Читайте также
В США прошли промежуточные выборы в Конгресс. По их результатам республиканцы захватили прочное большинство в Палате представителей и получили численный перевес в Сенате. На финишном отрезке своей второй каденции президент-демократ столкнется со сложными проблемами, так как, контролируя обе палаты и все их комитеты, политические противники могут блокировать его решения.
Нет, я не собираюсь заниматься прогнозами о том, проведут ли республиканцы иммиграционную и инфраструктурную реформы и отменят ли обамовскую реформу здравоохранения. Такая аналитика вне сферы моей компетенции. Меня интересует совсем другое.
Не так давно, когда Россия захватила Крым и несколько москвичей, свихнувшихся на мечте об империи, в сопровождении российских наемников устроили мятеж в Донецке и Луганске, в израильских русскоязычных СМИ и социальных сетях пошла волна антиамериканизма. Нагнетавшие ее авторы яростно доказывали, что у таких супердержав как США и Россия есть свои интересы за их пределами, которые приходится защищать. Некоторые из них объясняли, что между двумя империями в сущности нет разницы, другие уверяли, что Америка даже страшней и тоталитарней. Многие участники этого хора начали приводить якобы составленный ими (ссылок на источники не было, а приводимые таблицы сошли с одного принтера) перечень всех войн, в которых за последнее столетие участвовали США. Вывод был прост: именно Америка – самая агрессивная, жестокая, реакционная держава!
Почему такой антиамериканский ор начался в момент агрессии России против Украины, непонятно только слабоумным. Кремль отверг стремление украинцев к нормальной жизни (да и само существование такого народа) и свалил свержение Януковича на американский заговор. Вряд ли надо объяснять синхронный характер нападок большинства наших русскоязычных журналистов на США и столь же синхронное прекращение этих воплей после провала путинского блицкрига в Украине и появления у России больших экономических трудностей из-за западных санкций.
Следует признать, что в социальных сетях вторивших Кремлю израильских журналистов поддерживало немало репатриантов из бывшего СССР. Многие местные путинисты никогда не были за океаном, однако безапелляционно заявляли, что США – реакционная страна, всегда ненавидевшая Россию. Откуда такая убежденность? Ее объясняет известная цифра: 84 процента населения России обожают Путина и слепо верят ему. Эту школу верности прошли и израильские «русские».
Часть российской интеллигенции презирает Путина, сочувствует Украине. Однако и в этой части очень многие, как только заходит речь о США, снисходительно улыбаются: «Неужели вы не понимаете, что Россия и Америка – не отличаются друг от друга? Две империи, два слона в посудных лавках».
Да... Так уж воспитывали советских людей: наше первое в мире пролетарское государство находится в капиталистическом окружении, а главный враг - Америка! Эта психология окруженного острова подпитывалась древними страхами, которые всегда испытывала титульная нация в отношении других народов. В былинах все враги славных русских богатырей: Соловей-разбойник, Идолище поганое, конечно, Жидовин – иноземцы. Только русский язык приравнял не говорящих по-русски к немым: немцы!
Этот иррациональный страх перед «другими» сохранился и в постсоветской России, хотя население ее пользуется импортными компьютерами и мобильниками, не прочь разжиться валютой, ездит за границу. Последнее обстоятельство поразительно: советские граждане не знали, что происходит в «их мире», верили пропаганде, но почему сегодня россияне ненавидят Запад? Главная проблема России – неспособность ее граждан самостоятельно видеть, слушать, думать.
Вот, к примеру, на днях появилось в «Аргументах и Фактах» интервью с Андреем Битовым. С 1960-х он был для моего поколения образцом тонкого интеллектуального писателя. Сегодня поток его откровений можно принять за монолог рабочего Уралвагонзавода: «Вот уже 28 лет я регулярно бываю на Западе... Ханжество и самодовольство западного общества... Путин Западу не нравится. А это значит, что наш президент набрал реальную силу».
