Читайте также
Хотя цены на сырье в последние пять лет снизились, некоторые производители продуктов питания и торговые сети начали повышать цены. В том числе на мясо, рис и сахар.
Продуктовый рынок - на перекрестке: в ближайшие недели станет ясно, идет ли речь о тенденции, или все ограничится точечным ростом цен на отдельные товары. "Сугат", "Кимберли Кларк", импортеры мороженого мяса и "Шестович", импортирующий рыбные консервы, уже сообщили продавцам о повышении цен на свою продукцию. Теперь в отрасли ждут реакции крупных компаний - таких, как "Тнува", "Штраус", "Осем" и "Юниливер". Достаточно, чтобы одна из них сообщила о повышении цен, как остальные последуют ее примеру. Несмотря на то, что даже несложная проверка показывает: удорожание сырья - не более, чем повод.
Цены на сырье достигли пятилетнего минимума
Производители ссылаются на подорожавшее сырье. "Сугат" объясняет повышение цен на свою продукцию на 15-30 процентов скачком цен на рис. "Кимберли Кларк", повысившая цены на туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца, "кивает" на удорожание целлюлозы.
Однако производители лукавят. Хотя с начала 2018 года цены на некоторые виды сельскохозсырья, действительно, выросли - в целом за последние пять лет сырье, напротив, значительно подешевело. Однако, когда цены снизились, большинство производителей и не подумали удешевить свои товары. Зато сейчас, ссылаясь на кратковременное и незначительное подорожание, они тут же переложили проблему на покупателей.
С начала года цена на рис повысилась на 6 процентов - но за последние 10 лет она снизилась на 24 процента. Примерно также обстоят дела и с пшеницей: подорожание на 17 процентов с начала года - но удешевление на 29 процентов за последние пять лет. На кукурузу цена выросла на 3 процента с начала 2018 года - это почти незаметно на фоне падения цены за пять последних лет почти на 47 процентов! Так же примерно обстоят дела и с соей: соответственно, рост 5 процентов - против снижения в 41 процент.
Исключение - бобы какао: они сегодня на 13 процентов дороже, чем пять лет тому назад, и на 34 процентов - по сравнению с уровнем цен в начале 2018 года. Но и на какао цена долгое время была на спаде. Однако, даже когда она достигла минимума в прошлом году, это никак не сказалось на розничных ценах!
Даже некоторые производители согласны, что рост цен оправдан далеко не всегда. Особое возмущение конкурентов вызывает рисовый монополист "Сугат", на долю которого приходится около 60 процентов рынка риса в Израиле. По их словам, заявления, будто компания вынуждена поднять на 30 процентов цены из-за подорожания риса, импортируемого из Индии и Таиланда, несостоятельны: рис импортируется и из других дальневосточных стран, цены все время колеблются и, к примеру, несколько месяцев назад наблюдалось снижение цены, никак не отразившееся на ценах для потребителей.
"Не обязаны повышать цены - но способны это делать"
Так комментирует наметившееся удорожание продуктов питания Алекс Забежинский - главный экономист инвестиционной компании "Мейтав Даш". По его словам, речь идет не об экономической необходимости, а о попытке использовать благоприятную ситуацию. Попытке, которая не встречает сопротивления ни властей, ни потребителей.
Забежинский напоминает, что мировой индекс цен на сельскохозяйственные ресурсы сегодня находится на минимальном за всю историю уровне, и что со времени общественных протестов против дороговизны в Израиле этот индекс понизился почти на 40 процентов. Цены на пшеницу и сою упали на 20 процентов, на кукурузу - на 40 процентов, на сахар - на 50 процентов. И это в долларовом исчислении, в шекелях удешевление было еще сильнее.
Кстати говоря, а помогли ли израильтянам эти общественные протесты?
Похоже, не слишком. С 2011 года цены на продукты питания в стране выросли только на 4 процента, а в США они так же выросли без всяких демонстраций.
Что же касается сырья для пищевой промышленности, то Израиль ввозит 55 процентов сельскохозяйственных сырьевых ресурсов из Европы, а евро в последнее время значительно ослаб относительно шекеля. Израильским производителям в этом плане вообще не на что жаловаться. Индекс цен на импортируемые производственные ресурсы в долларовом исчислении сегодня все еще ниже, чем в 2014-2015 годах.
Может быть, дело в повысившихся расходах производителей в результате увеличения стоимости производства в Израиле? И это не так. Индекс цен производителей за последние 12 месяцев вырос всего на 0,7 процента.
Забежинский считает, что в хорошие годы, когда цены на сырье падали, производители увеличили свои доходы, не поделившись дополнительной прибылью с потребителями. А сегодня они пытаются переложить незначительное подорожание на плечи все тех же потребителей. Большинство продуктов питания в Израиле по-прежнему стоят дороже, чем в других развитых странах, и это свидетельствует о низкой конкуренции. Так было, так есть и так будет, пока правительство не предпримет шаги по усилению конкуренции и не ликвидирует барьеры, препятствующие масштабному импорту сырья для пищевой промышленности и ввозу дешевых продуктов питания из-за границы.
Доходы компаний растут
Между тем, финансовые отчеты местных производителей продуктов питания и торговых сетей свидетельствуют об их финансовом благополучии, и никак не объясняют заявленного роста цен. Речь идет о попытке использовать благоприятную ситуацию, а именно - низкую безработицу и рост зарплат израильтян, позволяющий им больше тратить на потребление.
Иланит Шерф из инвестиционной компании "Псагот" указывает на завидные финансовые отчеты "Штраус", "Нетто" и "Вилли фуд", а также на улучшившиеся отчеты торговых сетей, в числе которых и "Шуферсаль". Мало того, в аналитическом отделе банка "Леуми" с некоторым удивлением отмечают, что показатели прибыльности "Шуферсаль" в этом году оказались самыми лучшими со времени общественных протестов 2011 года.