Читайте также
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но поражений от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Б. Л. Пастернак
Операция "Облачный столб" закончилась для Израиля 21 ноября в 11 часов вечера вместо объявленных девяти. Произошло это куда менее впечатляюще, чем начало. 14 ноября правительство, в ответ на все усиливающиеся ракетные обстрелы Юга страны со стороны Газы, особо неистовые с 9 по 13 ноября, решило преподать бандитам некий урок. Первым шагом была ликвидация с воздуха едущего в своей машине буквально по центру Газы Ахмеда Джабари, "командующего" вооруженными силами Хамаса, бандитской группировки1, прямо провозглашающей своей целью ликвидацию Израиля.
Не успели останки "командующего" занять свое место рядом с его товарищами по судьбе, "шейхом" Ясином и "доктором" Рантиси, где предусмотрительно оставлены места для последышей, за ним последовал недавно назначенный преемник. Отмечу, что "командующему" уже было давно пора – он повинен в организации убийств почти 300 израильтян. За "командующим" и его замом последовала рыбешка поменьше, а также ракеты большого, по израильским понятиям радиуса действия в 60-75 км.
Этот радиус действия позволяет из Газы атаковать Тель-Авив, аэропорт им. Бен-Гуриона и Иерусалим. Ракеты, как сообщалось в СМИ, в основном были уничтожены сразу в ходе первых израильских авиаударов. Но оставшихся ракет хватило для нескольких сигналов ракетной атаки и в Тель-Авиве2, и в Иерусалиме. Хамасовцы ответили массированной ракетной атакой по всему Югу страны. Так продолжалось семь дней, в течение которых Израиль бомбил четко выбранные цели в Газе, мобилизовал чуть ли не 60000 резервистов, пригнал к Газе огромное количество военной тяжелой техники. Казалось, что сухопутная операция неизбежна, так как возможности авиации представлялись исчерпанными, а жители Юга все время были под обстрелом хамасовских ракет. Мое отношение к наземной операции можно сформулировать следующим образом: хотел, чтобы случилось не так, как очень хотел.
Действительность и власти пошли мне навстречу. День на четвертый появились слухи о ведущихся в Египте переговорах с целью достижения прекращения огня. Казавшиеся невозможными ввиду столь серьезных военных приготовлений Израиля к наземной операции, эти слухи вскоре обрели черты реальности. Перемирие было объявлено на 9 вечера в среду, 21 ноября, к концу восьмого дня военной операции "Облачный столп". Оно фактически наступило два часа спустя. Эти два часа ракетные атаки следовали одна за другой, демонстрируя сохраненные силы Хамаса. Не прекращались и авиаудары, наносимые Израилем.
Перемирие было встречено многочисленными еврейскими демонстрациями на Юге страны, которыми люди протестовали против прекращения Израилем военной операции ранее, чем Хамас и другие банды в Газе были бы вынуждены окончить обстрелы и дать обещание не возобновлять их уж если не навсегда, так хоть на длительный срок. Этого не произошло, и к разочарованию и огорчению населения Израиля на вопрос "не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры" последовал вроде бы отрицательный ответ.
Тут же сонм торопливых обозревателей и комментаторов заговорили о военном поражении Израиля, заодно припомнив относимые ими раньше к поражениям и Вторую ливанскую войну в 2006 г, и операцию "Литой свинец" в конце декабря 2008, равно как и операцию по предотвращению морской блокады Газы в конце мая 2010. В лучших традициях подведения итогов тех операций, не удивлюсь попыткам создать комиссию и по расследованию хода и итогов операции "Облачный столп". Много еще есть судей в отставке, которые помогут жаждущим выдать победу или непобеду за крах и сокрушительное поражение3.
Напомню, что после "проигрыша" Израилем Второй ливанской войны вожак Хизбаллы Насрала уже более шести лет сидит практически безвылазно в бункере4. Его помощь родному по целям и методам Хамасу в период 14-21 ноября ограничилась лишь грозными заявлениями. Операция "Литой свинец" кончилась уничтожением множества складов хамасовских ракет, путей их доставки, гибелью почти 800 бандитов. Для Израиля операция прошла практически бескровно – погибло 10 военных и трое мирных жителей. Полезно отметить, что и после остановки флотилии, старавшейся прорвать морскую блокаду Газы в 2010, разделить судьбу девяти убитых тогда бандитов из Турции не захотел после этого никто.
