Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+14+9

Мнения

А
А

Да святится имя его ("Эмор")

Ради спасения жизни еврей вправе нарушить заповедь, однако все же не в том случае, когда антисемиты добиваются от него отречения.

26.04.2018
ShutterStock

Читайте также

Освящение имени

В недельной главе "Эмор" сказано: "И соблюдайте заповеди Мои, и исполняйте их. Я Господь. И не бесчестите святого имени Моего, дабы Я был святым среди сынов Израилевых, Я, Господь, освящающий вас, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вам Богом. Я Господь" (22:31).

Итак, соблюдение заповедей - помимо собственной заслуги, заслуги "нетто", очень часто наделяется также и дополнительным весом - весом свидетельства. Причем этот вес заповеди "брутто" - т.е. "вес" заповеди, исполненной публично в подтверждение истинности веры, иногда оказывается многократно выше ее исходной цены.

Так, преподанная в нашей недельной главе заповедь поститься в Йом-Кипур является серьезной заповедью, нарушение которой карается искоренением ("карет"): "В десятый день седьмого месяца - день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом)… И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю Я душу его из среды народа его" (23:27).

Угроза серьезная, поэтому ни один вменяемый еврей не станет трапезничать и работать в Судный день. Но при иных обстоятельствах этот же самый пост становится подвигом.

В сборнике историй Яффы Элиах "Бог здесь больше не живет", приводится следующее воспоминание: "Утром рабби и его маленькая группа молодых хасидов собрались в комнате Шнивеса. "Я слышал, что вы молились прошлой ночью. Я не верю в молитвы, - заявил им Шнивес. - В принципе я даже против них. Но меня восхищает ваша храбрость. Как вы знаете, молитвы в Яновском лагере наказываются смертью".

И он жестом пригласил их последовать за собой. Он привел их в лагерный штаб СС, большой деревянный дом. "Вы, ребята, будете полировать здесь пол без щеток и ваксы. А вы, рабби, будете чистить окно сухими тряпками. Таким образом вы не совершите запрещенных работ." И он резко вышел, не произнеся больше ни слова.

Рабби стоял на лестнице с тряпьем в руке, протирая огромное стекло и распевая молитвы, его спутники подпевали ему, протирая пол.

Около двенадцати часов пополудни дверь широко распахнулась и в комнату ввалились два эсэсовца в черной униформе. Они были с повозкой до отказа набитой пищей. "Полдень. Самое время поесть хлеба, супа и мяса", - объявил один из эсэсовцев. Комната наполнилась ароматом свежеприготовленных блюд, таких блюд, которых узники не видели со времени немецкой оккупации: белый хлеб, горячий овощной суп, огромные порции мяса.

Высокий эсэсовец визгливым голосом скомандовал: "Немедленно ешьте, в противном случае вы будете застрелены на месте!" Никто не пошевельнулся. Рабби остался стоять на лестнице, хасиды на полу. Немец повторил приказ. Рабби и хасиды остались прикованы к своим местам. Эсэсовцы позвали Шнивеса.

"Шнивес, если эти грязные псы сейчас не станут есть, ты будешь пристрелен вместе с ними".

Но Шнивес взглянул немцу прямо в глаза и заявил совершенно спокойным голосом: "Сегодня евреи не едят. Сегодня наш праздник Йом Кипур".

"Ты наверно не понял, еврейский пес, - заревел эсэсовец. - Именем Фюрера и Третьего Рейха, приказываю вам, жрите!".

Шнивес, высоко подняв голову и спокойно повторил тот же самый ответ. "Мы, евреи, подчиняемся законам Торы. Сегодня Йом Кипур, день поста".

Немец выхватил из кобуры револьвер и направил его Шнивесу в висок. Шнивес остался спокоен. Он стоял молча, без напряжения, с поднятой головой. Раздался выстрел. Шнивес упал. На полу появилась все увеличивающаяся лужа крови.

Рабби и хасиды словно вросли каждый в свое место. Они не могли поверить тому, что только что видели их глаза. Шнивес, в прошлом публично нарушавший еврейский закон, публично же освятил Божие имя и умер как мученик, делая честь своему еврейству".

Ради спасения жизни еврей вправе нарушить заповедь, однако все же не в том случае, когда антисемиты добиваются от него отречения. Если человек серьезно болеет, и воздержание от еды и питья в Йом-Кипур может критически сказаться на его состоянии, ему разрешается нарушать пост. Но если, как в приведенной истории, враги требуют этого нарушения чтобы поглумиться над евреями, он призван освятить Имя.

Эти свидетельства дороги и Богу, и людям, как сказано: "Когда увидит детей своих, дело рук Моих, в среде своей освящающими Имя Мое - потому что освящать будут они Святого Йаковлева, и пред Богом Израиля благоговеть будут, - тогда познают мудрость блуждающие духом, и ропщущие получат назидание" (Иешайя 29:23).

Еврейский мартиролог хранит бесчисленное множество подобных свидетельств, свидетельств "освящения Имени". И когда говорят об "освящении", обыкновенно имеют в виду именно такую ситуацию.

