Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Террористов определят на глазок

Воздушные суда израильских авиакомпаний по праву считаются самыми безопасными в мире. Это достижение стало возможным благодаря успешной работе израильских служб безопасности, чей опыт востребован во всем мире.

Виктор Савенков,Александр Шульман
16.06.2012
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В Израиле преступников научились выявлять в толпе по внешним признакам. В России пытаются добиться того же

Российские аэропорты и вокзалы в скором времени обзаведутся собственными бойцами невидимого фронта. Это будут специально обученные люди, способные, находясь в толпе, по поведению окружающих определить, кто из них готовит террористический акт. К подготовке умельцев-антитеррористов приступает Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). Об этом заявил директор Академии комплексной безопасности МИИТ Петр Токарев. В основе начинания, по его словам, - опыт израильских коллег, чьи навыки в этом деле проверены временем и доказали свою эффективность.

В качестве примера Токарев привел аэропорт: «Пассажир проходит в зал, не встречая на своем пути привычных рамок металлоискателей, большого количества охраны и не испытывая никакого дискомфорта. Однако его уже досмотрели и полностью проверили: в зале аэропорта работают специалисты по профайлингу, незаметные и немногочисленные. Оценивая походку, мимику и жесты человека, эти профессионалы сразу же обнаруживают угрозу и принимают все необходимые меры для предотвращения чрезвычайной ситуации. Все условия для подготовки специалистов по профайлингу уже созданы, и их обучение начнется в этом году».

Что такое профайлинг? Это совокупность психологических методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных внешних признаков. Но если обученные этим премудростям специалисты хоть где-либо доказали свою эффективность в борьбе с террором - неужто в России, где взрывы на транспорте гремят с пугающей регулярностью, об этом узнали лишь сейчас? Оказывается, ничего подобного.

Попытки внедрить в систему безопасности аэропортов профайлинг предпринимаются давно. Еще в конце 2007-го года газета «Московский комсомолец» опубликовал статью с заголовком «Летайте самолетами из «Домодедово». В ней директор по продвижению бренда компании «Трансаэро» Леонид Клигерман рассказывал, что «Безопасность полета будут гарантировать специально подготовленные специалисты компании, которые намерены осуществлять профайлинг. Это предполетное собеседование с некоторыми пассажирами используется службами безопасности крупнейших авиакомпаний во всем мире с целью предотвращения терактов. Проверки осуществляются выборочно, строго под контролем специалистов службы авиационной безопасности «Домодедово» и представителей федеральных органов власти».

Отлично, но каковы достижения этой новой секретной службы в Домодедово? О них нам никто из компетентных лиц в «Трансаэро» рассказать не захотел. Однако известно, что уберечь аэропорт от теракта в январе 2011 года никто не смог.

Но может быть теперь, когда за подготовку профайлеров всерьез возьмется МИИТ, все круто изменится? Об этом «Свободная пресса» побеседовала с директором Академии комплексной безопасности МИИТ Петром Токаревым:

– Обучение профайлеров будет проводиться в Центре по транспортной безопасности. Вместе с ними начинаем готовить специалистов по техническим средствам и методам досмотра пассажиров, инженерно-техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, управлению обеспечением транспортной безопасности через компьютерные системы и сети.

«СП»: - Сколько будет длиться курс обучения, и кого вы планируете набирать?

– Одновременно может учиться до 150 человек. Курс - 72 учебных часа. Пригласим на курсы уже работающих сотрудников безопасности на транспорте. Будем готовить специалистов для железных дорог, авиации, морского и речного флота, автотранспорта. Потребность в них огромная: по нашим данным, только для железнодорожного транспорта требуется около 250 тысяч человек.

«СП»: - Когда состоится первый набор?

– Центр готов к работе уже сейчас, но для того чтобы мы могли начать обучение, должны быть приняты соответствующие поправки к закону 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Они откроют возможности для подготовки специалистов. Мы ожидаем, что первый набор состоится в августе.

«СП»: - Как будет выглядеть их работа на практике?

– Человек будет попадать в зону наблюдения видеокамер еще на подходе, например, к аэропорту. Видеокамера не выпустит подозрительного пассажира из вида. На основе особенностей его поведения, отношении к окружающим будет делаться вывод, что этот человек может быть потенциально опасным. Анализ произведут специалисты-психологи высочайшего класса, которые будут за мониторами системы видеонаблюдения. По их команде на входе в метро или аэропорт сотрудники транспортной безопасности просят этого человека пройти и побеседовать с ними.