Почему жители России, побывав в Европе, а иногда в США и Канаде, возвращаются домой со стойким убеждением, что это враги, русофобы? Не только потому, что их там интересуют доступные курорты и дешевые распродажи, что по музеям и театрам они почти не ходят, иностранными языками, как правило, не владеют. Это следствие, а причина - хуторская отгороженность, настороженность. Российские туристы не спрашивают ни голландцев, ни американцев об их отношении к России. Им неохота утомлять мозги длительным чтением, изучением истории западных стран, их политики. Куда легче и приятней пребывать в убеждении, что живущие гораздо лучше них «капиталисты» примитивны, злобны, ненавидят Россию с ее высочайшей культурой и мечтают ее уничтожить. Оттуда же берется дремучая дичь о тоталитарной Америке, которой далеко до российской демократии! Впрочем, эту ахинею несут на израильских экранах с озаренными интернационализмом лицами некоторые русскоязычные политики, аналитики и даже бывшие разведчики.
Что касается агрессивности Америки, то людям, не знающим истории или по каким-то причинам не желающим ее вспоминать, бесполезно объяснять, что США начинались с экспансии, насилия, рабства, но там ввели законы, запрещавшие вмешательство в чужие войны и даже поставки оружия их участникам (поэтому Рузвельт придумал ленд-лиз). Сегодня в Америке заискивают перед иммигрантами, а темнокожего гражданина избирают президентом. Европа знала и средневековые бойни, и нацизм. Но Германия прошла через денацификацию и сейчас живет без национальных границ. Мир меняется. Только Россию периодически и патологически тянет к темному прошлому.
Почти все войны Российской империи и Советского Союза затевались для захвата чужих территорий. Велись они со страшной жестокостью: резня, учинявшаяся в Центральной Азии Скобелевым и Буденным, завоевание Кавказа (почитайте рассказ Льва Толстого «Рубка леса»), изнасилование всех немецких женщин освободителями Европы, расстрел восставшего против коммунистов Будапешта советскими танками, полное разрушение российского (!!!) города Грозного – столицы возжелавшей независимости Чечни.
Я оставляю в стороне вопрос о взаимоотношениях Израиля и Америки. Отмечу только, что при любых "сложностях" США не признают ХАМАС и блокируют в ООН все антиизраильские резолюции, которые безоговорочно поддерживает, а иногда инициирует Россия.
Америка наивна – иногда до глупости – в своей уверенности, что любой народ стремится к демократии. Но именно во имя этого она вмешивалась в конфликты в Афганистане, Ираке, Сербии, Ливии и много напорола. Сталин, Хрущев, Брежнев, Путин развязывали войны, чтобы насадить в других странах самые страшные режимы. Когда после Второй мировой войны советские чекисты истребляли в Восточной Европе «враждебные элементы» и даже неугодных Сталину коммунистов, разрушали экономику прежде процветавших стран, США проводили в Западной Европе «план Маршалла», позволивший ей кратчайший срок подняться из руин, построить демократию и совершить экономический рывок. Сегодня Путин одобряет пакт Молотова-Риббентропа и отказывается ехать на празднование годовщины разрушения Берлинской стены, положившего конец холодной войне.
Рекламировать политическое устройство постсоветской России и ставить его в пример Америке могут только российские обожатели Путина или израильтяне, имеющие в России бизнесы, заработки и прочие интересы. В Госдуму давно закрыт вход оппозиционным партиям. В США президент представляет одну партию, а другая побеждает на выборах в Конгресс. В Америке СМИ, как во всех западных странах, отличаются левизной, но нельзя себе представить, чтобы там за «непозволительные высказывания» закрывали газеты, телеканалы, интернет-сайты, чтобы Обама собирал журналистов (а также писателей, театральных деятелей, учителей, историков) и внушал им, о чем можно говорить и как воспитывать соотечественников. Только в России можно в одночасье отнять у богатейших людей страны огромные состояния и объявить их преступниками.
Национальный лидер, разваливший систему образования, разогнавший лучших ученых, позволивший растащить Пенсионный фонд, на блатном жаргоне разглагольствует об особой духовности России, которая отличает ее от растленного Запада. Но все «духовные скрепы» Путина - это не добро, не сострадание, не культура, а грубая сила, которой он и сам кичится. Нигде в мире нет такого количества сирот, как в России. Во всех цивилизованных странах усыновляют российских детей, в США их – более 60 тысяч!
Президенту США чуть не стоил политической карьеры мимолетный флирт с практиканткой Белого дома, и он не проталкивал ее в Конгресс. Президент России...
Ладно, хватит сопоставлений. Я начинаю уподобляться тем, о ком пишу. Их все равно не переубедить до тех пор, пока их кумир не распугает все народы своей империи и она опять не сдуется до крохотного княжества, начинавшегося с предательств и подлости.