Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+29+23

Мнения

А
А

Тора, как учебник любви всех видов

Если одни страницы Книги книг залиты кровью, другие наполнены описанием любви, какой бы она ни была. Во всех видах, без норм и правил - здесь описано все, что со временем стало называться человеческими страстями.

02.03.2020
Источник: Детали
Creative Commons

"И увидел ее Йехуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что дашь мне, если войдешь ко мне?.. И вошел к ней, и она зачала от него" (Бытие, 38:15-18)

Не случайно ТАНАХ называют Книгой книг. Дело не только в том, что оттуда взяты все темы и сюжеты мировой литературы. До сих пор поражает воображение свобода и раскованность библейских авторов, не знавших ни цензуры, ни самоцензуры, не боявшихся называть вещи и людей своими именами. Если одни страницы Книги книг залиты кровью, другие наполнены описанием любви, какой бы она ни была. Во всех видах, без норм и правил - здесь описано все, что со временем стало называться человеческими страстями.

А ведь речь идет о главном религиозном каноне, о Священной книге, на которой выросла подавляющая часть человечества.

Мы привыкли считать религию подчеркнуто суровой, строгой и закрытой в отношении всего, что связано с плотской любовью. Раздельное обучение мальчиков и девочек, закрытая одежда (с запретом на яркие тона!), сватовство в присутствии родителей, запрет даже на рукопожатие, не говоря уже о невозможности мужчины и женщины остаться наедине, если они не муж с женой и не ближайшие родственники - все это, казалось бы, никак не располагает к любви.

А как  обстояло дело в древности? Что рассказывает об этом Тора?

Несмотря на общую лаконичность повествования, Тора полна разномастной эротики. Что-то она осуждает, как грех, что-то списывает на необдуманный проступок героя, а кое-что считает вполне законным и оправданным.

Любовь стала причиной грехов и бед многих исключительно положительных библейских героев. Царь Давид был одним из самых больших праведников, пока не увидел купающуюся Бат-Шеву и не отправил ее мужа на смерть, чтобы овладеть этой женщиной. Платой за это стала смерть их новорожденного сына.

В конце концов, даже праотец Авраам был с Агарью, хотя ему уже был обещан сын от Сары, после чего родился Ишмаэль (от которого, как известно, произошли арабы). Не говоря о том, что Авраам "откупился" от фараона, назвавшись братом, а не мужем Сары, и позволив взять ее во дворец.

Любовь и похоть лежат в основе доброй половины сюжетов Торы.

Шхем, возжелав Дину, похищает ее; Яаков работает на Лавана, чтобы женится на Рахели; жена Потифара соблазняет Иосифа; Амнон насилует свою сводную сестру Тамар; Михаль, дочь царя Шауля, влюбляется в Давида и помогает ему бежать - эти сюжеты бесчисленны.

Что надо считать правильной любовью с точки зрения иудаизма? Это - любовь между мужем и женой, оба должны быть евреями, естественным продолжением их чувств должно быть деторождение. Это - эталонные отношения Авраама и Сары, Ицхака и Ривки.

Но и образ продажной любви далеко не однозначен в иудаизме. Единственный "положительный персонаж" из ханаанейского города Йерихо – это содержательница постоялого двора и по совместительству проститутка Рахав, которая укрывает израильских разведчиков, и после становится женой Йехошуа бин Нуна.

Про одного из израильских судей Ифтаха бен Гилаада (о котором Фейхтвангер написал роман "Ифтах и его дочь") говорится, что его матерью была проститутка. Проституткой притворилась Тамар, чтобы соблазнить Йехуду и зачать от него ребенка – с этой цитаты мы начали: она еще взяла с него деньги за любовь. Единственным условием, оказывается, была необходимость закрыть лицо, чтобы не быть узнанной.

К проституткам любил захаживать и богатырь Шимшон (Самсон), который поддался чарам прекрасной филистимлянки Далилы и признался, что вся его сила - в длинных волосах. Она тут же пошла за ножницами - и без волос это признание стоило ему головы.

Если отношение к проституции в Торе можно описать, как условно-лояльное, совсем другое отношение к "содомскому греху", он же "маасе мицраим" ("египетское деяние"), который карался смертной казнью. Вопреки распространенному мнению, это не только мужеложство, но и все виды противоестественных отношений, которые не приводят к рождению детей. В этом смысле проституция была не так греховна, потому что от нее могли рождаться дети. Кроме того, "маасе мицраим" могло рассматриваться еще и как служение языческим культам, потому что многие культы соседей-язычников включали в себя ритуальные беспорядочные половые связи во время празднеств.

Что касается внебрачных связей и заповеди "не прелюбодействуй", здесь были возможны нюансы.

Например, разрешалось силой взять "эшет яфат тоар" (букв. "красавицу", девушку-пленницу на войне) и впоследствии жениться на ней - при условии прохождения ею гиюра, который был намного легче нынешнего.

Что касается супружеской измены, то официально за это полагалась смертная казнь, которая, впрочем, никогда не приводилась в действие. Чтобы казнить человека за супружескую измену, требовались свидетельства двух евреев, которые сначала были свидетелями намерения совершить измену, пытались отговорить, но получили четкий отказ, а потом лично наблюдали факт измены. Естественно, найти таких свидетелей не представлялось возможным.

Однако, ребенок, рожденный в результате измены замужней женщины с замужним мужчиной, получал статус "мамзера" (незаконнорожденного) и на него накладывался целый ряд ограничений, включая невозможность вступить в брак с кем-то, кроме такого же "мамзера". 

А как библейские нравы отразились на современных израильтянах?

Нерелигиозные люди мало чем отличаются от всех прочих во всем мире. Тогда как религиозным свойственна стыдливость, из-за которой даже запрещалось читать "Песнь песней" с ее эротическими мотивами до достижения 30-летнего возраста. А  сами мотивы раввины объясняли как взаимоотношения Всевышнего с народом Израиля, а не между мужчиной и женщиной.

Однако на практике видно, что такая стыдливость – явление последних нескольких сотен лет, а ранние комментаторы Торы описывали и трактовали любовные эпизоды открыто и без всяких метафор.

Иллюстрация: фрагмент картины Яна Массиса "Давид и Бат-Шева", Wikipedia public domain.

Читайте также