без Троцкого не было бы Сталина. И "вождь народов" прекрасно это понимал. Поэтому, безжалостно уничтожая ленинскую гвардию, он откровенно давал понять, что не пощадит и "демона революции". Лейб Бронштейн, скрывавший собственное ненавистное еврейство за партийными масками-кличками, понимал это не хуже своего заклятого врага. И, похоже, сам искал смерти. Так во всяком случае показалось Бебе Идельсон, которая специально приехала к нему из Палестины, чтобы предупредить о готовящемся покушении. Ответ обескуражил даже ее, видавшую виды рабочую активистку: «Я предпочитаю умереть в Мексике как интернационалист, чем жить в еврейском гетто».
И Гитлеру тоже расчистили дорогу евреи. В частности, Вальтер Ратенау. Сын известного промышленника, наделенный массой талантов, он в тяжелейшее для Германии время перестроил ее промышленность на военный лад. Это не спасло страну от поражения в Первой мировой войне, но зато помогло избежать неминуемого краха. Еще более впечатлительны его успехи на дипломатическом поприще. Он сумел убедить британского премьера Ллойда Джорджа отказаться от требования выплаты германских репараций, что надолго рассорило Париж с Лондоном. А на Генуэзской конференции подписал с Россией Рапалльский договор. Главную его ценность составляли устные договоренности, согласно которым Берлин получил право производить на советской территории любое вооружение и боеприпасы, а также готовить будущие офицерские кадры, ставшие костяком гитлеровской армии. Зато сам Ратенау был убит. Всего через два месяца после своей триумфальной поездки в Италию. Но запущенная им военная машина работала исправно и бесперебойно. Приближая звездный час фюрера.
Не менее трагична судьба и Фрица Габера, снискавшего печальную славу "отца химического оружия". Под его руководством был создан горчичный газ, впервые примененный в сражении при Ипре, в результате чего пострадало свыше 15 тысяч солдат противника. Узнав об этом, Клара Иммервар - жена Габера и тоже, кстати, химик - свела счеты с жизнью. В 1946 году ее примеру последовал и их сын Герман, осознавший весь ужас отцовских деяний: разработанный его институтом "Циклон Б"нацисты использовали для массового уничтожения евреев. В том числе и ближайших родственников самого Фрица Габера. Его не спасли ни заслуги перед родиной, ни нобелевская премия, которую он получил за синтезированный аммиак, открывший дорогу для производства азотных удобрений. Он вынужден был бежать из Германии, с благородностью приняв предложение Хаима Вейцмана возглавить институт в Реховоте, но до Палестины так и не доехал, скончавшись в пути от инфаркта.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. Но заставить себя просчитать, к чему могут привести наши не всегда похвальные усилия, мы не только должны, а просто обязаны. Безбашенный человек опасен лишь для окружающих. Безбашенный еврей - прямая угроза вообще для всех. И когда я вижу на экране безжизненное лицо Берни Сандерса, сразу же вспоминаю брошенную лет пять назад в вагоне метро фразу: "Лучше жаба на обед, чем еврей-президент!". До сих пор весьма почитаемый многими Теодор Драйзер выражался проще и жестче: «Некоторым расам, как и некоторым лошадям на скачках, требуется узда... Преследования евреев и изгнание из страны без средств к существованию говорят не только о социальной справедливости, но и о мудрости Германии». А на чью-то возмущенную реплику, что если следовать такой точке зрения, то евреи должны были бы уже захватить власть в Америке, и вовсе отрезал: «Дайте время, и они ее захватят».
Сегодня эти слова вновь актуальны. И находят горячий отклик не только у тех, кто верит в мировой еврейский заговор. Поскольку в нынешней президентской гонке участвовало рекордное число евреев. Начиная от писательницы Марианны Уильямсон и заканчивая миллиардерским "пулом" во главе с Майклом Блумбергом. Не считая "жидовствующего" Дональда Трампа, которого в одинаковой степени ненавидят как демэлита, так и профессиональные евреи из созданных под себя многочисленных организаций или прикормленных из общественных кормушек. Америка, конечно, уже далеко не пуританская, но все-таки тоже устала от этого "несанкционированного" нашествия разного рода безумных сандерсов.
Хотя не так уж, по-видимому, Сандерс и безумен, если сумел увлечь за собой молодежь. Это задел на будущее. Даже при условии, что его самого сдадут в политический ломбард. Проблема, однако, в том, что скамейка запасных у демократов, как никогда, узка. Престарелый Джо Байден может конкурировать разве что с восьмидесятилетней Нэнси Пелоси. Почему же тогда именно на него была сделана ставка? Скорее всего, чтобы использовать его в качестве ширмы. Барака Обамы и его команды. Другого объяснения у меня нет. А чего у лузера не отнять, так это поддержки единомышленников. У Байдена есть один существенный недостаток: он из тех политиков, которые слишком громко думают. Несколько лет назад в свою бытность вице-президентом он огорошил лидеров еврейских организаций, заявив, что "как бы глубоко вы ни вжились в Соединенные Штаты... гарантия выживания только одна - Израиль".
Не будем придираться к словам. Каждый формулирует мысль, как умеет. Правда, никогда не поздно начать все сначала. Или вообще не начинать. Поскольку правила кардинально изменялись. Вся интрига в том, что при любом раскладе победитель известен заранее - коронавирус. Проигравшие тоже. Чем свирепей будет эпидемия, тем быстрей назначат виновных. И не спасут ни еврейские голоса, ни еврейские деньги. Ситуация и в самом деле патовая. Ведь главный козырь Трампа - экономика, а она сейчас в руинах. Но с другой стороны, и Байдену предложить нечего. Кроме государственного регулирования, ведущего все к тому же сандеровскому плану "народного социализма". Что почти нереально при жесткой экономии и ограниченных ресурсах. И вовсе не факт, что избиратель захочет менять лошадей на переправе. Тем более, что на возвращение к прежней жизни потребуется определенное время, которого всегда в обрез.
Еще запутанней ситуация в Израиле, где раз за разом повторяется одно и то же. И при этом все почему-то ждут другого результата. После третьих кряду выборов страна все в том же тупике. Чтобы по-настоящему оценить их результаты, достаточно посмотреть на реакцию врага. А она далека от сдержанной. И это серьезный повод для беспокойства. Но за кажущимся хаосом явно просматривается стройная система сдержек и противовесов. При таком раскладе договориться практически невозможно. Ибо бессилие вызывает подозрительность, подозрительность порождает недоверие, а недоверие лишает разума. Сомнения - это первый признак политического самоубийства.
Уходить надо вовремя. Чтобы после твоего ухода вздохнули не с облегчением, а с сожалением. Но Нетаниягу не уйдет. Почему? Попробую дать свою версию. А уж соглашаться с ней или нет - дело сугубо личное. Его родословная ведет отсчет от рода левитов. И уходит корнями к дому пророка Натана, который больше известен как наставник сначала царя Давида, а затем и его сына Соломона. Хотя и считается одним из авторов "Книги царей". И это почти все, что мы знаем о нем. Поскольку написанные им книги до нас не дошли. Но по семейному преданию, именно его потомкам предстоит сыграть основополагающую роль в конце времен. Об этом еще сто лет назад говорил раввин Нетан (Нетаниягу) Милейковский, перебравшийся с семьей из Польши в Палестину в 1920 году.
Его сын Бенцион Нетаниягу прожил длинную и яркую жизнь. Какое-то время работал личным секретарем Владимира Жаботинского, а затем с головой ушел в науку, став одним из ведущих специалистом по истории марранов.
Похоже, он тоже верил в свою необычную семейную миссию. Но еще больше верил в миссию детей. Особенно выделяя при этом старшего - Йонатана, который, как ему казалось, вполне мог изменить ход не только региональной истории. И он действительно обладал необходимым для этого потенциалом. Однако так и не смог его реализовать, поскольку погиб при невыясненных до конца обстоятельствах в операции "Энтеббе". Но зато на первые роли стремительно выдвинулся Биньямин Нетаниягу, главным преимуществом которого было разве то, что он родился уже в независимом Израиле. Отец ревностно следил за восхождением сына и не стеснялся, когда считал нужным, жестко его критиковать. Он наверняка постоянно сравнивал сыновей. И это сравнения было явно не в пользу среднего.
Но у Провидения свои планы. И свои исполнители. В книге "В режиме реального времени" Биньямин Нетаниягу описывает свою первую встречу с Любавичским Ребе, состоявшуюся в 1984 году, когда он был назначен послом в ООН. Был праздник Симхат-Тора, и после очередного танца рабби Шнеерсон вдруг отозвал его в сторону и совершенно неожиданно сказал: «Где бы вы ни находились, везде и всегда зажигайте свет правды. Тем более, что вам предстоит стать премьер-министром...». После чего, якобы, добавил вконец потрясенному начинающему политику: «И передать бразды правления Спасителю». Я всегда воспринимал это как очередную хасидскую майсу. Примерно такого же уровня, что Машиаха приведут далекие от религии советские евреи. Но теперь, глядя на острые израильские баталии, мне это уже не кажется невероятным. В конце концов, и выход из Египта произошел задолго до запланированного срока. В противном случае выводить было бы просто некого.
Самое удивительное, на мой взгляд, что и сам Нетанягу твердо верит в свою особую миссию - спасителя народа. И это придает ему дополнительные силы. Не исключено, что даже и коронавирус он воспринимает как знак Свыше. Точно так же должны подхотить к нему и мы. Это не наказание. И не расплата за грехи и ошибки. Это испытание. Нашей доброты и отзывчивости. Нашей решимости и стойкости. Нашей готовности прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Это альтернатива страху, который не только отпугивает, но и создает вокруг себя непроницаемую зону отчуждения. Победить его можно лишь одним средством - коллективной волей. Поэтому в переломные времена у евреев объявлялся всеобщий сбор. Так было в пустыне при сооружении мишкана. Так было и при строительстве и восстановлении Храма. Так было и все последние семьдесят лет со дня чудесного израильского возрождения. И это лучшая гарантия того, что так будет и впредь.