Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Иранский шантаж: О смысле провокации Тегерана

Складывается впечатление, что Россия выигрывает от ухудшения отношений Ирана и Запада. Москва заинтересована в усилении влияния Ирана на Ближнем Востоке, с которым они работают в паре в Сирии и оказывают военную помощь Асаду.

Георгий Кухалейшвили
12.05.2019
Источник:112.ua
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана зашла в глухой тупик. Президент Ирана Хасан Роухани пригрозил 8 мая прекратить соблюдать условия Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года ("ядерная сделка") в части ограничений в сфере производства обогащенного урана и тяжелой воды, если другие страны-участницы Германия, Франция, Великобритания, Китай и Россия не посодействуют отмене санкций США.

Такой ультиматум из уст иранского президента последовал ровно год спустя после выхода президента США Дональда Трампа из "ядерной сделки" в мае 2018 года. По оценкам МАГАТЭ и ЕС, Иран заморозил ядерную программу, прекратил обогащение урана до уровня, применяемого при создании ядерных зарядов, и свернул все необходимое для этого производство.

Однако США восстановили санкции против нефтяного и банковского сектора Ирана в ноябре 2018 года в ответ на отказ режима аятолл выполнить дополнительные требования республиканцев: отказаться от баллистических ракет, прекратить спонсировать терроризм, вмешиваться во внутренние дела стран Ближнего Востока. В ответ на ультиматум Роухани, США ввели новые санкции против металлургической отрасли Ирана.

Спецпомощник президента США Тим Мориссон назвал ультиматум Роухани шантажом Европы и призвал все страны объединиться и заставить Иран выполнить все американские требования. Озабоченность выразил Евросоюз, где не поддерживают выход США из ядерной сделки и восстановления санкций против Ирана, но в то же время осуждают возобновление ядерной программы.

В прессе даже стали появляться версии о якобы готовящейся новой войне в Персидском заливе. Иран осуществил дипломатическую атаку на США и Евросоюз не без влияния России и на это есть причины.

Плоды угроз

Ультиматум Роухани стал кульминацией нарастающего антагонизма в американо-иранских отношениях и ответом на ряд последних политических шагов США. В апреле США объявили элитное иранское воинское подразделение "Корпус стражей исламской революции" террористической организацией.

В ответ Иран объявил США государством-спонсором терроризма, а американских военных, которые дислоцированы в ближневосточных странах – террористами. В мае официальный представитель Центрального командования США Уильям Урбан заявил, что существуют признаки того, что иранские военные и лояльные группировки ведут подготовку к возможным нападениям на американских военнослужащих на Ближнем Востоке.

Мнение Урбана расходится с информацией из мартовского отчета Центрального командования США о ситуации на Ближнем Востоке, согласно которому Иран вмешивается во внутренние дела Сирии и ряда других стран, но не демонстрирует намерения нападать на американские войска.

Последней каплей в терпении иранских фундаменталистов стала отправка американскими властями в регион Персидского залива ударной группы во главе с авианосцем Abraham Lincoln, истребителями, вертолетами и стратегическими бомбардировщиками, 6 тысячами военных на борту.

Советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон заявил, что режим аятолл должен понимать, что любая атака против интересов США или их союзников будет встречена с "безжалостной силой". Член Высшего совета национальной безопасности Ирана Кейван Хосрави назвал действия США актом "психологической войны".

С помощью демонстрации силы США пытаются подкрепить действующие санкции и оказать давление на руководство Ирана, чтобы президент Роухани и аятолла Али Хаменеи согласились на новые переговоры с американцами и выполнили ранее озвученные требования Белого дома. Американцы шлют иранцам четкий сигнал, что в случае необходимости они готовы применить военную силу.

Политика нынешнего руководства Ирана представляет потенциальную угрозу для США. В радиус поражения иранских ракет попадают американские военные базы на территории Ирака, Кувейта, Катара. В непосредственной близости с Ираном расположен Ирак, где находится свыше 5 тысяч американских военных, которые готовят иракскую армию для антитеррористических операций.

В Ираке находится 30 вооруженных группировок общей численностью 125 тысяч человек, принимавших участие в борьбе с ИГИЛ и поддерживающих тесные связи с Ираном. Формально они относятся к силам безопасности Ирака как народное ополчение, но не подчиняются Министерству обороны или Министерству внутренних дел.

