Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Призрак евронацизма

Надежды на то, что демократические выборы – лучшее лекарство для Швеции, ее внутренней политики – достаточно призрачны, если не сказать – очень сомнительны. Страна политически разделилась на несколько блоков.

Константин Воронов
10.12.2014
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Премьер-министр Стефан Левен объявил в Стокгольме о проведении внеочередных парламентских выборов 22 марта 2015 г., мотивировав этот шаг тем, что не хочет, чтобы крайне правая партия "Демократы Швеции (ДШ)" диктовала национальную политику. Такое решение последовало после провального для него голосования по бюджету, состоявшегося в среду 3 декабря с.г. в Риксдаге (хотя официальное объявление будет только 29 декабря с.г.). По сути, этот "прокол", к сожалению, свидетельствует об обратном. Именно сейчас партия с эт(но)нацистскими идейно-политическими корнями определяет текущую повестку. "Теперь шведская политика вступает в свою собственную terra incognita" - написал недавно в своем блоге бывший министр иностранных дел, консерватор Карл Бильдт, комментируя острую ситуацию.

Распад нынешнего кабинета известие, отметим, - неожиданное. У С. Левена, проигравшего при голосовании по бюджету, меньше чем через три месяца после прихода к власти, не было, видимо, иного выбора, чтобы дать своим соотечественникам-избирателям еще один шанс разблокировать патовую ситуацию. Нынче в парламенте ни левоцентристское "красно-зеленое" правительство меньшинства (Социал-демократическая рабочая партия Швеции - СДРПШ, "Партия зеленых" и вне правящей коалиции, неформально ее поддерживающая "Левая партия" (бывшие коммунисты) суммарно имеют 43,7% - 159 депутатов), ни правоцентристская коалиции "Альянс за Швецию" ("Умеренная Коалиционная партия", "Народная партия – либералы", "Партия Центра", "Христианско-демократическая партия", суммарно 39,4% - 142 депутата) сбалансированно уравновешивают друг друга. Однако при голосовании по бюджету-2015 руководство партии ДШ неожиданно, спутав все карты, поддержало вариант, предложенный правоцентристским "Альянсом". Глава правительства Левен пытался, отдадим должное, накануне голосования по бюджету найти пути сотрудничества с партиями оппозиционного Альянса, однако, безуспешно. Голоса партии "Демократов Швеции", которые не входят в какие-либо блоки, оказались решающими в создании сегодняшнего кризиса.

Ныне крайне правая партия ДШ со своими почти 13% (49 мест из 349 в Риксдаге) и 800 тыс. избирателей, обладает уникальной позицией, поскольку играет решающую роль гирьки-довеска на весах между этими двумя макроблоками. Ни одна из семи парламентских партий Риксдага не желает иметь ничего общего с ксенофобской руконепожатной партией ДШ. Многие из них считают ее откровенно враждебной по отношению к иммигрантам, даже этнорасистской. Вся надежда шведского политического истеблишмента на то, что электорат, сможет сам во всем разобраться на выборах, вырвет ключ принятия бюджета у радикалов, расставит точки над i. Однако это крайне призрачные надежды. Внеочередные выборы станут всенародным голосованием по иммиграционной политике, которая разделяет страну, а итоги для традиционных партий могут оказаться еще хуже. В условиях продолжающегося неблагополучия, затянувшегося социально-экономического кризиса в стране, общей нестабильности в Европе партия "Демократы Швеции" может еще больше укрепить свои позиции, воспользоваться углубляющимся расколом общества, обострить накал общественного противостояния.

Необходимо подчеркнуть также, что Швеция - одна из наиболее быстро растущих экономик в современной Европе, хотя уровень безработицы остается выше (примерно 8-9% в 2014 г.) предкризисных показателей. Что наиболее важно: в Швеции – наибольшее число ходатайств о предоставлении убежища на душу населения в Европейском союзе. Страна, где проживает 2% (немногим более 9 млн. чел.) населения ЕС, "привечает" около 15% прибывающих в Старый Свет беженцев. За последние десять лет здесь получили убежище или разрешение на жительство свыше 500 тыс. человек. Это привело уже к тому, что свыше 15% населения - иммигранты в первом или втором поколении.

В мае 2013 г. мощные беспорядки в пригородах Стокгольма всколыхнули страну, обнажив всю остроту проблемы растущей иммиграции, сложностей интеграции приезжих в недавно практически еще моноэтничный консоциум. Столкновения в южной части Стокгольма (район Рогсвед) произошли также в субботу 7 декабря с.г., где преимущественно проживают эмигранты. Вновь активисты в масках поджигали автомобили, забрасывали камнями, "коктейлями Молотова" полицейских.

Хотя опросы общественного мнения, социозамеры показывают, что шведы в массе пока еще склонны поддерживать идею жить в стране, которая открыта для претендентов на получение убежища в государстве "всеобщего благосостояния" с его широкой социально-патронажной моделью "от колыбели до могилы", но они также крайне обеспокоены относительно экономического, культурного воздействия растущей иммиграции, неконтролируемого наплыва иноплеменных, щедрой миграционной политики etc. Быстро растет доля тех шведов, кто против свободной иммиграции и непомерно открытых границ, за ужесточение миграционной сферы. Если ДШ удержат свое место третьей по величине партии в стране, то они, вероятно, станут ключом в формировании нового правительства. Это не только бы изменило привычный партийно-политический ландшафт страны, но и поместило бы эту крайне правую партию в центр политической власти в одной из ведущих успешнейших экономик современной Европы в будущем.

Досрочные выборы инициированы по-сути этой новой антииммиграционной партией-ДШ которая, вероятно, станет играть все более важную роль. На недавних парламентских выборах 14 сентября 2014 г. партии ДШ получила выразительную электоральную поддержку: 12.9 % голосов против 5.7 % в 2010 г., когда она впервые вошла в парламент. Остается отрезюмировать: новые выборы дадут "Демократам Швеции" благоприятную возможность, очевидно, еще больше, широко донести до шведов свою ксенофобскую программу во всей полноте. Времена социально-политической изоляции партии ДШ, видимо, уже прошли. В тоже время для доминантной в недалеком прошлом СДРПШ при таких высоких ставках (кто не с нами, тот против нас), они могут стать опасной политической игрой в условиях дезориентации, политической хаотизации шведского общества.

Надежды на то, что демократические выборы – лучшее лекарство для Швеции, ее внутренней политики – достаточно призрачны, если не сказать – очень сомнительны. Предстоящие выборы, скорее всего не решат одномоментно наболевшие внутриполитические проблемы. Страна политически разделилась на несколько блоков, к тому же стороны пока не готовы на обсуждение того, каким образом можно выйти из трудной ситуации. Ведь и раньше лидеры ведущих партий двух блоков обещали как-то ограничить влияние "Демократов Швеции", однако из-за недостатка межпартийного сотрудничества между ними ("поверх блоков") этого не удалось сделать. Игнорировать эту этнацистски-ксенофобскую партию равнозначно выдаче им карт-бланша на дальнейший безответственный популизм. Довольно трагично, что все партии указывают на ДШ как на важную внутри-, партийно-политическую проблему, однако никто не состоянии ее как-то приструнить, ослабить, маргинализировать. Игнорирование партии ДШ уже обернулось блокировкой голосования по бюджету, приведя к означенному правительственному кризису. Нежелание брать на себя политическую ответственность может усугубить затягивание социоконсенсусных проблем. Как бы усиливающая свое влияние правопопулистская ДШ-партия еще больше не укрепила свои электоральные и политические позиции в новом, вызывающем беспокойство социо-политическом ландшафте, трагически не расколола бы совсем недавно экстраблагополучную Швецию…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке