Читайте также
Опубликованный на этой неделе отчет госконтролера Йосефа Шапира проливает свет на многие проблемы системы здравоохранения. В первую очередь, он обращает внимание Кнессета на отсутствие программы создания новых отделений и подразделений в израильских больницах. В отчете также отмечается, что долгосрочные программы, предусматривающие создание дополнительных мест в больничных палатах до 2035 года, страдают от многочисленных недоработок. В частности, в них не указывается, в каких именно отделениях планируется создать новые места и не учитывается средняя продолжительность пребывания больного в стационаре.
Из отчета следует, что с 2014 по 2017 годы больницы подали в Минздрав 109 просьб о создании новых отделений, и 84 из них были удовлетворены. За тот же период были поданы 8 просьб о создании крупных структурных подразделений, но все они были отклонены. Также были отвергнуты 18 просьб об увеличении числа коек в уже существующих отделениях. В то же время в отчете отмечается, что в сентябре 2014 года правительство приняло решение о создании новой больницы в Беэр-Шеве, а в 2017 году в Ашдоде открылась новая больница "Асута".
Госконтролер напоминает, что в 2015 году правительство утвердило комплекс социально-экономических мер в связи со старением населения страны. Однако Минздрав не разработал упорядоченной программы, направленной на реализацию этих мер, в частности, на создание дополнительных гериатрических отделений и увеличение числа коек в уже существующих.
В отчете отмечается, что остался незавершенным начавшийся в 2016 году процесс сокращения разрыва между утвержденным Минздравом числом дополнительных больничных коек и их реальной численностью. Не учитывая родильных отделений, израильские больницы имеют право содержать 14 000 коек. Однако в 2017 году их реальное количество в некоторых отделениях было на 1400 больше. С другой стороны, в некоторых отделениях (главным образом, офтальмологических, педиатрических и гинекологических) число коек было меньше разрешенного. Дефицит составил 2050 коек. Так, в двух детских отделениях одного медицинского центра оказалось на 22 койки меньше, нежели это предусмотрено сертификатом Минздрава.
Этот разрыв оказывает существенное влияние на качество получаемого больными ухода и соблюдение их человеческого достоинства. В отчете госконтролера отмечается, что Минздрав фактически игнорирует эту проблему и не предпринимает должных мер для ее решения. Отклонение от установленных норм создает помехи планомерной работе системы здравоохранения и принижает роль Минздрава, как ее регулятора.
Госконтролер отмечает также дисбаланс между центром страны и периферией с точки зрения отделений трансплантологии. "Большинство операций по пересадке человеческих органов осуществляется в трех медицинских учреждениях, расположенных в центре страны - 76 процентов из них проводятся в больнице "Бейлинсон", - говорится в отчете. - Это мешает отделениям трансплантологии, расположенным на периферии, накопить необходимый опыт".
В отчете утверждается, что созданию новых отделений в периферийных медицинских учреждениях препятствуют недостаточное государственное финансирование и нехватка частных пожертвований. "Вследствие этого на севере страны нет достаточного количества реабилитационных центров, - отмечают составители отчета. - Больным и членам их семей приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы получить необходимый уход".
Госконтролер указывает и на отклонение от графика создания больницы в Беэр-Шеве. "Вопреки решению правительства, Минздрав и Минфин до сих пор не разработали модель функционирования нового стационара и не утвердили его бюджетные рамки", - говорится в отчете.
Сотрудники аппарата госконтролера изучили также ситуацию в области проведения операций по резекции желудка. В 2017 году 47 процентов жителей Израиля страдали от избыточного веса и 4 процента - от ожирения. Поэтому операция по резекции желудка стала в последнее время распространенной процедурой.
В отчете указывается на ряд недостатков в этой области. Так, на интернет-сайтах больничных касс "Клалит" и "Леумит" присутствует лишь частичная информация о соответствующих операциях. Зачастую решение о проведении процедуры принимает фактически сам пациент, а не квалифицированный специалист. "Минздрав не разработал правил, регулирующих подготовку к такой операции, и не установил, кто несет ответственность за ее проведение - больничная касса или медицинский центр", - отмечают авторы отчета. Помимо этого, министерство здравоохранения не установило, какие сопутствующие ожирению явления - например, повышенное давление - могут считаться достаточным основанием для назначения операции по резекции желудка. А многие больные оставались после операции без медицинского наблюдения.
Госконтролер также подвергает критике высокую стоимость операции по резекции желудка. В 2017 году больничные кассы потратили на ее проведение около 500 млн. шекелей. В отчете отмечается, что в последние годы медицинские центры обзавелись оборудованием, позволяющим снизить стоимость этой процедуры. Однако цены на проведение операции по резекции желудка, установленные Минздравом еще в 2010 году, с тех пор практически не изменились.
В последние годы значительно увеличилось количество выполняемых в Израиле пластических операций. Ежегодно на их проведение тратится около 100 млн. шекелей, и эта цифра постоянно растет. Однако пластические операции таят в себе немалые опасности. Количество жалоб и судебных исков, поданных в этой связи, также растет из года в год. Если в 2008 году было зарегистрировано 11 подобных жалоб, то в 2016 - уже 215. Объем выплаченных пациентам компенсаций с 2009 по 2017 годы увеличился в 100 раз. С февраля по октябрь 2018 года аппарат госконтролера изучал ситуацию, сложившуюся в области пластической хирургии в больничных кассах, в медицинских центрах "Сураски" и "Асаф ха-рофэ", и в министерстве труда.
В отчете отмечается, что, поскольку косметика не считается отраслью медицины, для проведения пластических операций специалистам не требуется специальный сертификат. Тем не менее, в своей рекламе они зачастую незаконно называют себя докторами, предъявляя документы, внешне походящие на медицинские дипломы. Таким образом, они создают у потенциальных клиентов ошибочное впечатление, что создает опасность для их здоровья. Государственный совет по высшему образованию также не принимает никаких мер против учреждений, готовящих специалистов в области косметологии, и безосновательно называющих себя "колледжами" и "академиями".
Расходы на пластические операции, предоставляемые в рамках "дополнительных медицинских услуг", ложатся тяжким бременем на больничные кассы. Так, например, десятки миллионов шекелей тратятся ежегодно на эпиляцию, проведение которой не связано с прямыми медицинскими предписаниями.
Аппарат госконтролера также проверил работу Службы скорой помощи в обычное время и в чрезвычайных ситуациях. В 11 городах машины скорой помощи приезжали по вызову в расчетное время, в двух городах были отмечены опоздания. Однако в этих же двух городах реанимобили прибывали к месту вызова вовремя.
Госконтролер отметил недостатки в подготовке работающих на скорой помощи фельдшеров. "Министерство здравоохранения не подготовило закон, содержащий определение профессии фельдшера (парамедика) и не обеспечило их должной подготовки к работе, - говорится в отчете. - Минздрав не контролирует работу учреждений, в которых обучаются эти специалисты".
В отчете также отмечается, что в случае чрезвычайной ситуации Служба скорой помощи может столкнуться с серьезными проблемами из-за нехватки сотрудников и дефицита подвижного состава. В 2018 году в строю находился 81 процент из числящихся на балансе службы машин. "В случае чрезвычайной ситуации скорой помощи может потребоваться вдвое больше фельдшеров, нежели сейчас", - указывается в отчете.
Министерство здравоохранения сообщило, что отчет госконтролера будет тщательно изучен, после чего будут приняты все меры для устранения указанных в нем недостатков.
Ор Равид, Walla!News