Признаю, справедливости ради – об израильских провалах и поражениях в этих операциях "эксперты"5 говорили уже в ходе указанных операций и сразу по их завершению, как делали это и сейчас. Помню недавнее выступление эксперта по ТВ, который утверждал, что в связи с изменениями в мусульманском мире, называемым нередко "арабской весной", пришедшие к власти режимы рвутся в "последний и решительный" бой с Израилем. Поэтому явная победа в Газе для еврейского государства, утверждал он, есть вопрос жизни или смерти. Вывод эксперта состоял в том, что для "новых мусульман" война в Газе это пробный шар силы и готовности Израиля к отпору. Не уничтожит он газскую угрозу – станет объектом атаки египтян. Не верю я всему этому.
Мир с Египтом стал возможен потому, что тот осознал свою неспособность одолеть Израиль. Сегодняшний лидер имеет страну и армию, резко ослабленные революцией и крахом экономики, что есть обычное следствие революций. Разгроми Египет Израиль, награбленного добра голодранцам площади Тахрир не хватит и на месяц. А если, что наиболее вероятно, не разгромит, а уже в четвертый и последний раз потеряет Синайский полуостров, и евреи опять выйдут на берег Суэцкого канала? Этого революционные босяки руководству не простят. Так что лучше президенту Мурси не рисковать, и набираться авторитета на ниве миротворчества. На долгое "пока", во всяком случае.
На мой взгляд, бандиты Газы столь интенсивно атаковывали Израиль потому, что в определенном смысле просто "оголодали". И они, и так называемая "Палестинская автономия" событиями последнего времени, ситуацией в Египте, Ливии и непрекращающейся гражданской войной в Сирии, унесшей более 30000 жизней, отодвинули палестинских арабов с авансцены мировых событий и первых страниц новостных блоков. Они же давно привыкли к этому доходному и не очень ответственному месту. Оказавшись отодвинутыми в сторону, они потеряли и приличествующие "главной мировой проблеме" прибыль. Именно в этом, а не "борьбе за свободу" гордых арабов, испепеляющей "ненависти к оккупантам", поджоге земли под их ногами вижу я причину обострения ситуации. Будь то ракетные обстрелы Юга, или болтание по коридорам ООН в поисках какого-нибудь "признания" "Палестины" - государством ли или эрзац – государством. Израиль прямо и косвенно давно стал для борцов против него источником немалого достатка. Ему следует не давать покоя (ведь именно за это платят), но и без него никак нельзя. Желай бандиты работать упорно и терпеливо, они давно Газу преобразовали бы в ближневосточный Сингапур. Но работать они не хотят, а жить припеваючи – привыкли. Как тут не вспомнить эренбурговского комиссара, обратившегося к "труженицам" публичного дома: "Б-ди, вы уже не б-ди, а честные женщины". Но те не переквалифицировались в белошвейки.
В своей "борьбе" "палестинский народ" не одинок, и его по сходным причинам поддерживает руководство десятков арабских и мусульманских стран и забитые (до поры, до времени!) народные массы общим числом в почти четыреста миллионов, а также леваки и полезные идиоты всего мира. Сложность операции "Облачный столп" состояла именно в том, что она фактически велась против огромного мусульманского мира, что требует значительной аккуратности и осторожности. Операция "Облачный столп" этим требованиям удовлетворила. ВВС Израиля совершили 1500 вылетов, много для Израиля вредного разрушили, но не дали Хамасу так нужных ему массовых жертв среди тех, кого "полезные идиоты" мира могли бы выдать за мирных граждан. Потери для интенсивности налетов и причиненного ими материального ущерба минимальны – полторы сотни убитых, из которых примерно 70% определенно хамасовцы. Собственные потери Израиля – 6 человек убитых за семь дней, что заметно меньше погибающих обычно за неделю в автокатастрофах. Конечно, человеческая жизнь бесценна, но войны заставляют быть циничным при оценке потерь.
За эти семь дней по Израилю было выпущено почти 1500 ракет, из которых на открытой местности разорвались почти тысяча, более 500 шли на населенные пункты. Почти 90% перехвачены антиракетами системы "Железный купол". Эта система – достойный победитель в операции. Главный конструктор системы обещал сделать ее практически совершенно непроницаемой.
Признаюсь, когда появились сообщения о работах над антиракетами "Железного купола", дело это казалось просто блефом. Не только мне, но, как выяснилось впоследствии, и большинству специалистов в Израиле и США, идея казалась мертворожденной. Как перехватить сравнительно маленькую ракету, а то и снаряд с подлетным временем в 15 секунд? Казавшееся невероятным оказалось вполне возможным. Люди видели действие этого чуда своими глазами.
Уместно вспомнить, что программа "Железный купол", прежде, чем начать крушить арабские ракеты, прошла через бюрократические испытания, где посильные препятствия ей создавали очень многие, включая "народного заступника" государственного контролера М. Линденштрауса, усмотревшего в ее недосогласованном финансировании какие-то нарушения. Первым ответственным чиновником, в систему поверивший и давший деньги на разумно широкие работы, был министр обороны А. Перец, любимое посмешище столь многих, тот, кто имел неосторожность осматривать местность боевых действий, не сняв защитные колпачки с объективов бинокля. Пойманный в этот момент "цепными псами" демократии, он стал всеобщим посмешищем.
Помимо "Железного купола", малочисленность жертв обеспечила и служба тыла, эффективно оповещавшая сиренами, по радио и ТВ об очередной ракетной атаке. Думаю, однако, что почти полное сосредоточение на военных действиях было чрезмерным – комментировали события иногда случайные люди, напряженность передач граничила с паникерством, а нескончаемо повторяемая картинка, показывавшая израильтян, бегущих при звуках сирен (т.е. от ракет Хамаса) могла вполне быть им использована как демонстрация своей силы.
Насколько знаю, никакой паники нигде не было. Жизнь в основном шла своим чередом, с поправкой на необходимость сидеть часть времени в убежищах. Множество людей по тревоге дисциплинировано ими пользовались. Ранее, например, в нашем доме оно служило подсобкой для старых жильцов, которые, казалось, и не думали его освобождать от своего хлама. Но с первой тревогой нас пригласили в убежище – его быстро привели в порядок, каким-то образом стремительно очистив.
Напомню, что во время Второй ливанской войны по Израилю было выпущено более 4000 ракет, убивших 44 человека. Уже тогда стало ясно, что этот арсенал Хизболлы неприятен, но стратегически, т.е. с точки зрения уничтожения или принуждения к капитуляции Израиля (что, впрочем, одно и то же) роли не играет. Это справедливо также в отношении ракет Хамаса. Конечно, бандиты-ракетчики и их технологические пособники будут совершенствовать свое оружие, так что покоя Израилю ждать не приходится. Атаки на него, как источник кормов террористов и арабских правителей, не прекратятся еще весьма долго. Поэтому уничтожение ракет и складов другого вооружения, вместе с пользующимися ими бандитами, придется проводить регулярно и в течение длительного периода времени. К подобным операциям приходится, увы, относиться как огороднику к прополке – хочешь нормального урожая – занимайся этим регулярно, из года в год.
Казалось бы, эффективный путь ликвидации ракет вместе с двуногими ракетоносителями состоит в захвате сектора Газы, включая последующую ликвидацию того и другого. Не скрою, хотелось, чисто эмоционально, увидеть, как Армия обороны Израиля наведет там "конституционный порядок". Но смысла во входе с его неизбежными потерями десятков солдат, если сразу же оттуда выйти, тем самым передав Абу Мазану Газу, умом - не вижу. Давно ратую за возврат к положению там до 2005, до выселения и разрушения еврейских поселений. Этот план не простой. Другая сложная возможность – войти, провести расчистку и поставить у власти лояльных Израилю арабов, которые увлекутся идеей сингапуризации сектора Газы. Но, даже найдя этих людей, придется на долгое время полтора миллиона ее жителей взять на полное довольствие и, пусть временно, стать настоящим оккупантом. Жители будут не против, но от полного довольствия вряд ли начнут работать. Нет, по мне так лучше способствовать идее независимости Газы, тем самым, с построением "третьего государства для третьего", теперь газского, народа. Дальнейшим дроблением идея будет становится все очевиднее абсурдной.
Значит ли сказанное, что мобилизация армии была ненужным, если не попросту абсурдным предприятием? Считаю, что нет. Во-первых, это были великолепные, крайне нужные в обстановке возможного противостояния с Ираном, маневры. А любые, особенно приближенные к боевым условиям, маневры стоят немалых денег. Прошедшие события показали, что Израиль способен быстро мобилизовать свою армию, стремительно перемещать военную технику, закрывать страну с воздуха. Тыл оказался устойчивым и организованным, способным выдержать значительные испытания.
Мне скажут, что операция привела к существенным материальным издержкам, уже сейчас оцениваемым в примерно миллиард американских долларов. Мне скажут, что запуск одной ракеты гораздо дешевле запуска антиракеты, которая стоит 50000 долларов. Но я уверен, что создание "Железного купола" сопровождается большим числом технических новаций, рыночная цена которых перекроет расходы на производство. Уверен, что это изделие, проверенное боем, захотят купить многие. Во всяком случае, недавно выделенные США на дальнейшее развитие "Железного купола" 275 млн долларов далеко перекрывают те 75 миллионов, которые стоят все антиракеты, запущенные с 14 по 21 ноября. А как в деньгах оценить пользу демонстрации Ирану, и не только ему, силы израильских средств ПВО и обороны тыла? Уверен, что адресаты послание получили и поняли.