Обратная сторона

Но грань между освящением и осквернением Имени все же очень и очень тонка. В самом деле, освящение Имени, в том смысле, в котором мы его сейчас определили, является обратной стороной осквернения Имени: "так сказал Господь: даром проданы были вы и не за деньги избавлены будете. Ибо так сказал Господь Бог: в Египет спускался народ Мой сначала, чтоб жить там, и Ашшур ни за что угнетал его. И ныне, что Мне здесь - слово Господа - если народ Мой взят даром, правители его вопиют - слово Господа - и постоянно, всякий день имя Мое оскверняется" (Йешайя 52:3).

Соответственно другой способ "освящения Имени" - это исправление общей ситуации, сопровождающееся гибелью уже не евреев, а их врагов. Именно в этом смысле используется выражение "освящение Имени" в пророчествах Йехезкеля:

"Так сказал Господь Бог: вот Я - против тебя, Цидон, и прославлюсь среди тебя. И узнают, что Я - Господь, когда совершу Я над ним кары, и буду Я освящен в нем. И пошлю на него мор, и кровь - на улицы его, и падут среди него убитые мечом, (направленным) на него со всех сторон; и узнают, что Я - Господь" (Йехезкель 28:22).

"Призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, - слово Господа Бога. Меч каждого будет против брата его. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я - Господь". (38:23)

И, конечно же, ни в чем так не освящается Имя Создателя, как в возрождении государства Израиль: "Так сказал Господь Бог: когда Я соберу дом Израиля из народов, средь которых рассеяны они, то освящусь в них пред глазами народов, и будут обитать на земле своей, которую дал Я слуге Моему Йакову" (36:25).

Рав Элиэзер Меламед в своей книге "Жемчужины галахи" пишет: "Благодаря образованию Государства Израиль мы избавились от позора изгнания. Многие поколения нашего народа скитались, подвергаясь страшным унижениям, грабежам и убийствам. Народы мира глумились и насмехались над нами, говоря, что мы идем, как скот, на заклание, что нас надо убивать, истреблять, бить и порочить. Чужие люди говорили нам: у вас нет больше надежды. Это было ужасное осквернение Имени Всевышнего, ибо еврейский народ назван Именем Всевышнего, и когда мы подвергаемся позору, тогда и Имя Его оскверняется среди народов".

Но, увы, и сегодня многие евреи предпочитают видеть себя не защищающими свою свободу людьми, а ведомыми на убой жертвенными животными ("нас убивают ежедневно, почитают нас овцами для заклания" Теилим 44:23).

Недавно ведущий радиостанции "Галей Цахал" Коби Мейдан заявил, что ему стыдно того, что он израильтянин. Что случилось? Оказывается, защищая государственную границу от пытавшейся прорвать ее 35-тысячной толпы, ЦАХАЛ застрелил 17 "освободителей Палестины", большинство из которых являлись вооруженными террористами.

Коби Мейдан не одинок. Вскоре к нему присоединилась уроженка Иерусалима - голливудская актриса Натали Портман, отказавшаяся приехать в Израиль за присужденной ей "Премией Берешит". Звезда заявила, что "последние события в Израиле очень расстроили ее и она не может явиться на церемонию с чистой совестью".

Церемония была отменена, что, по-видимому, хоть как-то смягчило моральные мучения актрисы, обостренную совесть, которой в полной мере могла бы удовлетворить лишь сцена прорыва границы и погрома в прилегающих к ней "штетлах".

Поза этих "светлых душ" - отвратительна и ложна: те, кто уничтожению врагов Израиля предпочитают пролитие еврейской крови, соучаствуют в осквернения Имени.

Освящение Имени заключатся не только в том, чтобы достойно умереть от руки антисемита, но и в том, чтобы достойно (без излишней экзальтации) его умертвить.

Брат Стефана Цвейга Арнольд приводит слова британского военного губернатора Палестины, сказанные вновь прибывшим офицерам колониальной службы: "Господа, во время гражданской войны в России я видел жестокие еврейские погромы, когда громилы врывались в еврейские подвалы, где бледные молодые люди с длиннющими пейсами, заплетенными в косички, при слабом свете сальных свечей изучали какую-то мудрость, нарисованную квадратными буквами в старинных книгах. Бандиты насиловали их жен и сестер, убивали родителей, а молодые люди не сопротивлялись, наоборот, они падали на живот и целовали сапоги бандитам - вымаливали свою жалкую жизнь. Джентльмены, это было омерзительное зрелище. С таким представлением о евреях я уехал в Лондон и здесь получил направление в Палестину. Через несколько месяцев к этому берегу начали швартоваться большие транспорты, на которых прибыли тысячи этих золотушных юношей из России. Но едва их нога касалась этой земли, они изменялись неузнаваемо. Где-то через месяц они сбривали пейсы, надевали голубые рубашки и брали в руки оружие. И нет на земле солдат страшнее их!".

Кто бы мог подумать, но оказалось, что военные победы Израиля освящают Имя Всевышнего куда эффективней погромов!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке