Читайте также
Какие выборы более важные: выборы в Кнессет или муниципальные выборы? Большинство, вероятно, ответит, что конечно – выборы в Кнессет. По итогам выборов в Кнессет мы получаем законодательную власть. Наши представители в Кнессете делятся на оппозицию и коалицию. Коалиционное большинство формирует правительство, делит портфели министров, утверждает государственный курс, принимает бюджет, проводит военные операции, заключает мирные соглашения. В то же время муниципальная власть? Учитывая, что для человека, выросшего в Советском Союзе на одной шестой части суши большинство израильских муниципальных образований кажутся, мягко скажем, крайне миниатюрными, а выборы в них выглядят избранием председателей сельсоветов и местечковых самоуправлений…
Однако я не побоюсь утверждать, что это стереотипное восприятие далеко не всегда верно. Начнем с вопроса: у кого больше власти? Когда министр приходит в министерство полный светлых планов и радужных надежд, то он выясняет, что большинство бюджета его министерства уже распределено так, что он изменить ничего не может, курс министерства определен на несколько лет вперед, а для того, чтобы изменить хоть что-нибудь, нужно выпрыгнуть из кожи и надеяться только на чудо. В то же время у руководителя муниципального образования есть гораздо больше возможностей для принятия решений или даже откровенного произвола. Министры у нас в среднем меняются раз в полтора-три года, мэры, как правило, сидят в своем кресле не одну каденцию. Чиновник министерства, которому не нравится решение министра, вполне может просто задвинуть его вниз огромной кипы бумаг, точно зная, что через полтора года у него будет другой министр. У мэра есть возможность проводить долгосрочные программы, выстраивать стратегию на годы вперед.
Муниципальная власть гораздо больше касается каждого конкретного человека, его интересов, его проблем. Муниципальная власть занимается будничными рутинными делами. Но будни, же в нашей жизни гораздо больше. В развитых демократиях хорошо понимают значение муниципальной власти. В Швейцарии, например, 45% населения не знает (согласно опросам), кто в данный момент возглавляет страну. Зато более 70% населения точно знает, кто в их районе ответственен за уборку мусора. Вот это и называется демократическая культура управления. На муниципальных выборах человек в гораздо большей степени голосует за себя, за свою жизнь, за свой комфорт, за свои интересы. На муниципальных выборах правильным подходом является голосование без оглядки на абстрактные умопостроения. Любая партийная идеология на таких выборах – мусор, а вопросы уборки мусора – это и есть настоящая идеология.
Январские выборы 2013 года были достаточно сумбурными. Они прошли значительно раньше срока. От момента их объявления до дня выборов прошло около 100 дней. Некоторые партии вообще объявили, что они идут на выборы только за 40 дней до дня выборов и в день подачи заявлений определяли свой список. Утром кандидатка в депутатки объявляла, что она готова засудить каждого, кто опубликует, что она идет в политику, а вечером, обнаружив себя в предвыборном списке новосозданной партии, утверждала, что это серьезное продуманное решение.
Только что Давид Кон комментировал политику по телевизору, в качестве независимого объективного журналиста, а через несколько часов он уже мчался галопом во главе «конной партии». На выборы Израиль срочно пошел по вопросам бюджета, которые до выборов решили никому не показывать, чтоб народ не испугался. Народ все равно испугался и проголосовал за идущего в политику телешоумена, который утверждал, что знает, где деньги. В результате, после выборов, утверждается тот же самый бюджет с огромным количеством урезаний, финансовых кар, повышения цен и налогов, сокращения расходов на социальные нужды. А тот, кто обещал избирателям найти, где лежат деньги, в качестве министра финансов их нашел, но в карманах тех же самых избирателей.
Самым печальным в январских выборах 2013 года было то, что народ даже не успел подумать, взвесить. В итоге восприняв день голосования, как «прикол», избиратель неудачно пошутил, и теперь будет несколько лет с этим жить, оглядываясь по сторонам в надежде, что кто-нибудь его спасет от результатов собственного выбора.
В отличие от общегосударственных муниципальные выборы у нас проходят в срок. Избиратели имеют время на осмысление. Они могут, взвесив решить, что для них лучше. Именно муниципальные выборы дадут нам настоящую расстановку сил в обществе. Это и будет главным электоральным сражением года.
Мне могут возразить, что на муниципальных выборах голосует гораздо меньше граждан, чем на общеизраильских. Да, это так. Но именно поэтому голосование на муниципальных выборах является голосованием более убежденных, более заинтересованных людей, которые решают за себя и других.
Именно муниципальные выборы определяют будущие политические тренды. Особенно если речь идет о «русской улице». Муниципальные выборы 1993 года показали, в какую сторону смотрит русскоязычная община. Именно тогда заместителями мэров стали Михаил Нудельман в Кирьят-Шмоне и Рина Гринберг в Кармиэле. Потом на праймериз в «Исраэль бе-Алия» Михаил Нудельман занял первое место, опередив «общеизраильских» Юлия Эдельштейна и Юрия Штерна (Щаранский возглавил список без праймериз). На муниципальных выборах 1998 года произошел настоящий вход выходцев из территории бывшего СССР в израильскую политику, когда более 190 представителей нашей алии стали депутатами муниципальных советов. По итогам муниципальных выборов 2003 года заместителями мэров стали Роберт Илатов, Лия Шемтов и Стас Мисежников, которые в 2006 году вошли в Кнессет, а затем возглавили парламентские комиссии и министерства.
Вполне возможно, что именно на муниципальных выборах 2013 года определятся контуры будущей русскоязычной «политики» в Израиле, появятся новые лица, тренды, тенденции…