Число самолетовылетов Израиля примерно совпадает с числом ракет, запущенных Хамасом. Несомненно, что самолетовылет с бомбежкой и стрельбой дороже ракеты Хамаса. Но вот сколько стоит обучение и тренировка летчиков в боевых условиях, упражняющихся в прицельном бомбометании, при постоянной угрозе переданных из развитых стран Хамасу ручных средств ПВО, буквально на ежедневной основе, и достигающих при этом ювелирной точности? Пилоты ни в одной другой стране не тренируются, пусть и вынужденно, но столь тщательно. Уверен, что эта особенность израильских ВВС не осталась незамеченной ни в Ираке, ни в Турции, ни в других странах, к Израилю более лояльных.
В целом, понимая происходившее как небольшой элемент широкого противостояния, считаю проведенную операцию нужной и, в пределах реальных возможностей, успешной.
В заключение отмечу, что повышению обороноспособности Израиля мало способствуют периодически появляющиеся в печати статьи и интервью, в том числе и друзей Израиля, которые резко критикуют действия его руководста. Несомненно, это их право, да и руководство этой резкой критики часто заслуживает. Но иногда желание видеть в Израиле ту же страну, какой она была в шестидесятые приводит их к разочарованиям, которые они сообщают читателям. На мой же взгляд, резко несправедливая критика хуже ее отсутствия.
Конкретно, я имею в виду недавнее письмо ученого – публициста Ю. Окунева "Моим израильским друзьям" и статью директора российского института Ближнего востока Е. Сатановского "Несколько слов о государстве-фраере".
Едва ли уместны и справедливы пассажи Окунева, сказанные, например, в связи с операцией "Облачный столп": "Ничтожное руководство страны имитирует некоторую деятельность, вызывая во всем мире презрительную насмешку". Постоянно и подолгу бывая и вне Израиля, нигде подобной реакции не встречал. Да и читывать ни о чем подобным в серьезных источниках мне не доводилось.
Тяжелое впечатление оставляет и статья Сатановского, на мой взгляд, крайне поверхностная и несправедливая по существу, где есть такой, например, пассаж: "Соответственно, для всего мира и всего Ближнего Востока Израиль – государство - фраер6. А с фраерами и поступают так, как положено с ними поступать. Нервными. Враждующими между собой. Заискивающими перед недоброжелателями. Сдающими союзников. Заигрывающими со смертельными врагами. Неуверенными в себе, невзирая ни на какие победы. Пытающимися торговаться там, где все остальные ставят условия". Пригодное больше в качестве предвыборной агитки бесперспективной партии, подобное писание вредит Израилю, поскольку исходит не от Г. Джемаля или М. Шевченко. Общий принцип "не навреди" относится в первую очередь к друзьям.
1. Когда я говорю "бандитской", имею в виду гнусные цели и методы их достижения. В военном отношении это вполне сильная организация, хорошо вооруженная и обильно снабжаемая рядом стран, в первую очередь – Ираном.
2. По счастью, обошлось без жертв. Но средоточью левых "миротворцев" полезно было, пусть благодаря действиям ВВС Израиля в малой доле, ощутить то, что приходится регулярно испытывать на себе жителям южных городов и поселков.
3. Имею в виду комиссии по итогам Войны Судного дня под руководством Аграната, по итогам войны в Ливане (Коэна), когда Шарон был обвинен в том, что "не предусмотрел" возможных убийств палестинских беженцев в районах Бейрута Сабра и Шатила, по итогам Второй Ливанской войны (Винограда). В общем строю разрушителей побед Израиля оказываются и участники событий на низком уровне, к примеру, У. Мильштейн. Я не к тому, что не следует критиковать власть. Напротив. Но эта критика постепенно стала безмерной и разлагающей.
4. Уверен в его комфортабельности, но слабовато для "лидера - победителя".
5. Среди резко критикующих на русском языке эти операции как провалы Израиля немало военных и инженерно-военных отставников советской армии, видящих мир в картинах битвы за Берлин в 1945, в которой, кстати, большинство из них лишь читали. Так вот, в этой битве потери СССР составляли 5% своего и 10% немецкого личного состава. Для тщательно укрепленной железобетоном и своими гражданами – "живыми щитами", и примерно 30000 хамасовцами миллионной Газы это составляет 3000 израильских солдат – дороговатая цена победы по-сталински, не правда ли?
6. Примечательно, что согласно Википедии фраер в первую очередь обозначает человека, "чужого" в уголовной среде. Не вижу плохого в том, что Израиль чужд странам с уголовным режимом. Но не это же, право, имеет в виду Сатановский!