Одна из таких группировок "Харакат Хизбалла аль-Нуджаба" была признана террористической организацией министерством финансов США в марте этого года. На последних парламентских выборах в Ираке победили исламистские партии, а премьер-министром стал Адель Абдул Махди, который выступает за сотрудничество с Ираном и не разделяет опасений США по поводу народного ополчения.

В прошлом году Роухани предупреждал Трампа не играть с огнем и не провоцировать Иран, а командующий иранским спецназом "Эль-Кудс" Касем Сулеймани выразил готовность к противостоянию с США.

Также Иран не прекратил спонсировать террористические антиизраильские организации ХАМАС, "Исламский джихад" в Секторе Газа, "Хизбалла" в Ливане, исламских экстремистов-хуситов в Йемене и оказывать военную помощь президенту Башару Асаду в гражданской войне в Сирии.

В последнее время ХАМАС и "Исламский джихад" усилили ракетные обстрелы Израиля, в том числе ракетами, изготовленными по иранской технологии, а йеменские хуситы осуществляют ракетные удары по Саудовской Аравии.

В Сирии "Корпус стражей исламской революции" сформировал и подготовил шиитские вооруженные группировки общей численностью 100 тысяч человек. Иран представляет угрозу американскому влиянию на Ближнем Востоке и его позиции сильны в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене, где у него есть подконтрольные вооруженные группировки.

Поскольку американцы перешли от экономического к военно-политическому воздействию на Иран, режим аятолл вспомнил о тактике экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинижада, который держал в напряжении международное сообщество и шантажировал Запад с помощью ядерной программы.

Шантаж ради отмены санкций

Иран шантажирует США и Евросоюз угрозой возобновить ядерную программу, чтобы добиться отмены американских санкций. В апреле 2019 года США распространили запрет на приобретение иранской нефти на Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Тайвань, Турцию, Италию и Грецию, для которых действовало исключение после введения санкций против Ирана в ноябре 2018 года.

Цель санкций – лишить Иран доступа на крупные рынки сбыта, дохода в размере 50 млрд долларов в год от продаж нефти. Замминистра нефтяной промышленности Хусейн Замания заявил, что Иран будет заниматься не контрабандой, а продажей нефти на так называемом "сером рынке" (продажа товаров по сниженным ценам дилерами без официального разрешения) в обход санкций. Иран будет продавать нефть через различные частные фирмы.

По мнению британского эксперта в сфере энергетики Манучехра Такина, груженые иранской нефтью танкеры отключают радары при выходе в открытое море, чтобы не получалось отслеживать их движение. Это позволит Ирану незаметно поставлять нефть на внешние рынки в обход ограничений. Однако, сам Замания признает, что Иран не сможет продавать по 2,5 млн баррелей нефти в сутки.

В апреле 2019 года США отменили меры, которые обеспечивали Ирану доступ к тяжелой воде, производимой в Омане, и возможности проводить обмен запасов обогащенного урана на урановую руду в России. Данные материалы используются в атомной энергетике.

Санкции усложнили работу банковского сектора Ирана. Страну покидают иностранные инвесторы. Французские компании Total, PSA Group, Renault, немецкая фирма Siemens сократили присутствие на иранском рынке. Тяжелые времена переживает автомобильная промышленность. Иранский реал обесценивается. В стране растет безработица.

Иранцы решили сыграть на страхах международного сообщества перед ядерной угрозой с их стороны и побудить Европу более настойчиво требовать от США отмены антииранских санкций. Бытует мнение, что если Иран возобновит обогащение урана, то он сможет создать ядерный заряд за год.

Европейцы не присоединились к санкциям США, подтвердили, что Иран соблюдает условия "ядерной сделки" и выразили намерение продолжить торговлю с Ираном в обход санкций. В январе Великобритания, Франция и Германия предложили создать собственный механизм платежей с Ираном без участия США.

В феврале министр иностранных дел Ирана Мохаммед Зараф Шариф заявил, что попытка создать подобный механизм потерпела неудачу и европейским странам нужно действовать более решительно в споре с США вокруг Ирана.

После ультиматума Роухани, высокий представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини заявила, что сохранение "ядерной сделки" является вопросом обеспечения безопасности ЕС. По ее мнению, без договоренностей об ограничении ядерной программы Ирана будет сложнее договориться с исламской республикой по другим проблемным вопросам, включая ракетную программу и нарушение прав человека. Однако это нисколько не повлияло на решительность американцев дожать Иран до конца. Трамп подписал 8 мая указ о введении ограничительных мер на экспорт железной руды, стали, алюминия и меди из Ирана, желая лишить страну второго по величине источника прибыли после продажи нефти. ЕС в очередной раз продемонстрировал свою слабость и неспособность повлиять на решения хозяина Овального кабинета.

Российский фактор

Иран идет в лобовую атаку против ЕС и США, пользуясь поддержкой со стороны России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время встречи со своим иранским коллегой назвал ультиматум Роухани плодом безответственного поведения США. Министр выразил приверженность "ядерной сделке" и подчеркнул, что Россия и Иран будут искать пути обхода американских санкций. Он пообещал убедить европейские страны ввести механизм, позволяющий не зависеть от США при проведении банковских переводов.

Складывается впечатление, что Россия выигрывает от ухудшения отношений Ирана и Запада. Москва заинтересована в усилении влияния Ирана на Ближнем Востоке, с которым они работают в паре в Сирии и оказывают военную помощь Асаду. Россия заинтересована потеснить США на рынке вооружений стран Персидского залива, получить заказы на строительство атомных электростанций в Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте, Иордании.

Иран интересен России как рынок сбыта вооружений. Плюс ко всему, американские санкции могут повлиять на рост мировых цен на нефть в будущем и появление дефицита в объеме 1,5 млн баррелей нефти в сутки на мировом рынке. России это выгодно, как стране экспортирующей нефть и природный газ.

Россия заинтересована в углублении раскола между США и Европой из-за санкций против Ирана. Видимо, россияне рассчитывают на то, что на фоне роста разногласий между США и ЕС европейцы поставят вопрос односторонней отмены или смягчения антироссийских санкций.

Влиятельные европейские страны заняли позицию "и вашим, и нашим" после ультиматума Роухани. Великобритания, Германия и Франция осудили новые санкции США против Ирана и выход из "ядерной сделки". В тоже время они призвали власти Ирана не ставить ультиматумы, а выполнять условия "ядерной сделки". США пытаются склонить европейцев на свою сторону. Госсекретарь Помпео посетил Лондон и пытался убедить британцев поддержать США в противостоянии с Ираном.

Иранский тупик

Администрация Трампа оказалась в щекотливом положении в случае с Ираном. Если Иран действительно возобновит ядерную программу, то США останутся у разбитого корыта. Им не удалось заставить Иран с помощью санкций отказаться от баллистических ракет и амбиций стать региональным лидером на Ближнем Востоке.

Американцы собственноручно похоронили "ядерную сделку" и спровоцировали возобновление иранской ядерной программы. Возвращение США к выполнению условий "ядерной сделки" будут восприняты Россией и Китаем как признак слабости. В таких условиях США придется повысить ставки в противостоянии с Ираном, вплоть до ограниченного применения военной силы.

Как вариант, нанесение совместно с Израилем ракетно-бомбовых ударов по ядерным объектам, пусковым установкам и местам хранения баллистических ракет в Иране. Последствия такой военной операции непредсказуемы для самих американцев.

Не случайно Центральное военное командование предупреждает об иранской угрозе в ближневосточных странах, где находятся американские военные. При желании иранских фундаменталистов, лояльные вооруженные группировки начнут устраивать диверсии против американских военных в Сирии и Ираке.

Недаром после ультиматума Роухани госсекретарь Майк Помпео слетал в Багдад и провел переговоры с президентом Ирака Бархамом Салихом и премьер-министром Аделем Абдулом Махди, чтобы убедиться в том, что они готовы посодействовать в обеспечении безопасности американских военных.

Тупиковая ситуация в Иране, в которой оказался Трамп, играет на руку его конкуренту на президентских выборах в 2020 году - демократу, бывшему вице-президенту Джо Байдену, который поддерживает "ядерную сделку" с Ираном.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке