Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Зачем нам кухарки в муниципалитете?

Главная проблема выборов: кто в них участвует? Кто хочет стать в вашем муниципалитете "вашим" представителем? Очередная кухарка или человек с соответствующим образованием и опытом?

Юрий Бочаров
07.08.2018
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Снова выборы, хотя и не досрочные и не в Кнессет, а очередные - в муниципальные советы. Пройдет еще немного времени и все наши заборы, мусорные баки и балконы будут украшены лозунгами и растянутыми в наигранной улыбке лицами кандидатов в градоначальники.

Что они от нас хотят?

Одни будут обещать "царство божие" на земле, другие - пугать вселенскими катастрофами. Но суть у всех пропагандистских сообщений одна: хочешь жить хорошо и достойно, а главное, комфортно и спокойно - голосуй за меня!

Глядя на этой буйство фантазии, а порой и на явную шизофрению кандидатов, всегда задаюсь вопросом, а зачем нам это? Какая нам от них польза? И как мне кажется, этот вопрос возникает не только у меня. Ведь ни для кого не секрет, что из-за возрастающей апатии избирателей к деятельности местных властей, явка на выборы падает повсеместно. Так, на предыдущих муниципальных выборах в 2013 году явка была одной из самых низких, всего 50,9%. Меньше было только в 2003 году - 49,3%. Выходит, что лишь половину от имеющих право голоса избирателей хоть немного интересовало, кто будет руководить их городом в ближайшие пять лет.

Стоит отметить, что падение интереса граждан к местным выборам наблюдается всю последнюю четверть века. Если в первое двадцатилетие с момента образования Государства Израиль явка составляла от 82% до 73%, то с 1978 по 1998 год - уже от 59,3% до 56,9%.

"Большие города" и легитимность власти

Потом стало еще хуже. Первыми интерес к делам муниципальным потеряли жители больших городов. В 2013 году в 50-ти городах страны право голоса имели 2.6 миллиона избирателей или 55% от имеющих это право по всей стране. Суммарная явка в этих городах составила 1.1 миллиона человек или 44,0%. Самая минимальная явка была зафиксирована в Бат-Яме (26,8%) и Кирьят-Яме (28,2%). В целом, именно в самых крупных населенных пунктах явка была особенно низкой. Так в Тель-Авиве пришло голосовать лишь 33,3% избирателей, в Хайфе 35,2%, в Иерусалиме 37,1%, в Ришон ле-Ционе 39,5%.

Насколько легитимна власть в городе, где "победивший" мэр имеет поддержку лишь каждого пятого избирателя, а для вхождения в состав горсовета достаточно голосов и одного процента избирателей? Не поэтому ли у нас каждая кухарка "справедливо" считает, что может управлять государством, ведь для этого надо лишь всеми правдами и неправдами привести на участок пару сотен бабушек из двух-трех хостелов?

Зачем нам вообще муниципалитет?

Если роль градоначальника, у которого все рычаги управления городом, ясна, то в чем роль остальных депутатов горсовета? Чем они там руководят, что делят и главное, как они могут быть нам полезны?

Вспомните, когда вы в последний раз обращались в муниципальные службы? Муниципальный налог, налог на воду, штрафы мы в основном, платим через банк. Когда же возникают проблемы с перерасчетом, приходится ходить, ругаться и доказывать, что в твоей однокомнатной квартире нет бассейна, и ты не мог выпить 30 кубов воды за месяц. Но кому это помогает?

Когда у вас под домом несколько дней смердит неубранный мусор или гора поломанной старой мебели, когда засохшее дерево грозит свалиться на детскую площадку, на которую при этом нельзя выйти из-за покрывающего ее слоя собачьего дерьма, мы снова вспоминаем о муниципалитете. Мы даже пытаемся дозвониться туда. И что мы слышим - автоматическое сообщение о том, что нашему звонку рады и просьбу набрать десяток цифр, чтобы попасть туда, куда нам нужно. Когда же вы добираетесь до чиновника, то получаете совет вооружиться терпением и заверение, что все будет "беседер". Это бесит еще больше.

Мы вспоминаем о муниципалитете, лишь, когда возникает проблема с записью в детский садик что у нас во дворе, и в который мы не можем записать своего ребенка потому, что мест в нем нет, или, когда нам предлагают школу в другом районе. Мы ходим по бесконечным коридорам, сидим в очередях среди таких же недовольных и, что мы слышим? "Каха зе ба-арец (так это в Израиле)"! Так зачем нам такой муниципалитет? И кто вообще "рулит" нашей жизнью в городе? Чиновники или избранные нами депутаты?

Какова роль горсовета?

Серьезно: какова роль городского совета? Какие у него права, обязанности и возможности? Откуда у него деньги, как и на что он их тратит? Кто и как принимает эти решения? И почему, практически всегда, эти решения не в нашу пользу?

Мы регулярно платим муниципальные налоги. Мы платим непомерно высокий земельный налог, платим за свою и общественною воду, уборку, парковку, озеленение. При этом, нас еще регулярно штрафуют за парковку на нашей же улице. Десятки, а порой и сотни миллионов шекелей ежегодно собирает муниципалитет со своих граждан, но, куда и как он их тратит - это тайна за семью печатями. При этом, мы постоянно слышим, что денег не хватает. Ни на кондиционеры в детские сады, ни на охранников в школах, ни на уборку улиц, ни на борьбу с собачьим дерьмом в наших садах.

