В конкурсе 72-го Каннского фестиваля был показан фильм режиссеров из Бельгии Жан-Пьера и Люка Дарденн "Юный Ахмед" о мусульманском подростке, попавшем под влияние радикального имама. Картина о болезненной и актуальной проблеме для стран Европы, самый пессимистический фильм братьев Дарденн, была встречена в Каннах с огромным интересом.
Братья Жан-Пьер и Люк Дарденн входят в узкий круг режиссеров, которые дважды получали в Каннах высший приз фестиваля, Золотую пальмовую ветвь (1999, 2005). Кинематограф режиссерского дуэта из Бельгии - это кинематограф социальный. Герои братьев Дарденн - наши современники. Это может быть безработный, мать-одиночка - люди в контексте трудных социальных обстоятельств, которые, как и герои англичанина Кена Лоуча, не падают духом и пытаются противостоять социальной несправедливости.
Новый фильм братьев Дарденн "Юный Ахмед" - это, по выражению газеты Le Monde, "самый пессимистический" фильм бельгийских режиссеров. Он затрагивает проблему радикализации мусульманской молодежи, остро актуальную для многих стран Европы.
Герой фильма юный Ахмед - 13-летний подросток, еще мальчик, отличник в школе, вежливый и спокойный. В семье нет отца, мы не знаем, что с ним произошло, троих детей в этой небогатой семье воспитывает мать-бельгийка. Видимо, мусульманином был отец: дети ходят в местную мечеть. Особенно усерден младший, Ахмед. Он совершает омовения, соблюдает время молитв… В начале фильма он делает матери замечание: она не носит дома хиджаб и пьет вино. Вспыхивает ссора, хотя мать, конечно, понимает, что подросток просто повторяет то, что услышал от имама.
Читайте также
Ахмед учит арабский язык по Корану. В школе учительница, которая пытается с максимальным уважением относиться к своим ученикам-мусульманам, решает устроить факультатив для расширения словарного запаса детей за счет изучения популярных песен на арабском, чтобы они знали не только классическую версию языка, но и более повседневную. Несмотря на то, что часть родителей поддерживает это нововведение ("Мой старший сын работает в гостинице и не всегда понимает разговорный арабский", - говорит одна мать), имам воспринимает идею в штыки.
В разговоре с Ахмедом и его старшим братом (который больше интересуется футболом и вечеринками) имам называет учительницу "вероотступницей", хотя она вообще не мусульманка. Он учит подростков, что учительница таким образом хочет уничтожить их веру, добиться закрытия мечети. Но об этом вслух говорить не надо, ибо время джихада еще не пришло. Надо просто, чтобы старший брат сказал на родительском собрании учительнице: "Вы это делаете, потому что ваш новый друг - еврей". Старший брат не решается произнести эти слова, их скажет юный Ахмед.
Он же, в своем понимании идеалов, решает: чтобы защитить веру и мечеть, нужно учительницу убить. Идеал Ахмеда - его двоюродный брат, сбежавший в ИГИЛ и погибший смертью праведника ("Он праведник, он чистый", - настаивает имам). Ахмед берет кухонный нож и идет к учительнице, но покушение не удается. Мальчик попадает в специальный центр работы с радикализованной молодежью.
Заслуга фильма братьев Дарденн в том, что они избегают манихейского видения этой ситуации, идут по тонкому и даже скользкому льду непростой темы, соблюдая равновесие и верный тон.
Но что делать в подобных случаях? Что делать с такими молодыми радикалами после терактов, потрясших и Бельгию, и Францию?
Братья Дарденн нашли свой ответ на этот вопрос, ответ, соответствующий драматургии их фильма. В финале, когда, сбежав от воспитателей центра дерадикализации, он уже с настоящей фанатичностью пытается залезть в окно к учительнице, чтобы все же ее убить, он срывается с крыши. Уже на земле, обездвиженный и с переломанными костями, он в силах произнести только одно слово. Это слово - "мама".
Люк Дарденн: "Это сложный вопрос. Нужно признать, что в фильме и мать, и воспитатели, и учительница пытаются что-то сделать, но у них не получается. Потому что фанатик верит, что он действует во благо. Он думает, что совершает благо, и хочет навязать свое благо другим людям. Поэтому фанатики нас так пугают, потому что они считают, что они абсолютно правы. Однако работа с такими подростками возможна, хотя это трудный процесс. И мы нашли такой финал для нашего фильма: перед лицом смерти он зовет свою мать. Он не зовет имама, или Аллаха, - он зовет мать. Мы нашли такую развязку, потому что у нас не получалось вывести эту сцену с участием какого-то другого второстепенного персонажа, который мог бы заставить мальчика измениться. В реальности же - если мы оставим фильм и вернемся к реальной жизни - что делать с этой молодежью? Это серьезный вопрос. Но я думаю, что работа с такими молодыми людьми возможна, в особенности, с самыми юными. Что делать с более взрослыми - я не знаю. По крайней мере, такой вывод сделали мы после общения с педагогами, работающими с такими подростками, психологами, воспитателями, советниками по религии и философии. Они нам сказали, что такая работа возможна, но это долгий и трудный процесс".
Добавим, что фильм "Юный Ахмед" получил в Каннах самые высшие оценки, так что братья Дарденн, возможно, станут единственными в истории фестиваля его трехкратными призерами.