"Я родился в Газе, в лагере беженцев. Все семьи здесь жили в бараках без воды, канализации и электричества. Общие туалеты с выгребной ямой; колонка, из которой носили воду ведрами. Это были семьи, которые бежали от войны в 1948 году, бросив своим дома со всеми удобствами, с земельными участками и фруктовыми садами.
Все жили в убогости и нищете. Нам говорили, что это временно. "Потерпите еще, скоро мы прогоним сионистов, и вы сможете вернуться в свои дома". Нам не разрешали построить себе дом или сделать туалет. Мы должны быть похожи на беженцев, чтобы никто не чувствовал себя слишком комфортно и не забывал мечту о возвращении.
Большинство жителей Газы - палестинские беженцы. Сегодня они переживают тяжелейший гуманитарный кризис. В XXI веке эти люди живут без электричества, без водопровода и канализации. Перебои с питьевой водой, нет работы, многие живут только за счет гуманитарной помощи. Но больше всего на свете этим людям нужна надежда, которую они дано потеряли".
Это рассказ 60-летнего палестинца, который в течение ряда лет занимал официальные посты в администрации ПА. Он просил не упоминать его имя, так что мы будем звать его "Д". В 90-е и 2000-е годы он был политически активен, попал в израильскую тюрьму и отбыл срок - впрочем, не за убийства или теракты. По словам Д., он никогда не держал в руках оружие.
А сегодня он - просто частное лицо, хотя иногда к нему и обращаются, как к эксперту, различные организации. Д. не скупится на критику в адрес палестинского руководства в Рамалле, на которое он возлагает большую ответственность за нынешнее положение палестинцев. Политика Израиля тоже не вызывает у него никакого энтузиазма, а упоминание ХАМАСа вызывает приступ гнева: "Эти ребята всегда обслуживали только свои интересы!".
Встреча на Кипре
С Д. и еще пятью жителями разных городов ПА я, представляя сайт "Детали", общался в рамках семинара на Кипре. Он был устроен организацией "Женевская инициатива" на средства германского Фонда Конрада Аденауэра. Заявленная цель семинара - познакомить друг с другом палестинцев и русскоязычных израильтян.
Следует сразу оговориться: порой на таких семинарах с одной стороны сидят люди, которые могут открыто выражать свое мнение, а вот с другой стороны - не очень. Так бывало и на встречах с российскими коллегами, и в ходе общения с журналистами из арабских и мусульманских стран (например, на "Медиафоруме" в Алматы в мае 2018 года). И тогда, слушая выступающего, ты задаешься вопросом: что в его словах пропаганда, что продиктовано страхом или конформизмом, что было сказано искренне, а где он просто приврал "для красного словца"?
Этот же фильтр сразу включился и на Кипре. Но здесь диалог между русскоязычными журналистами и палестинцами все же состоялся. Хотя они несколько раз напоминали свою просьбу не разглашать их имена и не публиковать их фотографии. Боятся расправы. За встречи с израильтянами в ПА могут возненавидеть и отомстить.
Только один участник встречи сказал, что ни от кого не прячется и даже дает интервью израильским СМИ. Он пристойно говорит на иврите, привык к порицаниям за "коллаборационизм", но на его медийную активность палестинцы уже смотрят сквозь пальцы. Но лучше и его тоже мы будем называть одной буквой - А. Чтобы не выделять среди прочих.
Далее - впечатления от бесед: ведь арабо-израильский конфликт многогранен, а говорили мы о многом.
Выборы в Израиле
Наши палестинские собеседники совершенно искренне недоумевают, почему израильтяне до сих пор поголовно не записались в МЕРЕЦ и не свергли правое правительство, из-за которого мы не можем подписать мирный договор и провозгласить палестинское государство. В отличие от своих официальных лиц, называющих эти выборы внутренним делом Израиля, они очень живо интересуются нашей политикой и перспективами формирования нашего кабинета. В частности, их очень интригует Либерман, а поскольку с русскоязычными израильтянами они встречались впервые, то и вопросов о нем было немало.
"А вы голосовали за Либермана?" - спросил меня в лоб Д., как только нас представили друг другу в аэропорту. "Все "русские" за Либермана?" - спросила меня Р., которая родилась в лагере беженцев в Бейруте, а потом вышла замуж и переехала в один из городов ПА.
"Я репатриировался в Израиль почти 30 лет назад, чтобы жить в еврейском государстве, а не для того, чтобы бороться за права палестинцев", - говорил я им.
"Израильтяне не понимают, что создание палестинского государства - не против них, а за них. Только окончание оккупации принесет Израилю подлинную безопасность", - говорил мне А. Впрочем, это мы слышали неоднократно.
Газа и ХАМАС
Д., единственный из всей группы представитель Газы, оказался солидарен с лидером НДИ в позиции о ежемесячных переводах ХАМАСу катарских денег с согласия израильского правительства. "Это возмутительно! Израильское правительство поддерживает ХАМАС! Нетаниягу выгоден палестинский раскол, который сегодня является одним из основных препятствий на пути к созданию палестинского государства! Вместо того, чтобы поддержать Абу-Мазена и тех, кто стремится к миру, Израиль поддерживает и укрепляет ХАМАС!".
- Либерман говорит о свержении власти ХАМАСа в Газе военным путем. Если бы Израиль заново оккупировал Газу, а потом передал власть Абу-Мазену, вы бы это поддержали? - спросил его я. Д. помрачнел и изменился в лице:
- В Газе нет военных решений. Этот вопрос будет решаться между палестинцами. От Израиля требуется только не мешать нам. Не ставить палки в колеса и не поддерживать ХАМАС. Израиль настраивает жителей Газы против Абу-Мазена. Например, когда в Газе отключали свет, Израиль распускал слухи, будто Абу-Мазен не заплатил за электричество. Зачем это делается?
Д. также не считает, что Израилю нужно добиваться признания от ХАМАСа. "Кому это нужно? ХАМАС - всего лишь организация, а признавать или не признавать Израиль может официальная палестинская администрация, а не какая-либо организация. Требуя признания, вы повышаете статус ХАМАСа, вы делаете их сувереном, вы делаете их представителями палестинского народа".
Главными виновниками нынешней ситуации в Газе Д. считает Ясира Арафата и Ариэля Шарона. "Арафат допустил колоссальную ошибку, когда решил интегрировать ХАМАС в политическую систему ПА. Нужно было оставить их вне политического процесса. ХАМАС надо было поставить вне закона", - говорит он, вспоминая, как в 1990-е годы он с товарищами из ФАТХа устраивали бурные демонстрации протеста у дома шейха Ясина, духовного лидера ХАМАСа.
Второй ошибкой, по его мнению, было размежевание, когда Израиль вывел войска из Газы в одностороннем порядке и демонтировал поселения. Образовавшийся вакуум позволил ХАМАСу захватить власть. "Шарон спланировал это, чтобы столкнуть палестинцев лбами - ХАМАС и ФАТХ. Его план удался, ничего не скажешь".
Сегодня ХАМАС питается только неудачами ПА и неспособностью Абу-Мазена добыть независимость и мир. Палестинцы потеряли надежду, и в эту серую зону входят радикалы, которые говорят: "Мира евреи не хотят, они понимают только силу".
- ХАМАС извратил и в конечном итоге уничтожил первую интифаду, которая была самым светлым, прогрессивным и мирным движением палестинского народа, - продолжает Д. - Тут ХАМАС понял, что он останется в стороне. Первая интифада была палестинским возрождением, когда народ в полной мере осознал необходимость мира, прогресса, демократии, борьбы с коррупцией. В эти дни рождалось палестинское гражданское общество - в мирных демонстрациях и акциях протеста против оккупации.
- Настолько же мирных? - переспросил я. - Я помню град камней, летевших в израильтян…
- Но это были всего лишь камни против вооруженных оккупантов! Палестинцы намеренно выбирали небольшие камни, чтобы они никому не приносили серьезного вреда. Камень - это символ протеста. Не оружие. Их бросали не для того, чтобы кого-то убить или ранить.
- Тем не менее, были и убитые, и пострадавшие…
- Это, скорее, несчастные случаи. Израиль очень быстро оснастился техническими средствами против камней. А вот ХАМАС поднял волну террора, которая все изменила и перевернула. Для ХАМАСа это был экзистенциальный вопрос. Они посылали смертников не просто для убийств израильтян. У них была другая цель - они хотели взорвать мирный процесс. Хотели убить надежду.
- Но ведь во времена Осло ФАТХ тоже совершал теракты…
Д. горько усмехнулся и замолчал. Этот разговор можно было продолжать очень долго. Но с самого начала организаторы семинара попросили нас смотреть в будущее, а не заниматься взаимными обвинениями, основанными на опыте прошлого. Верно. Нельзя жить в прошлом, без конца в нем копаясь. Хотя нельзя и забывать.
Читайте также
"Сделка века"
Упоминание Трампа вызвало на встрече гул возмущения. После признания Иерусалима столицей Израиля президент США, по их мнению, дал легитимацию израильской аннексии палестинских территорий. Поэтому любая инициатива из Вашингтона сразу встречается в штыки.
"Нам даже не интересно, что там будет, - говорит А, имея в виду "сделку века". - Этот план составили евангелисты и поселенцы. Нам он не интересен".
Но США всегда были главным посредником во всех "дорожных картах" и любых переговорах. Без них ничего не получится, разве не так? На этот довод палестинцы тотчас вспоминают, что есть и другие члены "квартета" - Евросоюз, ООН, Россия. Все они продолжают верить в формулу двух государств. Кто-то из них должен стать посредником между Израилем и палестинцами.
Одно государство для двух народов
Впрочем, не все палестинцы хотят иметь собственное независимое государство. "Мы согласны на одно государство для двух народов, - говорит Б., и уточняет: - только не государство апартеида, а построенное на полном равноправии и взаимном уважении. Чтобы не только евреи могли сюда приезжать, но и палестинские беженцы, для которых тоже будет принят закон о возвращении. В соцсетях очень много сторонников этой идеи".
Б. рассказывает, что однажды написал в "Фейсбуке" о создании новой палестинской партии. В первый же день на это откликнулось несколько десятков единомышленников, а вечером… начались звонки. "Мне позвонили из ФАТХа, из ООП, из ПА, из спецслужбы "Махабарат", из канцелярии Абу-Мазена. Мне звонили всякие авторитеты. Десятки звонков. "На кого ты работаешь?", "Кто тебе платит?", "А ты случайно не коллаборационист?" Все в один голос требовали закрыть партию", - рассказал он.
"Если Биби аннексирует Иорданскую долину, это станет последним гвоздем в гроб палестинского государства, - убежден Д. - Когда Беннет призывает аннексировать зону С, он не уточняет, что это 60 процентов территории Иудеи и Газы. Если формула "два государства для двух народов" будет официально похоронена, то обретет актуальность вопрос об одном государстве, в котором палестинцы станут полноправными гражданами".
Территориальные уступки и компромиссы
Пока наиболее радикально настроенные палестинцы не готовы поступиться ни пядью земли за границами 1967 года, а израильтяне не могут их убедить в том, что полный трансфер евреев из Иудеи и Самарии физически неосуществим, прогресса тут вряд ли удастся достичь. Эвакуация еврейских поселений из Газы задала определенный стандарт компенсаций. В среднем каждая семья из Гуш-Катифа получила до миллиона долларов. Сегодня мы говорим о ста тысячах семей в Иудее и Самарии. Где же взять сто миллиардов долларов на демонтаж поселений?
На это у палестинцев готов ответ: "Мы согласны, чтобы поселенцы остались в своих домах. Мы не настаиваем на сносе поселений. Пусть получают палестинское гражданство, соблюдают наши законы и живут! Главное, чтобы там не было израильской армии. А защищать их там будут наши правоохранительные органы, даже лучше, чем израильская армия".
Предложение не ново, вот только едва ли израильские поселенцы разделят подобный энтузиазм. Но еще более творческий подход палестинцы проявляют при обсуждении будущего статуса Иерусалима. Главный принцип для будущего урегулирования, говорят они, чтобы любой человек, любого вероисповедания имел полный доступ ко всем святым местам, под чьим бы суверенитетом они ни находились. Потому им кажется возможным объявить весь Иерусалим под международной юрисдикцией, как еврейские, так и арабские районы. А управление городом отдать комитету представителей евреев, мусульман и христиан.
- То есть, кнессет, резиденция президента и премьер-министра Израиля будут находиться под международной юрисдикцией?
- Да. И парламент палестинского государства. Главное, что там не будет ни израильской, ни палестинской армии. Будет граница, но с обеих сторон будут стоять международные силы. Это будет объединенный город, номинально разделенный границей, но открытый для всех.
- А как мэра выбирать? - не унимались русскоязычные журналисты.
- Пусть будет три мэра: еврейский, арабский (мусульманский) и христианский. А общие вопросы они будут решать коллегиально.
Беженцы
"Ни один палестинец никогда не откажется от права беженцев на возвращение", - говорит Д. "Далеко не все они хотят вернуться, - добавляет Б. - Да и многие захотят вернуться не на территорию Израиля, а в палестинское государство". "Кто откуда бежал, тот туда и вернется", - уточняет Р.
С ее точки зрения - все очень просто. Но давайте поговорим, скажем, о 600 тысячах палестинских беженцев в Сирии. Они живут в чудовищных условиях - и наверняка большинство из них захочет вернуться. Многие из этих людей в последние 7 лет принимают активное участие в боевых действиях, состоят в самых радикальных группировках, включая ИГ. Куда бы они не вернулись - в еврейское государство или, как говорит Б., в палестинское - во что тогда превратится безопасность всех здешних жителей, от реки до моря?
Вместо эпилога
В самом начале нашего семинара я сказал, что к вероятности скорого разрешения арабо-израильского конфликта отношусь очень скептически. Можно даже сказать, пессимистически. Наверное, как и большинство израильтян, включая арабских граждан.
Факт, что последние две предвыборные кампании вообще обошли стороной этой вопрос. И если не удалось урегулировать конфликт за минувшую четверть века, какие у нас основания полагать, что это удастся в следующие 25 лет - если действовать по той же формуле и с теми же игроками?
Конечно, все меняется. Изменился Израиль, изменились палестинцы, даже ХАМАС изменился. Новые реалии, новые технологии. Возможно, новое поколение политиков и новые технологии принесут Ближнему Востоку новые идеи. Новые "дорожные карты". Новые возможности для компромисса.
А что же с самой "Женевской инициативой"? - спросите вы. Она - записанная на бумаге мечта времен Осло. Мечта прекраснодушных идеалистов, веривших, что представители гражданского общества смогут договориться между собой напрямик, через головы своих политиков.
Но эта идея все еще жив. И не исключено, что она - последний оплот сторонников формулы "два государства для двух народов".