Раданиты
Фото: Getty Images
Раданиты

В истории европейской еврейской диаспоры имеется очень важный факт, без учета которого не может быть в полной мере понята не только история европейских евреев, но и народов Европы. Ввиду имеется еврейская торгово-купеческая организации, известная под именем «Радания» - соответсвенно, принимавших участие в ее деятельности называли «раданиты». 

О раданитах в исторических источниках сохранилось очень мало упоминаний; наиболее хорошо известное и наиболее часто цитируемое - в «Книге путей и государств» - самом раннем из сохранившихся до наших дней арабских географических трактатов, составленным не позднее 885/886 гг.. начальником почт северной Персии ибн Хордадбехом: 

«Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран...»1. 

Из приведенного следует,что организация «Радания» была хорошо известна уже в IΧв. и, следовательно, образовалось гараздо ранее этого времени. 

Интерес, проявляемый историками к раданитам ограничивался упомянутой скудостью о них сведений, из чего был сделан вывод и об ограниченности влияния раданитов на жизнь современных им государств. Однако, при более внимательном взгляде на деятельность раданитов, оказывается, что она была гараздо более весомой, чем представляется, а роль раданитов в развитии некоторых регионов Восточной Европы можно считать определяющей. 

Одним из первых российских историков понявших это был Лев Гумилев, имевший свою, по сути верную, но окрашенную личными впечатлениями точку зрения на деятельность раданитов: 

«Рахдонитами называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой»2. 

Он же дал и свое объяснение этимологии этого слова, производя его от двух персидских: «rah»-«дорога» и «don-знать», то есть - знающие дороги, утверждая тем самым, что основу раданитов составляли выходцы из Иранской еврейской общины3.

Но обратим внимание: у Л.Гумилева это слово имеет форму «рахдониты», отличную от принятой - это объясняется стремлением историка произвести его от иранских корней, хотя хорошо известно, что еврейских купцов, монопольно торговавших между Европой и Азией, называли «радания». Сомнение в иранском присхождениии слова вызывает и его смысловое содержание: «знающие дороги» - определение довольно расплывчатое, применимое, скорее, к путешественникам и к проводникам, чем к самим купцам, главная функция которых заключалась именно в продаже товаров,а не в знании дорог.

Чтобы подтвердить высказанное мнение, подойдем к факту существования раданитов именно с позиции их реальной деятельности и зададимся вопросом:а не слишком ли легковесно мы воспринимаем определение «монополия», при том,что с монополией раданитов в торговле между Европой и Китаем согласны все ученые, имевшие отношение к этому вопросу?

Но что такое монополия,вообще? Прежде всего, хозяйственная или торговая организация (объединение) полностью контролирующая в той отрасли, где она действует, цены на товары и услуги. Итак,если раданиты было монополистами, то представим себе:

1.Каков был масштаб монполии,если она держала в своих руках «львиную долю» торговых операций между двумя континентами - Европой и Азией.

2.Какую массу вопросов и проблем приходилось решать: разведка новых торговых путей и рынков,создание базовых поселков, обустройство остановок (станций), включая строительство помещений для отдыха людей и животных, содержание дорог, волоков, источников воды.

3.Какой четкой и разветвленной должна была быть система управления, чтобы обеспечить такой размах деятельности.

Так что, возвращаясь к этимологии слова «раданиты», его можно и следует объяснить, исходя из самой сути существования монополи. И в Раннем Средневековье, и в наши дни в понятие «монополия» вкладывался одинаковый смысл: господство немногих, диктат в границах их деятельности. На иврите «радан» - «неограниченный властитель, диктатор», и такое объяснение происхождения слова «раданиты» представляется гараздо более убедительным, чем основанное на иранских наречиях.

3

Раданиты «путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей.Они возят евнухов, служанок,мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран...».

Морские торговые караваны нуждались в охране также как и сухопутные - ведь пиратство в те времена было таким же естественным способом существования, как и разбой на суше, да и риск оказаться в руках самих же перевозчиков - также не исключался. Поэтому гараздо предпочтительней было иметь свои собственные корабли с надежными и умелыми экипажами.

Наличию у раданитов собственного флота имеется свидетельство - оно в том рассказе из средневековых хроник, который сообщает о событии,случившемся в IΧ в. на южном побережьи Франции:

«Однажды, в каком-то приморском городе Южной франции, император (Карл Великий) сидел за обедом, когда показались в гавани иноземные корабли. Одни считали их еврейскими, другие - африканскими, некоторые - английскими, но все пологали, что это купеческие корабли. Но Карл по способу постройки и быстроты движения угадал их назначение и сказал: «Эти суда не с товарами, а с ратными людьми». Все тотчас схватили оружие и поспешили к гавани встречать этих гостей. Однако ж викинги, заметив, что тут сам Карл, быстро повернули в море и исчезли, как молния»4.

Из приведенного отрывка следует, что в Средние века были хорошо известны еврейские корабли, отличавшиеся от, например, африканских или английских, «но все пологали, что это купеческие корабли»

Но о каких еврейских кораблях может идти речь, если наличие таковых предполагает опору на государство,на территории которого суда бы строились и базировались - ведь евреи не имели своего государства уже почти полторы тысячи лет?

Знание же политической ситуации на Евро-Азиатском континенте в IΧ в. дает право утверждать, что такой страной, где могли базироваться корабли еврейских купцов, был Хазарский каганат. Но как в таком случае отнестись к сообщению ал Масуди, что «царь хазарский не имеет судов, и его люди не привычны к ним»? - достоверно известно, что в исторических источниках не встречается ни единого упоминания о действительно хазарских судах и хазарских купцах. И здесь мы находим еще одно доказательство правоты тех, кто считает, что Хазарский каганат был лишь «вывеской» фактически принадлежавшего евреям государства.

Арабский географ ибн аль-Факих в «Книге стран», написанной в начале Χ в., рассказывает о пути купеческих судов, прошедших через Боспорский пролив из Средиземного в Черное море: «…Затем они идут по морю к Самкушу-Еврею (Самкершу-Еврею) после чего они обращаются к Славонии…»5

Признано обоснованным то мнение историков, что под «Самкушем-евреем» следует понимать Тмутаракань (нынешняя Тамань), принадлежащую в древности Хазарскому каганату, но управляемую, как выяснилось, евреями.

Иными словами, у евреев-купцов могли быть (и как видим были) свои суда, поскольку наличествовали главные условия для их существования.

1П.Г.Булгаков.Книга путей и государств Ибн-Хордадбеха. Палестинский сборник. Л.1958.вып.3\66,сс.127-136. 

2 Л.Н.Древняя Русь и Великая Степь 

3 Л.Н.Гумилев.Древняя Русь…с.127. 

4Андерс Стриннгольм.Походы викингов.М.Ас.с.29 

5Цит по Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества12-13вв.Наука. Москва.1982.с.335.

counter
Comments system Cackle