Читайте также
Наперерез судьбе
"Эйн мазаль ле-Исраэль" - "У Израиля нет судьбы (буквально - "созвездия")". Несомненно, что это изречение Талмуда наилучшим образом иллюстрируется историей Пурима.
Астрологическая карта четко показала Аману самый благоприятный день для истребления Израиля, но жребий перевернулся на голову самих погромщиков.
Поначалу утверждение, что "у Израиля нет судьбы", может удивить. Как такое вообще возможно? Уже древние хорошо знали, что "судьба покорных ведет, непокорных тащит". Казалось бы, какие здесь возможны варианты? Что в этой ситуации может изменить Бог? Как Он может переиначить то, что, казалось бы, Сам же утвердил перед лицом Ангела смерти?
Еврейские мудрецы противопоставляли зависимость от светил зависимости от Всевышнего. Так, Ибн-Эзра в комментарии к Дварим 4.19. пишет: "Хорошо известно, что каждый народ и каждый город находится под какой-то звездой, которая влияет на его будущее, но еврейскому народу выпало счастье, что только Бог определяет его пути, потому что Израиль - удел Бога".
Но как это все же выглядит "технически"?
Иногда изменение в судьбе происходит лишь по видимости. То есть, по сути, это изменение не в самой судьбе, а в ее трактовке, делаемой прорицателем. Судьба исходно видится ясновидящим не вполне адекватно, он не понимает до конца реальности Израиля и потому искаженно трактует будущее.
Это положение хорошо показано в сказке рабби Нахмана "О царе, что преследовал иноверцев". Звездочеты предсказали царю-антисемиту, что "потомство его не истребят, только надо остерегаться быка и овцы". Запретивший исполнение законов Торы царь проявил чрезвычайную предусмотрительность, но в конце концов все же лишился потомства.
Объясняется это тем, что звездочеты видели лишь природный план: "видели звездочеты, да не понимали, что видят - затем, что из бычьей кожи делают тфиллин, а из овечьей шерсти талит, от них и пришла его погибель, и истреблено его семя".
Но иногда, изменение в судьбе может быть подлинным. Изменения эти достигаются неожиданными ходами Всевышнего, переиначивающими наличные условия.
Один хорошо известный пример, имевший место с Авраамом: "После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика. И сказал Аврам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзэр из Даммаска. И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И Он вывел его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое. И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность" (15:6).
Раши следующим образом трактует эти слова: "Он вывел его наружу" - согласно прямому значению, вывел (Аврама) из его шатра, чтобы увидел звезды. А согласно аллегорическому толкованию, сказал ему: "Оставь свою астрологию. По звездам ты видел, что не будешь иметь сына. Авраму (действительно) не иметь сына, но у Авраама будет сын... Сарай родить не суждено, но Сара родит. Я нареку вам другое имя, и судьба переменится".
Рабби Акиве было известно, что согласно звездам его дочь должна была умереть в день свадьбы. Наутро после свадьбы она осталась жива, но в ее постели обнаружилась мертвая змея: когда накануне девушка раздевалась, она, сама того не заметив, воткнула шпильку в змеиную голову. Рабби Акива расспросил дочь, как она провела вчерашний день, и выяснил, что на свадьбе она отдала свою еду нищему.
Итак, мы видим, что изменение судьбы происходит не только по решению Всевышнего "сверху", но, по крайне мере частично, инициируется "снизу" также и самим человеком.
Авраам - "верит", т.е., не ропщет, воздерживается от, казалось бы, неизбежного в его ситуации чувства отчаяния. Дочь рабби Акивы отказывается в пользу голодного от собственного праздничного угощения. Что же такого совершил еврейский народ во времена Ахашвероша, что удостоился спасения?
Всевышний незаметно спутал карты Амана (согласно толкованию рава Цви Элимелеха Шапиро из Дынова, Он подсунул Аману не первый, а второй, дополнительный месяц Адар високосного года, т.е. астрологическое плацебо). Но сделал ли что-нибудь сам народ? Как мы помним, перед отчаянным визитом царицы Эстер к Ахашверошу народ вместе с ней держал трехдневный пост.
"И сказала Эстер в ответ Мордехаю: Иди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня - ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду так же поститься, а потом пойду к царю" (4:15).
Итак, если что-то повлияло на смену судьбы, если что-то привнесло в историю дуновение Святого Духа, так это, по-видимому, общественный пост.
В книге Эстер, как известно, ни разу не упоминается имя Всевышнего, оно остается сокрытым. И, тем не менее, пост, подразумевающий обращение к Всевышнему, подразумевающий молитву, неявно свидетельствует о Его присутствии.
Трехдневный пост
Два года назад, вскоре после заключения ядерной сделки с Ираном, когда бурный поток беженцев прорвался в Европу, а в Израиле свирепствовала "интифада одиночек", несколькими раввинами был назначен трехдневный пост.
Организаторов (их призыв звучал со страниц специально созданного сайта) тревожило отсутствие внутреннего еврейского единства и рост внешней исламской угрозы. Те же опасения (сопровождавшиеся тем же призывом к посту) в следующих словах выразил какой-то русский человек на сайте evrey.com: "Ислам уже захватил Европу, и европейцы боятся даже пикнуть что-то против арабов, даже преступников арабов! Все как под гипнозом не могут призвать арабов уважать законы, так как это уже расизм! Да, понятно, так и надо европейцам за фашизм, но начинается уже исламо-фашизм, и, поверьте, первая жертва это - простые евреи! У меня предложение, давайте все евреи молиться, и верующие и неверующие. Да, такой флешмоб! Как во времена Эстер! Если все евреи синхронно будут поститься и молиться, то Всевышний остановит катастрофу и спасет и евреев, и тех, кто ненавидит мракобесие ислама!"
Это частное обращение едва ли кто-то услышал, но на призыв раввинов откликнулось около 20 тысяч человек. Пост начался в воскресенье 20 марта за 20 минут до захода солнца, и продолжился вплоть до завершения чтения свитка Эстер в среду вечером 23 марта. Тем самым всенародный пост царицы Эстер слился с постом двадцати тысяч, каждый из которых самостоятельно определял меру своего участия: кто-то постился только в дневное время, кто-то голодал все трое суток.
В прошлом году я подвел "предварительный итог", отметив, что сразу после того Пурима в США началась предвыборная гонка, завершившаяся избранием Трампа. На тот момент, вместе с Брекзитом, победа "темной лошадки" Трампа явилась единственным обнадеживающим результатом. Теперь же, по прошествии еще одного года, можно сказать, что пост этот, похоже, сработал.
Во-первых, наступило явное улучшение в эмоциональной сфере: маска политкорректности на физиономии западного истеблишмента сменилась гримасой ненависти.
Антиисламские настроения, а вместе с ними и правые в Европе заметно усилились. Слышатся речи немыслимые еще год назад. Так на днях венгерский премьер Виктор Орбан призвал к созданию "глобального альянса" против миграции (не забыв включить в него и Израиль). "Из-за иммиграции над Европой сгущаются тучи. - заявил премьер. - Европейские нации прекратят свое существование, Запад падет, а Европа даже не осознает того, что ее завоевали".
Перенос посольства Соединенных Штатов в Иерусалим ожидается через два месяца, к 70-летию Независимости государства Израиль. Обамовский сговор с Ираном, гарантирующий создание аятоллами ядерного оружия к 2026 году, доживает последние месяцы. Условия "сделки" между Израилем и арабами, предлагаемой Трампом, едва ли порадуют сторонников "Эрец Исраэль шлема", но едва ли удовлетворят также и непреклонного Абу Мазена. В то же время Саудовская Аравия и Египет, хотя и остерегаются открыто отступаться от "палестинского дела", уже явно не держат строй. UNRWA, на протяжении десятилетий поддерживающая миллионы арабов в положении беженцев (чтобы в подходящий момент заполонить ими Израиль), впервые открыто стала расцениваться в США как деструктивная организация. Центр Ликуда утвердил резолюцию с требованием введения израильского суверенитета в Иудее, Самарии и Иорданской долине.
Таков эффект своевременного общественного поста. Стоит запомнить на будущее.