Читайте также
Несмотря на предыдущие провалы на палестинском направлении, Москва стремится воспользоваться весьма благоприятной геополитической ситуацией, дабы вновь создать видимость своего влияния на процесс ближневосточного урегулирования.
В середине мая в Москве запланировано проведение второго раунда межпалестинских переговоров, в ходе которых "будет продолжена работа по поощрению ХАМАС и ФАТХ к достижению национального примирения". Об этом 23 апреля заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, выступая на заседании Совета Безопасности по Ближнему Востоку.
Первый раунд состоялся в Москве 21-22 мая 2011 года при участии сотрудников администрации президента и министерства иностранных дел РФ. Тогда на переговорах были представлены ФАТХ, ХАМАС, Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), Народный фронт освобождения Палестины – Общее командование Ахмада Джибриля, "Аш-Шааб" (бывшая палестинская Компартия), Палестинская национальная инициатива (из ведущих политических сил сектора Газа, Самарии и Иудеи в Москву не приехали лишь представители палестинского "Исламского джихада").
"Достижения" первого раунда
"Проведение такой встречи в российской столице является очевидным успехом российской ближневосточной дипломатии, - заявил тогда ИА Интерфакс источник, причастный к переговорам. - Фактически Россия впервые за многие годы реально перехватывает у партнеров инициативу в ближневосточном урегулировании". Второе достижение этой встречи было обозначено тем же информагентством: "В Москве палестинцы сумели договориться о том, что муниципальные выборы в секторе Газа и на Западном берегу пройдут уже в октябре текущего года". "Мы приветствуем достигнутое согласие о проведении в октябре сего года муниципальных выборов – и на Западном берегу, и в Газе", - подчеркнул глава МИД Сергей Лавров на встрече с членами палестинских делегаций.
Однако россияне явно поспешили с заявлениями о том, что им удалось перехватить "у партнеров инициативу в ближневосточном урегулировании". Когда в августе 2011 года у ХАМАСа, который был представлен в Москве заместителем главы Политбюро Мусой Абу-Марзуком, возникла необходимость в посреднике для согласования условий прекращения огня с Израилем, он обратился к новому руководству Египта и спецпосланнику генсека ООН на Ближнем Востоке Роберту Сери, но отнюдь не к России.
В том же месяце председатель палестинской администрации Абу-Мазен (Махмуд Аббас) "аннулировал" и второе, пожалуй, главное достижение московских переговоров. Его канцелярия объявила о решении отсрочить на неопределенное время, т.е. фактически отменить муниципальные выборы, о проведении которых в октябре палестинцы договорились в российской столице.
Более того, комментируя первый раунд межпалестинских переговоров в Москве глава Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Сергей Вершинин заявил, что ХАМАС готов согласиться на создание Палестинского государства исключительно в границах 1967 года (Самария, Иудея, сектор Газа). Из его слов следовало, что руководство этой организации фактически отказалось от своей главной исторической цели – создания Исламского государства на территории "всей оккупированной Палестины", т.е. Самарии, Иудеи, сектора Газа и собственно Израиля. Однако за минувший год официальные представители ХАМАСа не озвучивали никаких заявлений, подтверждающих слова Вершинина.
Подоплека
Отсутствие вообще каких-либо достижений по итогам первого раунда межпалестинских переговоров в Москве (кроме самого факта этой встречи) – далеко не первая неудача посреднических усилий россиян на данном направлении. Так, с апреля 2005 года они безуспешно пытаются реализовать инициативу Путина по проведению Московской конференции по Ближнему Востоку (с участием Израиля). А с 2006 года российская дипломатия прилагает усилия повлиять на ХАМАС, чтобы он отказался от методов террора и признал Государство Израиль.
Неудачи на палестино-израильском треке дополняют более масштабную картину ближневосточной политики Москвы. В последние годы ее позиции в регионе ощутимо ослабли. Еще в 2003 году Россия лишилась одного из главных своих партнеров на Ближнем Востоке в лице Саддама Хусейна. В 2011 году были свергнуты и многолетние ее союзники Хусни Мубарак и Муамар Каддафи. Более того, на фоне поддержки Башара Асада в Сирии Москва настроила против себя значительную часть "арабской улицы" в целом.
Именно этим вызвано стремление Кремля сохранить хотя бы видимость своего влияния на палестинцев. Поэтому в сентябре 2011 года Россия не только поддержала их заявку на провозглашение независимости в одностороннем порядке, но и выступила против того, чтобы в резолюции заседания Квартета Израиль был бы признан еврейским государством. Сейчас Москва пытается воспользоваться весьма подходящей геополитической ситуацией, дабы вновь обозначить собственное "присутствие" на палестинском направлении. Американская администрация готовится к президентским выборам, и до того не собирается продвигать какие-либо миротворческие инициативы на Ближнем Востоке. Египет, в последние годы часто выступавший ключевым посредником в межпалестинском диалоге, а также в негласных контактах Израиля с палестинцами, включая ХАМАС, также занят внутриполитическими проблемами. Евросоюз, в первую очередь, волнует собственный экономический кризис. Как следствие, крупные игроки международной политики, обычно активно участвующие в ближневосточном урегулировании, на какое-то время отстранились от этого процесса. В результате возникли благоприятные условия для продвижения соответствующих инициатив российской дипломатии. Тем более, выборы президента уже состоялись, инаугурация Путина запланирована на 7 мая, а он в ходе предвыборной кампании уделял особое внимание ближневосточной проблематике. Именно на этом фоне постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин объявил о проведении в середине мая второго раунда межпалестинских переговоров в Москве. В этой связи весьма показательно заявление, сделанное им вчера на заседании Совбеза ООН: "Масштабные трансформационные процессы, происходящие в ближневосточном регионе, ни в коей мере не преуменьшают того краеугольного значения, которые имеют вопросы палестино-израильского и в целом арабо-израильского урегулирования".