Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+22+12
Иерусалим
+18+10

Мнения

А
А

"Необходимо использовать общность интересов"

Исходя из своего опыта и понимания, я начал усматривать в действиях некоторых израильских политиков потенциальную угрозу самому существованию нашей страны.

13.03.2015
Источник:Генералы за безопасность Израиля
Zahav.ru Генералы за безопасность Израиля

Читайте также

Хочу вам признаться: я не политик и не сын политика. Большую часть взрослой жизни я посвятил работе в разведке, защищая безопасность государства Израиль. Я голосовал на выборах, выполняя свой гражданский долг. Я наблюдал за происходящим в стране, и, должен сказать, мы сотворили здесь чудеса. Поэтому, даже если я не всем был доволен, я не позволял себе публичной критики. Однако в последний год, исходя из своего опыта и понимания, я начал усматривать в действиях некоторых израильских политиков потенциальную угрозу самому существованию нашей страны.

Когда-то мы были застигнуты врасплох войной Судного дня, и я ощутил последствия этого на собственной шкуре. Поэтому на сей раз я решил, что как гражданин обязан ударить в набат. Я сделал это в статье, опубликованной в газете "Хаарец" в конце ноября 2014 года, а сейчас хотел бы более развернуто рассказать о том, что мы можем сделать, чтобы предотвратить это скольжение по наклонной.

В ответ на мою первую статью меня уже успели наградить ярлыком "ненормального левого", но я не таков. В 2010 году я написал аналитическую записку, заканчивавшуюся такими словами: "В конечном счете, несмотря на наше желание достичь мира и к моему великому сожалению, здравый анализ глобальных, региональных и местных факторов заставляет предположить, что возможный на сегодня максимум – это сосуществование, сопровождающееся попытками создать общность интересов в различных областях, каковая в будущем может развиться в мирный договор".

Мне неизвестна левая организация, которая включила бы подобное предложение в свою программу. Однако, как я уже сказал, с 2010 года в Израиле произошли серьезные изменения, вследствие которых я считаю необходимым выразить свою точку зрения. Израиль должен, прежде всего, осуществлять такую политику, которая позволит ему быть уважаемым членом в содружестве цивилизованных стран. Он должен продолжать стремиться к установлению четких собственных границ, признаваемых как этим цивилизованным миром, так и нашими нынешними врагами.

Поэтому правительство Израиля должно продолжать поддерживать баланс между еврейским (в национальном смысле) характером государства и демократическими ценностями. Палестино-израильский конфликт в данный момент развивается в сторону растущего взаимного отторжения сторон. Диалог сменился обменом претензиями и обвинениями. Повседневное сотрудничество, в том числе в деле борьбы с террором, ослабевает. Палестинцы предпринимают односторонние шаги, а Израиль угрожает своими подобными шагами, вплоть до демонтажа Палестинской автономии и аннексии ее территории.

Когда Мубарак сказал Арафату: "Подпиши, пес"

Различные посредники опустили руки, но одно несомненно: ответственность за неудачу мир, в основном, взваливает на наши плечи. Мы – сильные оккупанты, а палестинцы – слабый народ, страдающий под пятой оккупации. Нашей стратегией стало ничегонеделание. Однако попытки удержать ситуацию от какого-либо развития вскоре перестанут приносить плоды. Вне всякого сомнения, когда стороны конфликта общаются друг с другом, его накал снижается, и рождаются различные идеи. Однако при нынешней ситуации у нас нет шансов выйти из тупика, если мы не окинем более широким взглядом происходящее в регионе и не поймем, как нам использовать эти тенденции в своих целях.

Зачем нам нужен региональный подход к урегулированию конфликта? Потому что две предыдущие попытки под эгидой западных стран не возымели успеха. США и Европе удавалось усадить стороны за стол переговоров, но осуществление договоренностей неизменно проваливалось. Многие помнят момент, когда Арафат отказался подписывать договор на торжественной церемонии в Каире. Ицхак Рабин и президент Египта стоят по бокам Арафата, а взгляды всего мира устремлены на экраны телевизоров, где, казалось бы, разворачивается фиаско. И тогда Мубарак повышает на Арафата голос: "Подписывай, пес!" И несгибаемый Арафат сдается и подписывает. Тот, кому памятна эта сцена, не может не прийти к выводу, что у арабских лидеров куда больше шансов, нежели у западных, не только заставить стороны не только разговаривать, но и уважать результаты договоренностей.