«СП»: - Предположим, профайлер выявил подозрительного человека. Допустим, тот действительно является террористом. Что будет сделано, чтобы не допустить взрыва? К нему сразу подойдет несколько крепких ребят, или наоборот одна милая девушка?

– Специалисты в работе с этим человеком должны быть настолько аккуратны, чтобы преступник ничего не заподозрил и не привел в действие бомбу. Тут уже работают психологи. Как они будут действовать, будет зависеть от того, какого возраста этот человек, какого пола, телосложения, какая у него реакция, как он себя ведет, как далеко находится от других пассажиров и так далее. В каждом случае все индивидуально. Решение будет приниматься в зависимости от ситуации.

С вопросом, насколько перспективно такое направление обеспечения безопасности пассажиров, «Свободная пресса» обратилась к бывшему начальнику аналитического управления КГБ СССР, заместителю секретаря Совета Безопасности РФ в 1993-96 гг Владимиру Рубанову: – Я сомневаюсь в возможности «тиражирования» специалистов такого профиля. Мое мнение: такого рода вещи относятся, скорее к интуиции, чем к технологии, которой можно обучить. Это в большей степени научная проблема, чем надежная и зарекомендовавшая себя на практике технология.

С Рубановым согласен главный редактор сайта Агентура.ру Андрей Солдатов:

– «Израильский опыт» и так у нас уже активно внедряется. Например, просвечивающие рамки в аэропортах. Такие же устройства используются на блокпостах между сектором Газа и Израилем.

«СП»: - Складывается впечатление, что речь идет о том, чтобы вывести технологии обеспечения безопасности пассажиров на совершенно новый уровень. Если раньше это достигалось через различные технологические устройства и барьеры, то теперь это будут делать люди, прошедшие специальное обучение, просто глядя на человека. А это, в свою очередь, избавит нас от дискомфорта нынешних пристрастных проверок и досмотров.

– Но здесь нет ничего нового. Технологии по оценке угрозы, исходящей от человека, по его поведению разрабатываются и внедряются в США и Европе. Однако какова их эффективность? Наоборот, сегодня весь мир отказывается от человеческого фактора с сфере обеспечения безопасности пассажиров. Давно установлено, что например, при видеонаблюдении человек может поддерживать свое внимание к потоку людей максимум в течение 20 минут. После этого любой подготовленный специалист просто устает. У него «замыливается глаз», он не воспринимает то, как люди выглядят, как ведут себя. Как раз поэтому сейчас создают новые видеокамеры, которые не требуют того, чтобы оператор постоянно в них смотрел, а сигнализируют человеку именно в тот момент, когда происходит какое-то поведенческое отклонение. Оператор будет смотреть в экран только, когда поступает такой сигнал.

«СП»: - Если говорить о других способах повышения безопасности пассажиров, каковы они?

– Ответственность за безопасность пассажиров должны нести, прежде всего, спецслужбы. Ничего прорывного здесь не придумано: это агентурная работа, оперативные методы, выявление террористов на ранней стадии, чтобы они не успели приехать на место будущего теракта, и так далее.

Тем не менее, все наши собеседники так или иначе ссылались на так называемый израильский опыт. В чем он состоит? Об этом - рассказ нашего нештатного корреспондента в этой стране:

Израильские аэропорты и воздушные суда израильских авиакомпаний по праву считаются самыми безопасными в мире. Это достижение стало возможным благодаря успешной работе израильских служб безопасности, чей многолетний опыт сегодня востребован во всем мире.

Израильская служба охраны аэропортов и проверки пассажиров и грузов представляет собой многоуровневую систему, в основании которой сотни контролеров безопасности, непосредственно контактирующих с десятками тысяч пассажиров.

Контролерами безопасности в израильских аэропортах становятся в результате тщательного отбора. Его прохождение отнюдь не гарантирует получение желанной работы – за приемными испытаниями следуют недели учебы, практических занятий и экзаменов, каждый из которых может стать причиной отсева не справившихся с поставленными задачами.

Предварительными условиями поступления на курсы контролеров безопасности являются успешная служба кандидатов в армии, подтвержденная положительными характеристиками командиров, наличие аттестата о среднем образовании с высоким средним баллом, и медицинские справки, подтверждающие хорошую физическую форму.

На первом этапе отбора кандидат заполняет подробную 15-страничную анкету, включающую детальный опрос о всей его предыдущей жизни. Кандидату также предстоит подписать гарантийное письмо с обязательством определенного срока работы в службе безопасности. В случае нарушения этого условия будущему контролеру безопасности предстоит выплатить в виде штрафа весьма кругленькую сумму.

Кандидат в контролеры безопасности обязан владеть английским на высоком уровне: пассажиры должны без проблем понимать вопросы контролера, а он, в свою очередь, должен хорошо понимать их ответы.

Потом - интервью с одним из руководителей службы безопасности. На интервью предстоит дать ответы по деталям биографии и убедить интервьюера в вашем соответствии требованиям.

Затем - психотест. Кандидату на компьютере предстоит ответить на множество вопросов за ограниченное время. Кроме того, предусмотрено участие в групповом тесте, где определяется поведение кандидата в коллективе. Итогом становится оценка логики поведения и мышления кандидата.

а последнем этапе приемных испытаний кандидату предстоит пройти еще одно интервью с руководителем службы безопасности. Здесь вам расскажут о технической стороне вашей будущей работы, выяснят ваш кругозор – например, могут спросить о содержании сегодняшнего выпуска различных газет, и, в случае удачи – пожелают успеха на новом поприще.

Кандидатов, успешно прошедших конкурсный отбор, ожидает направление на курсы подготовки контролеров безопасности. Эти курсы длятся на протяжении 5-6 недель и проходят крайне интенсивно – учебный день продолжается с 7 утра до 7 вечера. По итогам каждого дня учебы проходят экзамены, где знания кандидата оцениваются по 90-балльной шкале. И в случае низких оценок кандидата ждет немедленное отчисление с курса.

В случае успешного окончания курса, новоиспеченный контролер безопасности не сразу будет допущен к самостоятельной работе – его ждет месячная практика в паре с опытным сотрудником службы безопасности. И только при высокой оценке профессионалов, контролер безопасности начинает работать самостоятельно.

Рабочий день длится 7,5 часов. Средняя зарплата начинающего специалиста составляет примерно 1,7 тысячи долларов. Кроме того, ему оплачивается проезд на работу, выдаются талоны на питание в ресторанах аэропорта, оплачивается стоматологическое лечение, открываются различные социальные программы. Положены также различные бонусы, включая бесплатные полеты за границу.

То, чему учат будущих контролеров безопасности, - тайна за семью печатями. Впрочем, некоторое представление о характере учебы дают наблюдения за их работой

Каждый пассажир, прибывающий в аэропорт перед вылетом самолета, становится объектом контроля задолго до появления в зале вылетов. Проверка начинается еще на пути в аэропорт. На въезде каждая машина проходит ворота безопасности, где вежливые молодые люди обязательно зададут казалось бы наивные вопросы о часе вылета, откуда приехали и куда летите. Уже на этой ранней стадии проверки внимательно фиксируется поведение проверяемых, их вазомоторные реакции и эмоции.

На входе в зал ожидания встречает вооруженная охрана, которая тоже отслеживает поведение пассажиров. В случаях, когда оно не укладывается в привычные рамки, могут попросить пройти для отдельной беседы с работниками службы безопасности.

Внутри здания аэропорта среди толп пассажиров непрерывно курсируют сотрудники безопасности в штатском, отслеживающие ситуацию и немедленно сообщающие о каждом подозрительном, с их точки зрения, человеке.

Следующий рубеж – регистрационные стойки, где с каждым пассажиром ведут индивидуальную беседу. Контролеры безопасности, внимательно глядящие прямо в глаза проверяемого, задают ему ряд, казалось бы, малозначительных вопросов: у кого и где вы были в Израиле, где делали покупки, цель вашего приезда и т.п. От внимательного взгляда не ускользнет мельчайшая реакция на вопросы, поведение и вазомоторные реакции. В случае возникших подозрений пассажира могут отправить на детальную проверку багажа и подробный допрос. При этом у пассажиров, не вызвавших подозрений, практически не проверяют багаж.

В общем, по работе контролеров безопасности можно сделать такой вывод – они не столько проверяют чемоданы пассажиров, сколько стараются оценить личностные характеристики проверяемых. Их интересует не содержимое карманов и сумок пассажиров, а то, что у них в головах.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке