Читайте также
Спецслужбы пытаются остановить новых смертников с Северного Кавказа. Как это сделать - знают в Израиле
В Дагестане продолжается расследование двух взрывов в Махачкале, которые с интервалом в несколько десятков минут прогремели поздно вечером в четверг. Их жертвами, напомним, стали 13 (по другим данным - 12) человек, еще около ста пострадали. Уже ясно, что взрывчатку к месту скопления людей доставили смертники. Однако у силовиков есть подозрения, что случившееся - лишь начало беспрецедентной по масштабам террористической атаки на Россию, спланированной бандподпольем на Северном Кавказе. Во всяком случае, всем полицейским постам Северо-Кавказского федерального округа разосланы ориентировки еще на троих смертников - двух женщин и мужчину. Как считают оперативники, эти люди имеют задание пробраться в крупные города Центральной России и совершить самоподрывы в День Победы - 9 мая.
Известны и имена предполагаемых преступников. Это 23-летний брат и 19-летняя сестра Алиевы, проживавшие в Махачкале на улице Батырая. С ними могла находиться проживавшая по соседству 29-летняя Аминат Курбанова. По национальности - русская, в девичестве носила фамилию Сапрыкина. Приняла мусульманство, вышла замуж за одного из членов незаконных вооруженных формирований, недавно уничтоженного в горах.
Но и это еще не все. Судя по всему, террористическая атака готовилась куда более грозной, чем может получиться теперь. Во всяком случае, еще двух смертниц удалось задержать 29 апреля на границе между Северной Осетией и Ингушетией. За рулем белого "Мицубиси" сидела 30-летняя Залина Габибулаева, вместе с ней ехала и 17-летняя Заира Акаева. Обе в черных одеждах. Беспрепятственно из Дагестана проехали всю Чечню и Ингушетию. Всерьез проверить их полицейские решили лишь на посту "Чермен". В багажнике под ковриком обнаружили самодельное взрывное устройство. Естественно, Габибулаеву и Акаеву задержали.
Понятно, что в связи с резко усилившейся накануне праздников террористической угрозой на ноги подняты все спецслужбы России. Но трагические события последних лет не раз убеждали, что слишком часто их усилия не приносят результата, и тогда на наших улицах льется большая кровь. Как это изменить? Может быть, стоит попристальней приглядеться к опыту тех, кто давно живет бок о бок с террористами и научился им противостоять по-настоящему? Речь - об Израиле. Там умеют распознавать "живые бомбы" и вовремя обезвреживать их. Как? Об этом рассказ нашего нештатного корреспондента из Израиля.
В четверг 17 апреля 1986 году в международном аэропорту Хитроу в Лондоне заканчивалась регистрация пассажиров на самолет Боинг-747 израильской авиакомпании "Эл Ал", совершавший рейс №016 по маршруту Нью-Йорк-Лондон-Тель-Авив. Сотрудник израильской контрразведки ШАБАК, выполнявший рутинную проверку багажа и опрос пассажиров, обратил внимание на молодую беременную женщину, прибывшую на регистрацию одной из последних. Это была некая Мэри-Энн Мэрфи, горничная одного из лондонских отелей. На стандартные вопросы сотрудника службы безопасности она отвечала спокойно, однако на вопрос о том, не передавали ли ей посторонние люди какие-либо вещи в багаж, она ответила отрицательно, но с заминкой. Это вызвало подозрения и был проведен детальный обыск.
Результаты обыска произвели впечатление даже на бывалых оперативников ШАБАК – в сумке беременной дамы было обнаружено двойное дно, заполненное пластичной взрывчаткой семтекс, в обычный калькулятор был вмонтирован детонатор бомбы, а электронный таймер детонатора был установлен на два с четвертью часа после вылета самолета из лондонского аэропорта в Израиль. В это время самолет должен был находиться на высоте 39000 футов над Средиземным морем между Италией и Грецией. По замыслу террористов, в результате взрыва на борту самолета должны были погибнуть все 395 пассажиров, включая и саму Мэри-Энн Мэрфи.
Сотрудники ШАБАК арестовали недоумевающую женщину и передали ее британской полиции. Теперь предстояло выяснить - кто стоял за попыткой организации крупномасштабного теракта на борту израильского самолета.
Восьмидесятые годы прошлого века стали временем жесточайшей схватки израильских спецслужб с палестинским террором и стоящими за спиной террористов арабскими странами. В это время палестинцы сделали ставку на воздушный терроризм в войне против Израиля.
Инциденту в лондонском аэропорту предшествовала серия нападений террористов на терминалы израильской авиакомпании "Эл Ал" в аэропортах различных странах. 27 декабря 1985 года две группы палестинских террористов одновременно напали на терминалы "Эл Ал" в аэропортах Рима и Вены. Целью палестинцев было убийство пассажиров израильской авиакомпании прямо в аэропортах.
Несмотря на внезапность нападений, все они были отражены оперативниками ШАБАК. В венском аэропорту ими были застрелены три палестинских террориста и один взят живым, в римском аэропорту был застрелен один нападавший и схвачены два его подельника. При отражении атак террористов погибли 16 мирных граждан и 120 были ранены, однако целей своих террористы не достигли. Ответственность за нападения в Риме и в Вене взяла на себя палестинская террористическая организация Абу Нидаля.