Не стоит забывать и то, что львиную часть своего бюджета муниципалитет получает в виде дотаций из различного рода министерств и ведомств, и, в первую очередь, МВД. Недаром ультрарелигиозные партии и, в частности, ШАС так бьются на коалиционных переговорах за контроль над этим ведомством. Ведь тот, кто контролирует бюджет, контролирует и мэра города, а значит - может решить любой вопрос в пользу своего электората. Не зря лозунг партии "Исраэль бе-алия" - "МВД под наш контроль", запущенный в 1999 году, до сих пор помнится. Кто контролирует МВД - контролирует город.

Кадры решают все

Главная проблема выборов: кто в них участвует? Кто хочет стать в муниципалитете вашим представителем? Очередная "кухарка" или человек с соответствующим образованием и опытом? К сожалению, люди, хорошо устроенные в жизни, чаще всего, не рвутся в политику, тем более, муниципальную. Никто не хочет пачкаться, ведь недаром говорят, что "политика грязное дело". Зачем уважаемому профессору или ведущему специалисту серьезного предприятия идти в депутаты городского совета? Что он там может один решить? Ведь "один в поле не воин!" А как набрать большую фракцию, если русская улица практически везде раздроблена и, в основном, очень пассивна? В большинстве городов страны численность русскоязычных избирателей варьируется от 15% до 45%, что позволяет взять под контроль городской совет. Тем более, что мы все еще "чужие", нас все еще стараются поучать "савлануту" и напоминают, что мы "ми-Руссия". Поэтому я по-прежнему голосую за представителей "русской" улицы так как уверен, что среди нас достаточно грамотных и образованных людей, которые смогут навести порядок хотя бы в наших "олимовских" городах.

Чем занимаются депутаты горсовета?

Заседают, обсуждают, голосуют. А чем занимаются члены городского совета в свободное от заседаний время? Ведь по закону, депутаты должны лишь раз в месяц просидеть пару часов на своем общем собрании. При этом, согласно тому же закону, депутат вправе пропустить пару заседаний муниципального совета. Отозвать его за бездеятельность либо за предательство интересов электората, не может никто. Избранный депутат - это как зубная паста, выдавленная из тюбика. Назад не засунешь. Каденция - его. И это стоит помнить.

В тот момент, когда на избирательных участках заканчивается подсчет голосов и, ваш представитель становится депутатом, и больше от вас не зависит. Согласно закону, он свободен в своих действиях и может тут же поменять политическую ориентацию, переходить из фракции в фракцию, объявлять себя независимым и заключать любое, выгодное лишь ему, коалиционное соглашение. Так как же нам избрать своего депутата? Такого, что не переметнется в чужую коалицию, или не "ляжет" под мэра за 30 серебряников?

Тем более, что в составе муниципалитета работает от нескольких десятков до нескольких тысяч муниципальных служащих, отвечающих за ведение городского хозяйства и получающих при этом солидную зарплату. В их руках находятся и проблемы школьного образования, и спорта, и детские сады, и уборка мусора, освещение и озеленение, и многое-многое другое. Это, в основном, профессионалы, порой очень неплохо выполняющие свою работу. При этом, депутаты не могут вмешиваться в работу сотрудников муниципалитета, не могут давать им указания, требовать скидки или поблажки для своего электората.

Здесь есть, правда, свои нюансы.

Бюджетный пирог

По закону, после утверждения Кнессетом государственного бюджета, деньги на образование, развитие культуры, социальную поддержку и т. д. передаются городским властям, и те уже распределяют их по конкретным объектам. От этого распределения (и от тех депутатов, которые в нем участвуют) в очень значительной мере зависит, какому району города будет отдано предпочтение, какая школа будет отремонтирована, где будет обновлена система водоснабжения, ликвидированы свалки, улучшен транспорт, отведено место для строительства хостела. Все это решают комииссии, которые и возглавляют депутаты.

Есть серьезные и очень "денежные" комиссии, типа финансовой или конкурсной, отвечавшие за все городские подряды. Есть комиссии по скидкам, а также по проектированию и строительству. Есть комиссии, через которые рпоходит меньше бююджетных денег - например, устанавливающие названия улиц и увековечивающие исторические объекты, решающие вопросы религиозного образования или состояния арабской культуры в городе. Весть вопрос в том, какому депутату какая комиссия достанется и чьи интересы он при этом отстаивает.

Качество власти

Немаловажный вопрос: а хватает ли образования и знаний у депутата, чтоб руководить комиссией с оборотом в десятки, а порой и сотни миллионов шекелей? Или его просто используют "в темную"? В помощниках у него значатся специалисты - чиновники, адвокаты, бухгалтеры. Исходя из их профессиональных рекомендаций, он и принимает решение. Но если он совсем не разбирается в теме? Может ли депутат, имеющий музыкальное образование, возглавлять строительную комиссию, может ли сантехник заниматься городской культурой? По закону - может! Но нужен ли нам депутат? И если нет других, то стоит ли вообще идти на выборы?

Лично я хожу. Почему? Надежда умирает последней. Я очень хочу, чтобы в моем городе все-таки царили закон и порядок, чтобы соблюдались наши права, учитывались наши интересы, чтобы мы жили счастливо, а главное - спокойно. Я переживаю за свой дом, за свою семью и думаю, что нам пора защитить наши дома. Как? Пойти на избирательные участки. И сделать выбор, за который нам не будет стыдно.

А кухарки, которые все провалили... Пусть топают на свою кухню.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке