Читайте также
По роду и по образу
В первой главе Торы "Берешит" рассказывается о сотворении животного мира ("по роду их") и человека: "И сказал Бог: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их" (1:26-27)
Из этих слов явствует, что человек является венцом творения, то есть существом, выше (ценнее) которого если кто-то и есть, то только сам его Прообраз, сам его Создатель. Что же касается животных, то они заведомо ниже человека. Животные созданы "по роду их", над ними довлеет их природная необходимость, человек же создан "по образу Творца", он – свободен и суверенен. Соответственно и ни один человек не может считаться "выше" другого, как вообще не может быть и сверхчеловека, как сказано: "Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир" (Сангедрин.37а).
Между тем важно отметить, что это ясное прозрение всеобщего человеческого равенства самым тесным образом связано с запретом идолослужения, с запретом поклоняться всему, что нашему человеческому воображению представляется находящимся "сверх" человека. Запущенная Фридрихом Ницше идея "сверхчеловека", согласно которой человек может и даже должен быть преодолен, с тем чтобы уступить место чему-то более великому, в терминах библейской аксиоматики - языческая идея.
"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором" (Так говорил Заратустра 3).
Звучит как будто бы "ново", но по сути это кредо любого древнего идолослужения. Действительно, главным положением любой языческой религии является незыблемая вера в то, что имеются существа и силы (не являющиеся Богом Израиля), которые как раз "выше, чем человек". Согласно любой языческой вере, боги (в том числе боги, воплощенные в тела растений, животных и людей: жрецов и царей) видятся стоящими неизмеримо выше людей обыкновенных.
Вот характерная зарисовка из Истории Геродота: "Хотя Египет граничит с Ливией, в нем не особенно много зверей. Но все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными… Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну… Если кто-нибудь умышленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же – неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен, во всяком случае, умереть". (2:65).
Что же касается человеческих жертвоприношений в честь мерзких "сверхчеловеческих" тварей, то они были знакомы всему древнему Средиземноморью, хотя варварам и в большей мере, чем грекам.
И если в радикальных языческих культах, которые Всевышний повелел искоренить, путаница в вопросе о "сверхчеловеке" проявляется в крайнем пренебрежении к человеческой жизни, то в язычестве умеренном, которое Всевышний терпит, она проявляется на ментальном уровне: люди заведомо признаются неравными, представляются сущностно друг другу подчиненными, видятся винтиками каких-то собственно ценных "божественных" структур.
Синайское откровение началось словами: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель" (Шемот 20:2-5).
Между тем подобные разбросанные по всей Торе категорические запреты на поклонение "чужим богам" равнозначны провозглашению человеческой личности высшей ценностью (тварного мира), а тем самым также и полного равноправия всех людей. Так, слова Торы: "Познай же ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху, и на земле внизу; нет другого" (Двар 4:39), равноценны утверждению того, что человек пределен, что нельзя преодолеть "человеческий уровень" и выйти на "уровень более высокий", ибо попросту - "нет другого". Вообразить "другого" – значит, по меньшей мере, обмануться.
Иными словами, из аксиомы "нет другого" с необходимостью выводится теорема: "чтобы никто не говорил: мой отец больше твоего". Если нет "богов", то нет и никакого существа (кроме истинного Бога), стоящего выше человека, а значит, и никакой человек не может преодолеть общечеловеческий уровень, и в сущностном отношении стать выше другого своего собрата. Каждый человек пределен по своей ценности и призван ощущать, что "ради него создан мир", хотя его кровь и не краснее крови других сынов Адама.
И зримым выражением этого подхода является сочетание запрета человеческих жертвоприношений с легитимностью принесения в жертву овец и быков. Учитывая, что любое божество в той иной мере связано с каким-либо предметом этого мира, а любое животное соответствует какому-либо божеству, отношение к животным как к существам низшим, лишенным Божественного подобия, является неизбежным знамением истинной религии. В мире, где ценность человека и животного перепутаны, нет другого способа восстановить порядок, нежели как "властвовать над животным", что является ключом к пониманию следующей истории, описанной в нашей главе.
Правые и левые
"И Адам познал Хаву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека с Господом. И еще родила брата его, Эвэля. И был Эвэль пастырь овец, а Каин был земледелец. И было, спустя несколько времени, принес Каин от плодов земли дар Господу. И Эвэль также принес из первородных овец своих и из тучных. И Господь обратил внимание на Эвэля и на дар его. А на Каина и на дар его не обратил внимания" (4:1-8)
Не вдаваясь в вопрос личных качеств Каина и Эвеля, возможно, побудивших Всевышнего сделать именно такой выбор, обратимся к результату, к наличному решению Творца. Ведь Всевышний просто не мог не учитывать того внешнего впечатления ("марит-айн"), который произведет его выбор, а значит, в любом случае из этой истории можно учить о предпочтительности животных жертвоприношений. Внешне это, действительно, выглядит странно и неожиданно. Милосердный Бог совершенно "непедагогично" предпочитает кровавое жестокое жертвоприношение невинному мирному дару? Шокированный этой историей Сарамаго даже написал роман "Каин", в котором вывел Каина левым либералом, а еврейского Бога злобным демоном.
Но такова суровая действительность. Там, где животное может считаться существом большим, чем человек, культ истинного Бога вынужден сопровождаться жертвоприношением именно животных, что при исходе из Египта было сугубо подчеркнуто: "отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их" (8:21-23).
Знаменательно также и то, что те, кто всерьез применили к себе ницшеанский термин "сверхчеловек", оказались чемпионами низости и изуверства. В 1943 году Гиммлер сказал своим подчиненным: "Большинство из вас знают, что означает видеть груду из ста трупов, или из пятисот, или из тысячи. Пройти через это, и тем не менее, с учетом некоторых слабостей человеческой природы, остаться честными людьми, вот что нас закалило. Это славная страница нашей истории".
При этом знаменательно, что сами нацисты ставили себя ближе к животным, чем к евреям, о чем однажды недвусмысленно проболтался Гитлер: "Еврей - это враг рода человеческого, античеловек. Еврей - создание иного бога. Он вырос из другого корня человечества. Ариец и еврей: они так же далеки друг от друга, как животные далеки от людей. Но это не значит, что я хочу назвать еврея животным. Он еще более далек от животного, чем мы, арийцы. Еврей - это существо, далекое от природы и враждебное природе".
Итак, на деле не человек в отношении "сверхчеловека", а как раз "сверхчеловек" в отношении человека оказывается "посмешищем и мучительным позором"!