Любопытная подробность – оперативник ШАБАК, осуществлявший досмотр Мэрфи в лондонском аэропорту, в декабре 1985 года был среди тех, кто отражал атаку террористов в римском аэропорту.
Палестинцы лихорадочно искали новые способы совершения терактов, и тогда их выбор пал на использование "живых бомб" – ничего не подозревающие пассажиры должны были быть использованы в качестве "средства доставки" взрывчатых устройств на борт самолета.
В качестве "живой бомбы" и была использована террористами Мэри-Энн Мэрфи, арестованная ШАБАКом в лондонском аэропорту. В ходе следствия удалось выяснить все подробности подготовки предотвращенного терракта.
Тридцатилетняя ирландка Мэри-Энн Мэрфи работала горничной в отеле "Хилтон" в Лондоне. Там она познакомилась с палестинцем Низаром Хиндауи, назвавшим себя иорданским журналистом, и стала его любовницей. Их связь продолжалась около двух лет с перерывами, связанными с внезапными исчезновениями Хюндауи из Лондона, которые он объяснял своими поездками в Иорданию. В апреле 1986 года Мэрфи сообщила Хиндауи, что находится на шестом месяце беременности. Палестинец предложил ей вступить в брак и провести медовый месяц почему-то в Израиле. Мэрфи не очень представляла себе, каким образом палестинец с иорданским гражданством может попасть в Израиль – ведь Израиль и Иордания находились в то время в состоянии войны, однако дала свое согласие на поездку.
Хиндауи немедленно приступил к реализации своих планов – он приобрел для своей невесты все необходимые для свадебной церемонии одежды и вещи, оформил ей паспорт и купил авиабилет на самолет "Боинг-747" израильской авиакомпании "Эл Ал", выполнявший рейс № 016 по маршруту Нью-Йорк-Лондон-Тель-Авив 27 апреля 1986 года. Своей невесте он сказал, что приедет в Израиль из Иордании, так как у него нет возможности лететь вместе с ней на израильском самолете, и встретит ее в аэропорту Бен Гурион. Вся очевидная нелепость намерений Хиндауи не вызвала подозрений у наивной невесты.
В ночь перед вылетом Хиндауи приехал с большой дорожной сумкой домой к невесте и помог ей собрать вещи и упаковать багаж. По дороге в аэропорт Мэри-Энн Мэрфи обратила внимание, что палестинец ковырялся в ее дорожной сумке. Позднее выяснилось, что Хиндауи в это время привел бомбу в рабочее состояние, подключил детонатор и установил время взрыва на электронном таймере. Палестинец предупредил Мэрфи, чтобы в ходе опроса пассажиров в аэропорту сотрудниками службы безопасности, она ни в коем случае не сказала об его участии в сборе багажа. Он объяснил невесте, что у израильтян могут возникнуть какие-то подозрения, что может воспрепятствовать их свадьбе.
Хиндауи вскоре был арестован британской полицией. На допросах он признался, что был завербован сирийской разведкой. Непосредственно с ним контактировали два сирийских офицера, один из которых, Хайтам Саид, приказал ему осуществить теракт на борту израильского самолета. Саид предложил использовать женщину в качестве средства доставки бомбы на борт самолета, поскольку женщина, и к тому же беременная, вызывает меньше подозрений. Палестинец согласился предоставить свою невесту для этой цели. В качестве платы за теракт сирийская разведка обещала выплатить Хиндауи 25 тысяч долларов.
Британский суд приговорил Хиндауи к тюремному заключению сроком 45 лет. На суде была доказана невиновность Мэри-Энн Мэрфи – она стала жертвой обмана палестинского террориста и должна была погибнуть в числе других пассажиров самолета. Сегодня Энн-Мэри Мэрфи вместе с дочерью живет в Ирландии.
В интервью газете "Irish Examiner" Мэри-Энн Мэрфи рассказала, что ее до сих пор преследуют воспоминания о том, как палестинец попытался отправить ее на верную смерть, упаковав пластиковую взрывчатку в ее ручную кладь.
В 2004 году она нарушила свое 18-летнее молчание, когда палестинский террорист Хиндауи, отбывающий тюремное заключение, подал прошение о помиловании. Энн-Мэри Мэрфи заявила, что преступник не достоин снисхождения. "Он должен гнить в тюрьме навсегда. Если Палата лордов хочет, чтобы я пришла и дала показания против Хиндауи, я сделаю это. Этот человек является воплощением абсолютного зла и в нем нет даже капли раскаяния или жалости", - сказала Мэри-Энн Мэрфи.
В октябре 2004 года британский суд отказал палестинскому террористу Хиндауи в прошении о помиловании и досрочном освобождении...
Страны, пренебрегающие израильским опытом борьбы с исламским террором, обречены на тяжелейшие потери. Свидетельством этому стал взрыв самолета "Боинг-747-121" компании "Pan American World Airways", произведенный арабскими террористами над городом Локерби (Шотландия) с помощью пластиковой взрывчатки 21 декабря 1988 года. Самолет совершал рейс 103 из лондонского аэропорта Хитроу в нью-йоркский Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. В общей сложности погибло 270 человек (259 при крушении самолета (из них 243 пассажира) и 11 на земле).