Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+12+9

Мнения

А
А

Пасхальный эксклюзив (Песах)

Еврейский народ из года в год вспоминает об этом звездном часе своей истории, свидетельствуя его подлинность, свидетельствуя, что исход – это истинное событие, истинное чудо, а не миф.

18.04.2019
ShutterStock

Читайте также

Суд над богами

Чтобы вынудить Паро отпустить сынов Израиля из египетского рабства, Всевышний навел на страну десять катаклизмов, совершил десять небывалых чудес. Причем Тора представляет это как "суд над египетскими богами" (Шмот 12:12). В самом деле, мы видим, что в основе драмы лежит противостояние между Богом евреев и египетскими богами, что события развивались, как некое состязание между Моше и Аароном с одной стороны и Паро и волхвами с другой. При этом некоторые чудеса волхвы смогли воспроизвести своими средствами: "И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: Если скажет вам Паро, говоря: "дайте о себе доказательное чудо", то ты скажешь Аарону: "возьми посох свой и брось пред Паро"; и он сделается змеем. И пришел Моше и Аарон к Паро, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон посох свой пред Паро и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал Паро мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи. И заупрямилось сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моше: упорно сердце Паро; он не хочет отпустить народ... И сказал Господь Моше: скажи Аарону: возьми посох твой и простри руку твою на воды египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое стечение вод их; и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской, и в деревянных, и в каменных (сосудах). И сделали так Моше и Аарон, как повелел Господь. И поднял он посох, и ударил по воде, что в реке, пред глазами Паро и пред глазами рабов его, и превратилась вся вода, что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река, и не могли египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы египетские сделали то же чарами своими". (Шмот 8:8-22)

Две казни волхвам удалось повторить, что же касается остальных восьми, то они оказались не под силу египетским волшебникам, и упрямство Паро после гибели первенцев было сломлено. Однако уместно обратить внимание на то, что эксклюзивными и неповторимыми являются не только отдельные чудеса, связанные с исходом, неповторимым является и сам исход, о чем ясно сказано в самой Торе: "Спроси о временах прежних, которые были до тебя, со дня, в который Бог сотворил человека на земле, и от края неба до края неба: сбылось ли когда подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли народ глас Бога, говорящего из среды огня, – как слышал ты, – и остался в живых? Или попыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою, и ужасами великими, как все, что сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог, нет более, кроме Него" (Двар 4:32-35).

Миф и История

Одной из козырных карт научного атеизма служила повторяемость мифов в разных религиях: как сказки разных народов вертятся вокруг одних и тех же сюжетов, так же и религии воспроизводят одни и те же мифологические структуры. В "Мастере и Маргарите" приводится небольшая лекция на эту тему, преподанная Берлиозом Ивану Бездомному: "Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике".

Разумеется, в повторяемости мифологем позволительно усматривать не брожение "общественных формаций", а подлинные голоса космоса. Так Сергей Довлатов замечает: "Чем объясняется факт идентичных литературных сюжетов у разных народов? По Шкловскому – самопроизвольным их возникновением. Это значит, что литература, в сущности, предрешена. Писатель не творит ее, а как бы исполняет, улавливает сигналы. Чувствительность к такого рода сигналам и есть Божий дар".

А та же теософия учит, что в "структурах" проступают глубинные мистические тайны. Так Рудольф Штайнер в следующих словах пишет о повторении элементов в биографиях "великих посвященных": "Когда мудрые жрецы слышат о подобном рождении, они уже знают, в чем дело. Они знают, что имеют дело с богочеловеком. Им известно заранее, что произойдет с появившейся таким образом личностью. Поэтому жизнь ее может соответствовать только тому, что им известно как жизнь богочеловека. В их мистериальной мудрости такое течение жизни является предустановленным от вечности. Оно может быть только таким, каким оно должно быть".

В частности и религиоведы, и теософы отмечают, что при рождении "великих посвященных" на их жизнь покушаются сильные мира сего. Эта биографическая деталь отмечается не только в истории Кришны, Будды, и Йешуа, но также Моше, и Авраама. Действительно, мидраши сообщают, что Паро знал о рождении Моше, а Нимрод о рождении Авраама, и что оба эти великих властителя покушались на жизнь обоих великих новорожденных.

Как это понимать? Неужели же и еврейская религия подключена к "космическому каналу"? Разумеется, нет. Это те исключения, которые лишь подтверждают правило. Вкрапления универсальных мифологем в ТАНАХе настолько редки, что невольно ставят под сомнение свой мифологический статус. Невольно, начинаешь думать, что истории эти подлинны, что они навеяны как раз не "структурами", не "сигналами из космоса", а открыты самими небесами.

В ТАНАХе все эксклюзивно, и в первую очередь, разумеется, исход: "попыталось ли (какое-то) божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою, и ужасами великими, как все, что сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими?"

Религия евреев по сути ничего у других верований не заимствует. И наоборот, повторяя архетипы, повторяя "структуры", повторяя друг друга, языческие религии в то же время оказались совершенно бессильны повторить что-либо существенное из Священной истории! Во всяком случае, египетские волхвы в своих подражаниях Моше и Аарону преуспели гораздо больше, чем слагатели легенд самых разных религий.

В самом деле, чего только не встретишь в языческой мифологии – и рождающуюся из морской пены Афродиту, и пожирающего своих детей Кроноса, но нет в ней "архетипа исхода", нет божества, которое бы вывело народ из среды другого народа. А еврейский народ из года в год вспоминает об этом звездном часе своей истории, свидетельствуя его подлинность, свидетельствуя, что исход – это истинное событие, истинное чудо, а не миф.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке