Недавние переговоры в Париже "нормандской четверки" большинство обозревателей рассматривали, в основном, в контексте отношений Украины с Россией. Более проницательные рассматривали это, как проблему России и Запада. Но сегодня возникает понимание, что ситуация с Восточной Украиной может стать глобальной мировой проблемой. Об этом пишет, например, российский политолог, работающий в США, профессор Калифорнийского университета Андрей Цыганков:
"Украина превратилась в международно-системную проблему на этапе перехода к новому миропорядку. В ней заложены все основные противоречия между Россией, выражающей интересы поднимаюшегося незападного мира, и Западом, стремящимся сохранить глобальное доминирование".
Анализируя ситуацию и рассматривая ее в контексте мировой геополитики, он пессимистично заключает: "Из этого порочного круга пока не видно выхода. Повторюсь: Украина – системная проблема. В ней отражены все основные противоречия России и Запада на этапе мироперехода. Если проблема Украины и будет решаться, то лишь по мере разрешения этих противоречий".
Известный украинский политолог Константин Бондаренко выразил это более иронично. В своем посте он пишет: "12 ноября 2050. Во время очередной встречи "нормандской четверки" президенты Украины Джон Смит, Франции Кабе Нгум, России Лю Шаоци и федеральный канцлер Германии Абу Омар ибн Ибрагим фон Клаузевиц договорились о принципах проведения местных выборов на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и о разведении войск в еще трех населенных пунктах".
Тем, кто полагает, что это фантастика, можно напомнить, что вскоре после арабо-израильской войны 1948-1949 годов и заключения перемирия никто не мог предвидеть, что следующий реальный шаг к миру будет сделан только 30 лет спустя. И тем более то, что вскоре после решающего шага в 90-х годах, все опять замрет почти на 30 лет.
Длительность арабо-израильского конфликта объясняется тем, что он оказался на стыке двух мировых процессов: затянувшегося идеологического конфликта между социализмом и коммунизмом и зарождавшегося конфликта цивилизаций: иудео-христианской и исламской.
Читайте также
- Вся вата нынче в гости к нам! (Сказ об Алексее и Викторе)
- "Здесь косолапо, там вульгарно...": дочь соратника Путина опозорила Большой театр
- Более 20 российских миллиардеров сменили страну в рейтинге Forbes
- Сможет ли Европа выстоять в военном противостоянии с Россией?
- В Кремле обсуждают возвращение Урганта, любимого ведущего друга Путина
Украинский конфликт тоже попадает в аналогичную болевую точку. Как было указано выше, это - мировой конфликт между Западом и не-Западом. Точнее, между либеральным Западом, к которому пытается примкнуть Украина, с одной стороны, и Россией, которая зацепившись за Крым и Донбасс, пытается использовать этот конфликт, как попытку пересмотреть мировой порядок и обозначить поворот к новой глобальной системе, с другой. В разных форматах он выглядит как противостояние Западу сил России и Китая или союза трех "неоимперий": России, Ирана и Турции.
Второй аналогичный процесс - тоже конфликт цивилизаций, ибо русскоязычные области Донбасса принадлежат к православной цивилизации, а значительная часть Украины, особенно ее западные районы, склоняются к тем или иным формам западного христианства.
Помимо внутреннего сходства двух конфликтов есть также и ряд других похожих черт. И на Донбассе, и в Палестине у власти находятся авторитарные режимы, опирающиеся на вооруженные группировки, поддерживаемые извне другими государствами, близкими идеологически и цивилизационно.
В обоих случаях проблемы пытаются решить с помощью международных посредников, причем число их мистическим образом также совпадает: ближневосточный квартет (ООН, ЕС, США и Россия) и нормандская четверка ( Германия, Франция, Россия, Украина).
Ближневосточный квартет уже канул в Лету, нормандская четверка, правда, на днях вышла из трехлетней "комы", но шансы на ее выздоровление оцениваются пессимистично. Некоторые украинские эксперты даже намекают на возобновление военных действий.
Здесь также просматривается сходство с ситуацией вокруг палестинского конфликта: военные действия разной степени интенсивности идут после возникновения ПА более десяти лет, но не переходят в попытку окончательно решить проблему военным путем.
Можно предположить что дальнейшие события могут развиваться по четырем сценариям.
Первое - подобно арабо-израильскому конфликту: длительное продолжение холодной войны, перемежаемой обострениями.
Второе - вариант "большого Приднестровья": Украина и ОРДЛО приходят к ситуации Молдавии и Приднестровья. То есть мирное сосуществование и экономическое сотрудничество при сохранении независимости двух образований.
И два радикальных варианта - либо новая вспышка серьезных военных действий, либо реальное мирное урегулирование в обозримом будущем. Но два последних сценария представляются маловероятными, так что вероятнее один из первых двух. Но с учетом всех аспектов сценарий развития по арабо-израильскому варианту кажется более реалистичным. Да и возможное строительство стены на границе с Донбассом тоже говорит о многом.