Возвращение антисемитизма в американскую жизнь
Фото: Reuters
Возвращение антисемитизма в американскую жизнь

Стрельба, произошедшая в субботу утром в синагоге "Эц хаим" ("Древо жизни") в Питтсбурге, стала ночным кошмаром любой синагоги, "Гилеля", еврейской школы и еврейской общины в Соединенных Штатах. Это издревле свойственное евреям ожидание гонения (где и когда его не было с нами?), помноженное на американскую реальность: страна, нашпигованная оружием и привыкшая к ежедневному насилию, раздираемая многолетним расизмом и фанатизмом, которые с недавних пор успешно раздувает человек, занимающий самый высокий пост в государстве. 

В последние годы американские евреи с опаской поглядывали на Западную Европу, где антисемитизм, никогда не исчезавший полностью, вновь набирает обороты. В Великобритании на руководство Лейбористской партии сыплются обвинения в антисемитизме. Французские евреи невиданными темпами эмигрируют в Израиль. В Швеции в синагоги и еврейские центры бросают бутылки с зажигательной смесью. После 11 сентября 2001 года американские синагоги и общинные центры забаррикадировались, оградили себя бетонными барьерами и поставили рамочные металлоискатели, так что проход на службу напоминал досмотр в аэропорту. Тогда боялись террористов извне. 

Американские евреи с давних пор были уверены в том, что доморощенный антисемитизм им не грозит, что "Заговор против Америки" - это лишь историческая фантастика, придуманная Филипом Ротом, которая никогда не превратится в реальность. Однако в последние годы стали поступать тревожные сигналы. Начиная с президентской кампании Трампа в 2016 году, желчь антисемитизма разлилась в американском интернете. Неонацисты постят свастики и карикатуры в стилистике 1930‑х годов: зловеще ухмыляющиеся горбоносые раввины. Отрицатели Холокоста у всех на виду обсуждают "Протоколы сионских мудрецов". Еврейские журналисты и общественные деятели сделали себе новые аватарки: фото на абажуре или на куске мыла. Имя Джорджа Сороса используется уже не как тонкий намек для своих сторонников, а как сирена скорой помощи. "Еврейский вопрос" обсуждается на новостных сайтах и в блогах ультраправых. В ходе предвыборной гонки антисемиты стали писать еврейские имена в тройных скобках - своего рода желтая шестиконечная звезда цифровой эпохи, призванная разоблачить ассимилированных. Евреи поспешили присвоить себе этот символ, тем самым лишив его зловещего смысла и превратив в добровольную декларацию еврейской гордости, однако осадочек остался. На протяжении некоторого времени после выборов Трампа я собирала скриншоты расистских и антисемитских текстов, на которые натыкалась в интернете, но потом прекратила это делать. Доказательства были повсюду, у всех на виду. 

Ясно как Б‑жий день, что антисемитизм проник в американский мейнстрим, чего не бывало с конца 1930‑х - начала 1940‑х годов, когда он утвердился так же легко, идя рука об руку с расизмом и лихорадочным изоляционизмом консерваторов. В книге "Эти истины", виртуозно написанной новой истории США, моя коллега Джилл Лепор пишет об антисемитах той поры, которые видели в "массовой культуре и массовой демократии предвестия упадка западной цивилизации". В 1939 году Германо‑американский союз провел пронацистский митинг в спортивном комплексе "Мэдисон‑сквер‑гарден". Там собрались 20 тыс. человек. Видеозапись этого мероприятия можно посмотреть тут, и, как бы гадко это ни выглядело, я все же советую вам ее посмотреть. За лесом нацистских приветствий вы увидите Фрица Куна, лидера Германо‑американского союза, выступающего против "подвластной евреям прессы" и за "социальную справедливость в Соединенных Штатах, управляемых белыми неевреями". "Мы, руководствуясь американскими идеалами, требуем, чтобы американское государство было возвращено американскому народу, который его основал", - говорит Кун под гром аплодисментов. 

Недавно я наткнулась на описание антинацистского собрания, которое было организовано спустя две недели в "Карнеги‑холле". Отчет об этом собрании, который мне довелось прочесть, был опубликован в марте 1939 года в бюллетене мужского клуба нью‑йоркской синагоги "Аншей хесед". В частности, там говорилось, что "один оратор за другим осуждал деятельность Германо‑американского союза, подчеркивая, что расовая нетерпимость чужда Америке. Все говорили о необходимости защищать наши демократические процессы, все выражали солидарность в намерении защищать демократию и расовую и религиозную свободу". И вот это чувство солидарности, которое для меня, как и для многих других, представляется нравственным стержнем американского еврейства, и послужило мишенью в Питтсбурге. Сообщается, что несколько недель назад предполагаемый террорист ругал в социальных сетях ХИАС ("Общество помощи еврейским иммигрантам"), которое было основано в начале прошлого века с целью помогать евреям‑иммигрантам, прибывающим в Соединенные Штаты из Российской империи. Впоследствии ХИАС помогал евреям, бежавшим из нацистской Германии, а теперь помогает иммигрантам и беженцам всех мастей. Горькая ирония состоит в том, что теракт в Питтсбурге только укрепил это чувство общности, поставив синагогу "Древо жизни" в один ряд с африканской методистской церковью "Эмануэль" в Чарлстоне (девять прихожан которой, афроамериканцев, были убиты летом 2015 года) и исламским центром "Дар аль‑Фарук" в Блумингтоне, штат Миннесота, где в августе 2017 года произошел взрыв, и со многими другими храмами, ставшими черными точками на карте разворачивающейся американской трагедии. 

Александра Шварц, The Tree of Life Shooting and the Return of Anti‑Semitism to American Life

counter
Comments system Cackle
Загрузка...