Читайте также
Во время последних выборов многие партии поднимали вопрос о пенсиях вообще и положении пенсионеров-репатриантов, в частности. Звучали громкие обещания, но после выборов все возвращалось на круги своя, ибо, в конечном счете, любые начинания наталкиваются на коалиционные соглашения и финансовые ограничения.
Со времени выборов прошло три года, и вот недавно Кнессет утвердил законопроект депутата Мики Зоара ("Ликуд") об увеличении пенсии юридического советника правительства на 9 тысяч шекелей. Отныне человек, занимающий этот пост, будет получать пенсию в размере 47 тысяч шекелей в месяц. Он также сможет выйти на пенсию в возрасте 53 лет (притом, что официальный выход на пенсию для мужчин составляет 67 лет). По данным Минфина, столь значительное увеличение пенсии юридического советника обойдется казне в 4 миллиона шекелей в год.
Это далеко не первый раз, когда государственные чиновники и слуги народа используют свои полномочия, чтобы помочь себе и своим друзьям. Например, около года назад юридический советник МВД адвокат Томер Рознер заблокировал предложение Навы Бокер ("Ликуд") об ретроактивной выплате пенсий мэрам и заместителям мэров, ушедших со своих постов до 40 лет. Реализация подобного проекта обошлась бы налогоплательщикам ни больше, ни меньше в 20 миллионов шекелей в год.
В случае с законопроектом Мики Зоара, Кнессет продемонстрировал необычайную заботу об одном, отдельно взятом пенсионере - а именно, юридическом советнике правительства. Тот факт, что десятки тысяч пожилых людей получают смехотворную пенсию от 600 до 1800 шекелей в месяц, ни Мики Зоара, ни его уважаемых коллег нисколько не беспокоит.
У государства никогда не было средств, чтобы помочь массе нуждающихся людей, зато всегда находились деньги, чтобы помочь друзьям. Все правительства не устают говорить о трудностях, испытываемых пенсионными фондами, но не делают ничего, чтобы изменить ситуацию. Например ,три недели назад "Амитим", орган, управляющий восемью старыми пенсионными фондами, объявил об уменьшении на 1,3% пенсионных выплат примерно четверти миллионам пенсионеров. Т.е., тысячи пожилых людей одним махом лишились примерно 1000 шекелей в год. Особенно тяжелое положение у репатриантов из бывшего СССР, приехавших в возрасте после 45 лет. На сегодняшний день из 176 тысяч русскоязычных пенсионеров только 20,3% получают пенсии, причем эти пенсии смехотворно малы, и могут составлять всего несколько сот шекелей. Всем этим людям приходится подрабатывать на старости лет.
Напомню, что до 1984 года существовало вполне приемлемое пенсионное соглашение, согласно которому, человек, проработавший, по крайней мере, десять лет, имел право на пенсионные выплаты в размере 40% от его заработной платы (это касалось, кстати говоря, и репатриантов). В 1995 году бюджетные пенсионные фонды были закрыты для новых членов. В 2008 году, когда в Израиле вступил в силу закон об обязательном пенсионном страховании, специалисты прогнозировали, что размер пенсий у мужчин составит около 65% от последней зарплаты, а у женщин - 46%. Однако исследование, проведенное профессорами Беэр-шевского университета Авией Спивак и Сарит Механем-Карни на основании реальных данных о пенсионных отчислениях за последние 10 лет (опубликовано в июле 2018 года), показывает, что на самом деле пенсия мужчины составит около 38% от его зарплаты, а пенсия женщины - 31%.
Кроме этого, не будем забывать, что в 2011 году д-р Ади Брандер из Банка Израиля опубликовал исследование, в котором говорится: "Обязательное пенсионное соглашение, введенное в Израиле, приводит (по сравнению с ситуацией до принятия закона) к ухудшению положения лиц с низким доходом, которые составляют около 30% от работающего населения".
Согласно данным международной организации OECD, Израиль по-прежнему остается страной с самым высоким уровнем неравенства в доходах. Я полагаю, если государство, действительно, хотело бы помочь нуждающимся и бедствующим пожилым людям, оно должно было бы одновременно увеличить и минимальный прожиточный минимум по старости, и пенсию. Тогда бы пенсионеры обнаружили, что их положение реально улучшилось. Они узнали бы об этом не из правительственных заявлений и газетных публикаций, а из распечаток своих банковских счетов.
…Мы приближаемся к очередным выборам, и все в очередной раз повторится вновь. Нам предстоит услышать бесчисленные обещания изменить к лучшему жизнь пенсионеров, и вновь после выборов, как это было до сих пор, все эти обещания будут забыты. Впрочем, народные избранники и государственные чиновники, без сомнения, не забудут о себе, любимых, и сделают все, чтобы увеличить собственные зарплаты и зарплаты своих друзей. Порадуемся за них!