Читайте также
Хотя отдельные страны Европы продолжают резко критиковать Израиль, в целом роль ЕС в попытках решения ближневосточного конфликта заметно снизилась. Более того, недавние исследования показывают рост поддержки политики Нетаниягу в Европейском Союзе. Газета «ХаАрец» публикует данные недавнего исследования, проведенного израильским институтом «Контуры» в сотрудничестве с Германским институтом безопасности и международных отношений (SWP) и организацией Pax (PAX). В нем были рассмотрены отношения между ЕС и Израилем с 1980 года, когда было публично было заявлено о необходимости ЕС «действовать более ощутимо для достижения мира» и официально признано право палестинцев на самоопределение. С тех пор эта цель не изменилась, поскольку Европа официально продолжает поддерживать идею двух государств для двух народов. Однако исследователи указывают, что с тех пор возможности ЕС для реализации этого решения значительно ослабли.Среди основных факторов, которые оставляют Европу на заднем плане, главным является то, что внешняя политика ЕС требует полного консенсуса, и фактически любое государство может наложить вето на любое решение. Другой важный фактор — выход Британии из ЕС, который отвлекает внимание от других вопросов. И наконец немаловажен факт, что грядущие выборы в Европарламент, как ожидается, принесут успех правым и популистским партиям, которые меньше интересуются ближневосточной проблематикой.В исследовании также рассматривается, каким образом Израиль стремился использовать эти проблемы для исправления того, что он считает несбалансированным подходом. Нетаниягу искусно использует для этих целей различные группы стран внутри ЕС, объединенных по региональным или культурным принципам. Например, он наладил тесные отношения с Вышеградской группой куда входят Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Похожая картина существует в отношениях со странами Балтии (Литва, Латвия и Эстония) и Балканами (Румыния, Болгария и Хорватия). Сейчас также складывается альянс со странами эллинский культуры Грецией и Кипром. Общим для большинства этих союзов является схожее восприятие внешних и внутренних угроз, таких как иммиграция и терроризм, а также стремление сотрудничать с Израилем в областях безопасности, энергетики и инноваций.Эксперты делят страны ЕС по отношению к Израилю на три основных блока: страны, наиболее критично относящиеся к политике израильского правительства, страны, оказывающие ему наибольшую поддержку, и страны, старающиеся придерживаться «сбалансированного» подхода. Наиболее критично настроенными являются Франция, Швеция, Бельгия, Ирландия, Испания, Дания, Люксембург, Мальта, Португалия, Словения и Финляндия. Самая негативно настроенная страна — Ирландия, которая в настоящее время продвигает внутреннее законодательство против импорта продуктов с территории поселений. Швеция является единственной страной в Союзе, которая признает палестинское государство в полном объеме.В группу умеренных входят Германия, Великобритания, Италия и Нидерланды. Страны, в наибольшей степени поддерживающие политику Израиля, это государства, входящие в различные вышеупомянутые альянсы плюс нейтральная Австрия. Все это мешает ЕС проводить активную и конструктивную политику в отношении арабо-израильского конфликта. Однако, что касается сохранения статус-кво, то страны Европы стараются придерживаться прежних позиций, зафиксированных в соглашениях Осло. И пока, что ни одно государство до сих пор не перевело свое посольство в Иерусалим.Данное исследование, хотя и вскрыло интересные взаимосвязи, на наш взгляд не отражает ещё целый ряд важных аспектов в отношениях Израиль-ЕС. Справедливо отмечая возросшую гибкость израильской дипломатии, оно упускает из виду ключевой фактор утраты активной роли ЕС. Норвежские соглашения, выстроенные по европейской модели — потерпели крах. Создать ближневосточный общий рынок, в отличие от общеевропейского не удалось. Культурные отличия в разных ветвях христианства, наличествующих в Европе, не помешали геоэкономической составляющей. В то же время «Новый Ближний Восток»,вдохновленный общеевропейским рынком и ярко описанный Шимоном Пересом в одноименной книге так и остался утопией.Религиозные противоречия между суннитами и шиитами, светскими и религиозными в регионе оказались настолько велики, что привели к образованию двух конфликтующих образований даже в такой малочисленной группе как палестинские арабы. Поэтому, уже никто даже не вспоминает так называемый» ближневосточный квартет» в составе ЕС, США, России и ООН, созданный в 2002 году для продвижения мирного процесса, и незаметно почивший в бозе 2015 году, с уходом от дел его бывшего спецпредставителя Тони Блэра. В то же время США и Россия по-прежнему рассматривают регион как арену своего противостояния и не могут себе позволить ухода от роли активных геополитических игроков. Ключевые же европейские игроки с трудом справляются с внутренним проблемами. Англия никак не решится на брекзит, Франция, ещё недавно проводившая разрекламированную Парижскую конференцию по Ближнему Востоку, не может с справиться с восстанием «жёлтых жилетов», а «железный канцлер» Ангела Меркель с трудом удержавшаяся у власти, заявила, что больше не будет баллотироваться на этот пост.