Что хорошего в Саудовской инициативе, принятой Лигой арабских государств 28 марта 2002 года на ежегодном саммите в Бейруте? Во-первых, она короткая, и именно это свидетельствует о ее серьезности. Во-вторых, она базируется на решении ЛАГ от 1996 года, согласно которому справедливый и всеобъемлющий мир является общим выбором всех арабских стран.

В инициативе подчеркивается, что, по мнению арабских государств, попытки решить конфликт военным путем не принесут сторонам ни мир, ни безопасность. Поэтому стратегической целью является мирное урегулирование. Требования Лиги к Израилю в рамках мирной инициативы таковы:

- Полное отступление со всех территорий, захваченных в 1967 году, к границам 4 июня 1967 года, включая Голанские высоты и ливанскую территорию, которую мы продолжаем удерживать.- Справедливое урегулирование проблемы палестинских беженцев на основании резолюции 194 Генеральной ассамблеи ООН. Совет Лиги отвергает варианты такого урегулирования, предполагающие натурализацию беженцев в странах рассеяния.- Согласие на создание независимого и суверенного Палестинского государства на территориях, захваченных в 1967 году, как на Западном берегу Иордана, так и в Газе, со столицей в Восточном Иерусалиме.

В обмен на это арабские страны предлагают Израилю:

- Завершение арабо-израильского конфликта и подписание договора с Израилем, гарантирующего мир и безопасность всем государствам региона.- Нормализацию отношений с Израилем в рамках всеобщего мирного урегулирования.

В дальнейшем к инициативе присоединились еще 35 исламских государств, и на данный момент под ней подписались 57 стран. Однако все правительства Израиля придерживались принципа, согласно которому переговоры должны быть двусторонними, только между израильтянами и палестинцами. К примеру, Шимон Перес, комментируя предложение Лиги в 2002 году, отметил его важность, но добавил: "Конечно же, подробности договора должны обсуждаться напрямую Израилем и палестинцами".

Я утверждаю, что умеренные государства Лиги, являющиеся также самыми крупными, устали от этого конфликта, желают его завершения и видят в несговорчивости палестинцев дестабилизирующий фактор. В подтверждение этих слов я приведу свои воспоминания о встречах с главами арабского мира в период моей службы во главе Моссада. Так, при каждом упоминании палестинцев и их лидера египетский президент прибегал к совершенно нецензурным арабским выражениям. На переговорах с султаном Омана Кабусом я спросил его, сколько в его стране палестинцев. Султан посмотрел мне в глаза и отрезал: "Ни одного. Не было и не будет!"

На многих встречах с королем Хусейном я замечал, что, когда речь заходит о палестинцах, монарх неизменно вздыхает. Хотя Хуссейн был единственным арабским лидером, предоставившим палестинцам гражданство своей страны, в иорданской армии нет палестинцев в звании выше рядового. Султан Марокко Хасан II назвал палестинцев "головной болью арабского мира".

После того, как палестинцы в 1991 году поддержали вторжение Саддама Хусейна в Кувейт, правитель страны приказал изгнать кувейтских палестинцев (порядка 300 тысяч) в течение двух суток. Больше они туда не возвращались.

Большинство этих встреч были тайными, в очень узком кругу и без протокола, что развязывало язык их участникам.

Возможно, появление Саудовской инициативы именно в тот момент связано со стремлением арабского мира, и особенно самой Саудовской Аравии, укрепить свой имидж, пошатнувшийся после терактов 11 сентября 2001 года. Израильский отказ от рассмотрения инициативы, в свою очередь, мог быть продиктован непониманием того, что ее пункты подлежат обсуждению. Кроме того, в контексте проблемы беженцев в инициативе была упомянута резолюция 194 Генеральной ассамблеи ООН, а свои обещания Израилю арабские страны намеревались реализовывать уже после уступок с нашей стороны.

Однако необходимо помнить, что с 2002 года утекло много воды, прошло много раундов переговоров, и позиции арабских государств заметно смягчились. В контексте территориального спора возникла идея обмена территориями, палестинцы согласились с распространением израильского суверенитета на поселенческие блоки. В вопросе о беженцах и об Иерусалиме палестинцы сегодня также согласны на гораздо более мягкие формулировки. В 2007 году арабские страны дали ясно понять, что Саудовская инициатива является предметом переговоров.8 июля 2014 года в статье саудовского принца Турки Ибн-Фейсала Аль-Сауда, опубликованной в газете "Хаарец" было прямо сказано, что инициатива – не ультиматум, а основа для переговоров. Главный "бонус", который мы получим, ведя переговоры на региональном уровне – Голанские высоты: Израиль может потребовать заморозить решение этого вопроса до момента, когда будут окончательно определены новые границы Сирии и Ирака. Вероятнее всего, партнеры по переговорам будут вынуждены согласиться с подобным требованием, и это будет означать продолжение нашего присутствия на Голанских высотах.

Почему именно сегодня так важно принять Саудовскую инициативу как основу для возобновления переговоров об урегулировании конфликта? Потому что политическая, стратегическая и военная реальность на Ближнем Востоке создала единство интересов между Израилем, Египтом, Иорданией, Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива (исключая Катар).

НДС можно будет снизить до 12%

У всех этих стран есть два основных источника для беспокойства: иранская атомная программа и ИГИЛ. Это значит, что мы можем обсуждать урегулирование палестино-израильского конфликта в региональном контексте, при этом все стороны получат значительную выгоду. Если США и Европа поддержат эту инициативу, шансы как на примирение как региональное, так и между Израилем и палестинцами, крайне высоки.

В случае успешного завершения переговоров Израиль вернет себе поддержку мира и предстанет перед ним важным партнером, способным внести заметную лепту в обеспечение региональной безопасности. Стабильность же в регионе позволит Израилю излечиться от болезней, сопутствующих оккупации и бросить все силы на борьбу с коррупцией, бедностью, социальным неравенством, на поднятие уровня образования и укрепление экономики.

Группа экономистов во главе с Яромом Ариавом, бывшим генеральным директором министерства финансов, провела расчеты экономического значения регионального мирного урегулирования. Созданная ими экономическая модель доказывает: региональный договор – лучший фактор роста для израильской экономики. Вот лишь несколько данных из этого исследования:

- 365 миллиардов шекелей – такова сумма, на которую вырастет госбюджет Израиля за 10 первых лет.- 67 миллиардов шекелей – такова "добавка" к бюджету, начиная с 11 года после заключения соглашения.- ВВП на душу населения вырастет на 33% и достигнет 50 тысяч долларов в год.- Снижение расходов на оборону относительно ВВП хотя бы до американского уровня даст бюджету дополнительно 10 миллиардов шекелей в год.- Прекращение субсидирования поселений высвободит еще 1 миллиард шекелей.- Проценты по внешнему долгу снизятся на 2 миллиарда шекелей в год.

На что можно пустить 67 миллиардов в год? Можно снизить налоговое бремя, уменьшив НДС до 12%, улучшить оказываемые государством населению услуги, вложив в это 45 миллиардов шекелей, которые пойдут на здравоохранение и образование, на обеспечение внутренней безопасности, в муниципальные бюджеты и на снижение стоимости жилья.

И последняя цифра: согласно опросу, проведенному в феврале 2014 года, 75,5% израильтян-евреев поддерживают региональное урегулирование на основе арабской мирной инициативы. Поэтому настало время переходить от "стратегии ничегонеделания" к стратегии инициативной.

Шабтай Шавит - глава управляющего совета Института антитеррористической политики в Герцлийском междисциплинарном центре. Глава Моссада в 1989-1996 годах. Речь была произнесена на конференции, организованной Институтом по изучению политики и стратегии в Междисциплинарном центре.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке