Читайте также
…Лучшим доказательством этой истины стало создание в Иордании Международного научного центра по физике микрочастиц, в котором бок о бок работают ученые Израиля, Иордании, Египта, Ирана, Турции и Пакистана. В ближайшее время к ним должны присоединиться ученые Бахрейна и ряда других арабских стран.
Данный факт не принято афишировать, да и учитывая нынешние отношения Израиля с Ираном и Турцией, смену власти Египта и полное отсутствие дипотношений между Израилем и Пакистаном, все это выглядит нереальным, но, тем не менее, это правда: в апреле 2012 года все вышеперечисленные страны подписали договор о сотрудничестве в области физики и создании на территории Иордании, в 30 км от границы с Израилем, нового научного центра. Сердце Центра стал новый ускоритель микрочастиц. Долевое участие каждой страны-участницы проекта составило $5 млн. Руководителем Центра (а значит, и координатором работы всех групп ученых) назначен 37-летний иорданский физик Хамад Травуна выпускник Стокгольмского университета, он защищал докторскую диссертацию и проходил постдокторантуру в Университете Беркли (Калифорния).
Идея создания такого Центра зародилась на международной конференции по физике, проходившей в Синае 1995 году, вскоре после убийства израильского премьер-министра Ицхака Рабина. Уже тогда физики из стран Ближнего Востока, Африки и Азии поняли, что им не стоит ждать милостей от Европы, а так как ни одной из стран этих регионов не по силам создать свой современный ядерный центр, то действовать надо так же, как европейцы то есть основать такой Центр совместными усилиями. Один из авторов этой идеи, израильский физик Элиэзер Рабинович был вдобавок ко всему убежден, что существование такого центра послужит делу сближения народов. Но, как видим, реализация этой идеи заняла многие годы. Причем все стороны признают, что решающая роль в создании нового Центра принадлежит Израилю по той простой причине, что израильское правительство первым согласилось выделить на его строительство 5 млн. долларов, а за ним уже подтянулись Турция, Иран, Пакистан, Египет, Иордания.
Сегодня профессор Еврейского университета, директор Института передовых технологий Элиэзер говорит о том, что отношения между всеми работающими в центре учеными просто прекрасными. Правда, иранцы держатся чуть обособленно, но даже за первые несколько месяцев работы чувствуется, что они начали "оттаивать".
Хамад Травуна говорит, что трудности, в общении, безусловно, существуют, в том числе и языковые. К примеру, у иорданцев и израильтян приблизительно один и тот же акцент на английском и вдобавок (так как иврит и арабский родственные языки) они время от времени вставляют в разговор слова из родного языка. Все это не очень нравится пакистанским ученым, которые говорят на куда более совершенном английском, чем евреи и арабы, и вдобавок не понимают их акцента.
Обвинения в том, что они держатся обособленно, сотрудники других научных коллективов как раз обращают не к иранцам, а к израильтянам. Дело в том, что, в отличие от других работающих в центре ученых, израильтяне никогда не ночуют в местной гостинице, а по окончании рабочего дня возвращаются на родину. По словам проф. Рабиновича, это никак не связано с нежеланием израильских ученых общаться с коллегами в неформальной обстановке, а объясняется решением израильских спецслужб, опасающихся, что в иорданской гостинице израильские ученые могут стать жертвами теракта.
Производить какие-то съемки и, тем более, фотографировать работающих в Центре ученых категорически запрещено: к примеру, ни Ирану, ни Пакистану не нужно, чтобы в израильских или каких-либо других западных СМИ появились бы фотографии их граждан в обнимку с израильтянами. Но сам факт, что подобное сотрудничество возможно, говорит о многом. В первую очередь - о том, что вроде бы враждующие между собой страны Ближнего и Среднего Востока, когда им нужно, вполне могут находить общий язык. А значит, рано или поздно они сумеют договориться и по другим проблемам.