Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+12+9

Мнения

А
А

Новое правительство не умиротворило Ливан

Обнародование нового состава правительства проходило буквально под разрывы гранат со слезоточивым газом, которыми силы безопасности разгоняли протестующих ливанцев.

Равиль Мустафин
23.01.2020
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Президент Ливана Мишель Аун в ночь на среду утвердил состав нового правительства технократов во главе с 60-летним Хасаном Диабом. Таким образом, закончился трехмесячный период политического вакуума, в котором пребывала страна с момента отставки бывшего премьер-министра Саада Харири. Однако сбить высокую волну протестов, охвативших всю страну, не удается.

В составе нового кабинета 20 министров, 6 из которых – женщины. Для арабской страны это довольно непривычно, тем более что пост министра обороны впервые возглавит Зейна Акар, которая также заняла кресло вице-премьера. Другим представительницам прекрасного пола достались портфели министров спорта и молодежи, труда, юстиции, информации, по делам беженцев.

Премьер-министр Хасан Диаб – выходец из академических кругов. В прошлом правительстве он занимал пост министра образования. Ранее работал проректором Американского университета в Бейруте. В числе партий и движений, на которые он собирается опираться, – шиитская радикальная организация "Хизбалла", которая считается террористической в США и Израиле, а также более умеренная "Амаль" во главе со спикером парламента Набихом Берри, которая также объединяет шиитов.

На пост главы ливанского внешнеполитического ведомства вместо зятя президента Джебрана аль-Басиля назначен такой же христианин-маронит Насыф Хитти. Министром внутренних дел стал суннит Мухаммед Фахми. Финансами будет распоряжаться шиит Гази Вазни.

Формирование правительства не только не сбило последнюю волну протестов, начавшихся 14 января, но еще больше подлило масла в огонь. Обнародование нового состава правительства проходило буквально под разрывы гранат со слезоточивым газом, которыми силы безопасности разгоняли протестующих ливанцев, пытавшихся прорваться в здание парламента. Многие граждане страны недовольны назначением нового правительства, считая, что министры не являются независимыми и тесно связаны с правящими партиями и "Хизбаллой". В качестве доказательств оппозиция приводит факты, когда кандидатуры министров выдвигались конкретными политическими партиями.

Самый свежий тому пример связан с неожиданными требованиями христианской партии "Марада" и просирийской Ливанской демократической партии включить в состав уже практически сформированного к 17 января правительства своих кандидатов. Пришлось срочно вводить две новые министерские должности, увеличивая их количество с 18 до 20, а также переносить обсуждение состава кабинета на 19 января, что и послужило причиной задержки с утверждением нового правительства.

Тем не менее Диаб отвергает обвинения в том, что его правительство сформировано из представителей одного политического лагеря. По его словам, новый кабинет – это правительство всех ливанцев и у него есть все необходимое для успешной деятельности – "высокая квалификация, воля к преодолению трудностей, доверие людей".

Новый кабинет начинает работать в условиях острого экономического и финансового кризиса и опутавшей страну коррупции. Экономика практически не показывает роста, у Ливана огромные долги, дефицит бюджета превышает 11% ВВП. По данным ливанского синдиката по обмену валюты, на которые ссылается агентство AP, курс ливанского фунта, искусственно поддерживавшийся в течение 30 лет на одном уровне, за последние недели упал на черном рынке почти на 60% – до уровня 2000 и даже 2500 фунтов за 1 долл., в то время как официальный курс остается на отметке примерно в 1500 фунтов за 1 долл.

Ливану требуется срочная финансовая помощь. Хорошо известно, что страна страдает в первую очередь от финансовой блокады и санкций. В поисках доноров новый премьер намекает на то, что свою первую зарубежную поездку он совершит по странам Персидского залива. Он не скрывает, что главным образом его интересует Саудовская Аравия, которая во многом поддерживала его предшественника Харири.

Надеяться на помощь со стороны США особо не приходится. По сообщению ливанской газеты "Аль-Джумхурийя", в Вашингтоне оценивают нынешнее экономическое положение Ливана как весьма тревожное и возлагают всю ответственность за ухудшение хозяйственных показателей на власти страны, которые в течение долгих лет игнорировали рекомендации Всемирного банка провести необходимые реформы.

Комментируя мнение американских специалистов, высокопоставленный ливанский чиновник на условиях анонимности сравнил трудности, которые переживает его страна, с запущенной и практически неизлечимой болезнью. Ливану, по его словам, возможно, предстоит пройти очень долгий и мучительный путь, чтобы "восстановить живучесть". Тем более что ситуация продолжает ухудшаться, а международные финансовые институты по-прежнему настаивают на необходимости срочно приступить к осуществлению реформ, призывая власти взять на себя инициативу.

Что касается российско-ливанских отношений, то, по мнению доцента РГГУ Сергея Медведко, смена правительства не должна каким-то образом повлиять на традиционно хорошие связи между Москвой и Бейрутом.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке