Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+18+13

Мнения

А
А

Халиф умер, да здравствует халифат!

Имеет ли его смерть чисто символическое значение, ибо "Исламское государство" уже перестало существовать, как территориальное образование? Подорвет ли его гибель идею нового халифата, как часто бывало в истории после смерти носителей той или иной идеи?

Abu Bakr al-Baghdadi753
Фото: Reuters

Завершится ли глобальная война западного мира с исламским халифатом после недавней ликвидации главаря ИГ Абу-Бакра аль-Багдади? 31 октября Пентагон опубликовал видеосьемку операции по его уничтожению, снятую в лучших традициях голливудских боевиков. Ракетный удар с вертолетов по убежищу лидера террористов, выброска десанта и штурм, завершившийся тем, что халиф подорвался вместе с окружающими.

Имеет ли его смерть чисто символическое значение, ибо "Исламское государство" уже перестало существовать, как территориальное образование? Подорвет ли его гибель идею нового халифата, как часто бывало в истории после смерти носителей той или иной идеи?

Здесь достаточно вспомнить хотя бы послесталинскую оттепель и послебрежневскую перестройку в России. Переход Испании и Португалии на демократические рельсы после смертей автократов Франко и Салазара. Или пример Израиля - фактическую остановку мирного процесса после убийства Ицхака Рабина.

Вопрос в том, умер ли халифат со смертью Абу Бакра аль-Багдади, или же это движение найдет новые формы для своего восстановления, представляет ключевой интерес как для глобальной борьбы с терроризмом, так и для стабильных и непротиворечивых путей развития ислама, полагает профессор Олег Барабанов, программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", научный руководитель Европейского института МГИМО.

Главное состоит в том, означает ли убийство Аль-Багдади конец нынешней инкарнации халифата или же речь идет лишь о смерти первого халифа, за которым последуют другие. Для ответа на этот вопрос российский эксперт обращается к анализу основных тенденций в развитии радикального суннитского политического ислама в новейшей истории и современности. Это движение имеет свои истоки, главным образом, в двух разных ареалах исламского мира. Один из них связан с Пакистаном, что затем преломилось в ходе "джихада" против советских войск в Афганистане, а затем в движение талибов.

Другой район связан изначально с Египтом и деятельностью проповедника Саида Кутба. Из круга его сторонников и последователей в итоге сформировалось мощное транснациональное движение "Братьев-мусульман". Как показывает российский исследователь, одной из основных целей политического ислама стал призыв к переустройству общества и государства на принципах шариата и распространение ислама вовне в контексте джихада. При этом джихад понимался не столько как война против "неверных", сколько против "лицемеров" внутри самой мусульманской уммы. Под ними понимались поначалу светские прогрессистские режимы в исламских странах, но затем все больше и традиционные арабские монархии. "В результате "полнота" шариата и "полнота" джихада в суннитской версии политического ислама логично привела к вопросу о восстановлении халифата, как естественной и единственно возможной в идеале формы существования суннитской уммы" - указывает Барабанов.

Abu Bakr al-Baghdadi527
Абу Бакра аль-Багдади. Фото: Getty Images

 

В конце 1990-х годов и в первое десятилетие XXI века ситуация в этом плане, казалось, стабилизировалась. "Братья-мусульмане" и другие подобные движения ушли в тень "Аль-Каиды", в политической практике которой вопросы халифата занимали подчиненное место по отношению к джихаду. Но затем идея халифата вновь вышла на авансцену. Как считает российский эксперт, опираясь на американские источники, во многом не без косвенной поддержки США. Он напоминает глобальную стратегию администрации времен Барака Обамы по созданию двух зон стабильности: трансатлантической и транстихоокеанской и контролируемой дуги нестабильности в континентальной Евразии, которая поглощала бы негативную энергию, не давая ей выплеснуться в другие зоны.

Однако кто бы из сильных мира сего ни поддерживал халифат, так или иначе, но идея стала реальностью. Поэтому историческая роль Абу Бакра аль-Багдади, считает российский эксперт, состояла в том, что "он не просто боролся за халифат, как идеальное будущее, но провозгласил его здесь и сейчас". В 2014 году на базе ИГИЛ был создан халифат, и сам Абу Бакр стал его первым халифом. Пока же вопрос, "умерла ли идея халифата с его смертью, превратится ли она в локальный проект или возродится в форме некоего "нового халифата" остается открытым" - считает Олег Барабанов.

Свой ответ на этот вопрос дает израильский эксперт. Йорам Швейцер, специализирующийся на проблемах терроризма в Институте исследований национальной безопасности. В интервью "ХаАрец" он заявил, что убийство Аль-Багдади имеет главным образом символическое значение. По словам Швейцера, главная цель международной борьбы с ИГ уже была достигнута почти два года назад, когда территории халифата, основанного на значительной площади в северном Ираке и в восточной Сирии, были освобождены союзными войсками.

Однако это отнюдь не означало победу над исламским терроризмом. Это лишь изменило принцип деятельности ИГ, который вновь вернулся к террору и партизанской войне на всех территориях. И организации действительно удается почти еженедельно совершать теракты в Сирии и в Ираке. Один из самых значительных плацдармов бывшего халифата находится недалеко от Израиля, на Синае, напоминает эксперт. Террористы в этом районе, которые присоединились к ИГ, ведут войну на истощения против египетской армии уже много лет.

Другая опасность от ИГ происходит в результате возвращения ее боевиков на прежнее местожительство в Европу и другие страны мира. Кроме того, вторжение турок в Сирию может повести к массовому бегству тысяч сторонников ИГ из лагерей беженцев в курдских областях. Они также пополнят ряды террористов. В любом случае, по сведениям СМИ "Исламское государство" уже назвало имя преемника Абу-Бакра аль-Багдади. Им стал Ибрагим Аль-Хашеми аль-Курейши. Прозвище Аль-Курейши говорит о том, что он якобы принадлежит к потомкам племени пророка Мухаммеда.

С нашей точки зрения, в свете продолжающегося "конфликта цивилизаций" борьба между исламом и другими цивилизациями, а мусульмане воюют не только с западным миром, но и с остальными цивилизациями (буддистской, индуистской) не прекратится в ближайшем будущем. Это может происходить в формате идеи "нового халифата" со стороны суннитов или экспорта шиитской "исламской революции", продвигаемого Ираном (фактически создающего свой шиитский халифат, который должен включать Иран, Ирак, Сирию, Ливан и Палестину). Пока исламская цивилизация не найдет своего пути модернизации, как это было сделано Китаем, Индией, Японией и другими, ей не останется ничего другого, как доказывать свою состоятельность военным путем.

Из десяти исламских стран, имеющих высшие показатели по валовому внутреннему продукту - богатство восьми из них основано на нефти и газе. Только Турция и Индонезия сделали попытку построить современную экономику. Но в последнее время и эти страны делают крен в сторону исламизма. История покажет, останется ли Аль-Багдади "халифом на час" или станет первым звеном в цепи новых халифов, породив новую ветвь воинствующего ислама, как это случилось в истории с халифом Али ибн Абу Талибом, зятем Мухаммеда, смерть которого привела к появлению шиизма.

Источник: Детали

Метки:

Читайте также