Маленький Абдалла Юсуф прибежал в слезах к папе.
- Папа, почему мальчишки меня дразнят грязным арабом? В Багдаде дразнили евреем, а здесь, в Иерусалиме - арабом. Разве мы арабы, папа? - И мальчик залился слезами.
История не сохранила имен обидчиков маленького Абдаллы. В 20-х годах 20-го века в Палестине, куда переехала из Ирака семья Юсуфа, это было исключением из правила. Еврейские поселенцы из России, Украины, Польши, приезжали в Палестину с идеями социального равенства, приезжали строить национальный очаг для всех евреев, независимо от страны исхода, цвета кожи, культурного уровня и формы исповедуемого иудаизма. Принадлежность к еврейскому народу определялась не обычаями местечка, окруженного врагами, а сионистским идеалом свободного человека, живущего на земле предков, говорящего на языке Торы.
А после Освенцима необходимость национального очага стала еще дальше от племенных разборок - если четверти еврейской крови нацистам было достаточно для отправки в газовую камеру, неужели этого мало для спасения в Еврейском государстве?
В такой атмосфере в 1950 году принимался Закон о возвращении, открывавший национальный очаг не только для евреев, но и для русских, польских, немецких, арабских, иранских членов их семей, в полной мере разделивших еврейскую судьбу. После кровавых еврейских погромов 40-х в Багдаде, Каире, Триполи, Алеппо и других мусульманских городах, кому в Израиле пришло бы в голову рассуждать об этнической чистоте сотен тысяч сефардов, столетиями живших в арабской среде? Кто стал бы высчитывать, сколько среди них арабов, надевших кипу и решивших искать счастья в еврейской стране?
И багдадский мальчик Абдалла Юсуф утер слезы, присвоил себе еврейское имя Овадья Йосеф (да, да, тот самый) и начал продвигать заимствованную у сионистов идею равенства. Но не какого-то абстрактного равенства - разговор пошел о равенстве выходцев из полудиких ближневосточных и северо-африканских стран с европейски образованными создателями Еврейского государства, победоносной израильской армии, уникальной медицины, новой литературы, искусства, культуры, архитектуры.
Благо стыдливые сионистские власти, взросшие на идеях социализма, не только не противились, но и всячески поощряли интеграцию сефардских хамул в современное израильское общество.
А на днях сын переименованного Абдаллы - главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф пошел еще дальше отца и потребовал пересмотреть Закон о возвращении и ограничить в правах второсортных евреев из бывшего СССР, угрожающих чистоте еврейской расы. Ну какое может быть равенство между паствой раввина Йосефа, идущей в субботу в синагогу, и этими коммунистами, едущими в музей и на пляж, а по сведениям главного раввина, еще в церковь. У коммунистов, как известно, партия и церковь - близнецы и братья!
Можно было бы, конечно, игнорировать хамские выпады старика в золотых позументах. Папаша его еще и не то себе позволял. Но похоже, высказывания главного раввина - отнюдь не эмоциональный срыв, и не случайно они оказались в прессе.
Хорошо продуманная и недвусмысленно сформулированная стратегия религиозных лидеров теперь уже не в том, чтобы добиться для своей паствы равенства с "белым" Израилем, а в том, чтобы окончательно оттеснить от сионистского наследия потомков тех, кто создал и построил успешное современное государство. И по своему усмотрению распределять ресурсы этого государства. С этой целью израильское духовенство и добивается права определять базовое для Еврейского государства понятие - кто собственно может являться его гражданином и пользоваться его современными достижениями.
Читайте также
Сегодня, в период безвластия и тотального разрушения всех демократических институтов, для этого сложились удачные условия. В руках религиозных партий сосредоточились основные государственные посты, а светский глава правительства, зависимый и потому послушный, платит им за поддержку новыми министерскими портфелями и преференциями. Если же будущий Кнессет еще и законодательно закрепит за духовенством право решать, кто еврей, а кто нет, это будет полной победой над сионистским проектом, чуть было не подменившим подлинные еврейские ценности каким-то там образованием, воинским долгом, гражданскими браками и прочим антисемитизмом.
А там уже останется дело за малым: перекрыть въезд в Израиль тем, кого сын Абдаллы Юсуфа определил второсортными, а для тех второсортных, которые уже успели сюда просочиться, создать такие условия, чтобы они и сами поскорее отвалили.
Подписаться на "Бесэдер?"