Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Великая Октябрьская израильская революция

Нужна ли новым репатриантам отдельная партия? Или они готовы к тому, чтобы выбирать на выборах исходя из общенациональных, не секторальных интересов?

01.11.2012
Источник:MIGnews.com
Zahav.ru walla.co.il

Читайте также

"А" и "Б": Новый политический алфавит

Второе правительство Нетаниягу войдет в историю страны. Этот Кабинет стал одним из "долгожителей", недоработав до отведенного законом срока самую малость. При этом, по ходу каденции, и уже после того как был распущен Кнессет 18 созыва, дважды происходили события, в отношении которых уместно использовать слово "сенсация".

В мае, напомним, страна была буквально шокирована известием о том, что досрочные выборы, вызванные непреодолимыми разногласиями относительно закона Таля, отменяются по причине вхождения Кадимы в коалицию.

Но этот шок ничто по сравнению с тем как воспринята новость об объединении Ликуда и "Нашего дома Израиль". Это даже не информационная бомба. Это мегавзрыв, в результате которого произошли тектонические разломы в политическом устройстве страны.

Слухи о том, что Ликуд может объединиться с НДИ, ходили давно. Но воспринималось это ровно как слухи. Две партии, достаточно близкие по идеологическому восприятию израильской реальности, периодически покусывали друг друга. Самые большие разногласия просматривались в вопросах армейской службы для всех и гражданских браков. Также нельзя было не увидеть, что лидера партии НДИ, министра иностранных дел, раздражало безмолвие лидера Ликуда и премьер- министра относительно поведения Эхуда Барака, беззастенчиво влезавшего на поле Либермана, и временами фактически исполнявшего функции главы внешнеполитического ведомства.

Кроме того, мало кто мог предположить, что две столь сильные политические личности сумеют договориться между собой в вопросе определенного разделения полномочий. Это вообще не в стиле израильских политиков, делиться полномочиями.

Гром грянул в четверг вечером.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр иностранных дел Авигдор Либерман выступили с совместным заявлением. Суть: обе эти партии объединяют усилия и идут на досрочные выборы единым блоком под названием "Ликуд Бейтену".

И Нетаняигу, и Либерман, примерно одинаково пояснили причину объединения: стоящие перед страной непростые проблемы, требующие непростых решений, необходимость создания стабильного правительства, иранская ядерная проблема. При этом министр иностранных дел отметил, что объединение двух наиболее крупных в коалиции партий следует считать первым шагом реформы политической системы в стране, и заявил, что реформа будет осуществлена уже после выборов.

Мой адрес не дом и не "русская улица"

Нужно ли это объединение НДИ? Вопрос, на мой взгляд, в корне не верный. Его надо задавать так: нужно ли это Либерману? НДИ - это Либерман.

А Либерману это нужно. Для него вопрос объединения - это вопрос политической жизни.

Авигдор Либерман один из немногих израильских политиков, чья карьера и притязания постоянно идут вверх. В 1997 году, неожиданно для многих, он покинул пост генерального директора "Ликуда". При этом даже его политические недруги признавали, что именно его, Либермана, мощнейшая энергетика и умение ставить повседневную работу, стали одной из главных причин неожиданного поражения на выборах Переса и Аводы и прихода к власти Ликуда и Нетаниягу. Когда-то, отец Джона Кеннеди, отбиваясь от нападок на то, что Роберт Кеннеди получил пост министра юстиции, сказал: Роберт так бился за президентство Джона, что своей неистовостью едва не свел всех нас с ума. Эта неистовость в работе, по мнению многих аналитиков, стала решающим фактором, не позволившим Пересу выиграть выборы.

Двумя годами позже Либерман вошел в большую израильскую политику. Основав партию НДИ, он на первых же выборах получил четыре мандата. Далее шло только по нарастающей. На выборах 2003 года удельный вес партии вырос до семи мандатов. Спустя еще три года - до одиннадцати. На выборах 2009 года "Наш Дом Израиль" получил 15 мест. И вошел в коалицию на правах самой крупной партии, после партии власти, Ликуда.

С марта 2009 года Либерман является главой внешнеполитического ведомства. Это самый крупный государственный пост Либермана, который он занимал начиная с 2001 года, когда стал министром национальных инфраструктур. В правительстве Ольмерта Либерман работал министром стратегического планирования.

Политик, который не растет, это конченый политик. На нем можно ставить крест. Либерман это прекрасно понимает. Он хочет расти. Он хочет реализовать себя в политике по максимуму. Максимум для него - это пост премьер-министра. По большому счету, в партии никто и не скрывал, что глава движения ставит перед собой такую цель. Но, если до восьми вечера минувшего четверга это представлялось как несбыточная мечта, то сейчас ситуация изменилась.

Одно дело быть лидером, пусть и самой крупной коалиционной партии после партии власти, занимать важнейший пост министра иностранных дел. И совсем другое дело стать вторым номером в Ликуд-Бейтену. Фактически, преемником Нетаниягу. И министром, либо обороны, либо финансов. Одно дело руководить партией, которую при всей ее мандатной значимости, иначе как секторальной не называют. И совсем другое дело, получить второй номер в предвыборном списке общенационального блока, который по всем показателям должен выиграть выборы и сформировать будущую коалицию.

Либерману надо расти. Но расти в качестве лидера секторальной партии ему просто некуда. Он весь свой электоральный запас практически выбрал. Говоря грубо, "русские" за него и так голосуют. И, наверно, голосовали бы и дальше. Но с такой электоральной базой Либерману ничего кроме важной, но не системобразующей коалиционной подпорки, не светит. Чтобы выходить на национальный уровень, уровень претендента на статус политика национального уровня, ему нужны были иные размеры. Ликуд - Бейтену - самое то…

Конечно, для многих избирателей сама мысль о том, что в кресло Бен-Гуриона усядется "русский" политик, покажется необычной. Это - нормально. Первое впечатление редко когда не меняется. У Либермана есть основания полагать, что ему удастся переломить негативные тенденции и заставить привыкнуть к себе как к политику, который по номеру в предвыборном списке и политическому весу, может в какой-то момент сменить Нетаниягу на посту лидера нового блока. И возможно, на посту главы правительства.

Это предположение кроется в умении Либермана работать так, чтобы свести сума всех своей неистовостью и решимостью изменить в свою пользу любую ситуацию, пусть даже и плохо складывающуюся. Как он сделал это в середине девяностых годов на посту генерального директора Ликуда. Как он сделал это на протяжении политической карьеры, превратив НДИ из скромной партии в силу, с которой считаются даже политические "тяжеловесы".

Авигдор Либерман фактически становится вторым человеком в стране, исполняющим обязанности премьер-министра в случае, если действующий глава кабинета по какой-то причин исполнять их не может. Это совсем иной статус. Не идущий ни в какой сравнение со статусом нынешним, пусть и очень высоким: лидера третьей по мощи партии в стране, главы внешнеполитического ведомства.

Но дело тут не только в резко повысившемся статусе. Либерману вступление в блок нужно еще по двум другим важным причинам. Первая причина может быть отнесена к личным. Над Либерманом продолжает, словно Дамоклов меч, висеть угроза судебного разбирательства и лишения права заниматься политической деятельностью на определенное время. Будучи вторым лицом в стране, преемником Нетаниягу, Либерман получает если не передышку, то некое тактическое преимущество. В прокуратуре пусть не сто, но лишний раз, подумают, активизировать ли попытки довести дело Либермана до суда. Особенно с учетом казуса Ольмерта.

Вторая причина - политическая. Вступив в блок Ликуд Бейтену, лидер НДИ подстелил соломку для выпестованной им партии на случай негативного развития событий в свете так называемого уголовного дела Либермана. Даже если предположить худший вариант, то лишение Либермана права заниматься политикой, не станет могильным камнем для "Нашего дома Израиль". НДИ будет надежно прикрыта в Ликуд Бейтену. Года на четыре, как минимум.

Виннету два раза на швабру не наступает

А зачем это нужно Нетаниягу?

Склонен не принимать в расчет фразу премьер-министра о том, что… стабильное правительство, что… стоящие задачи, что… нас не поймет народ, если мы не…, что… давайте жить мирно и дружно на пользу всей стране.

Эта склонность усиливается, если внимательно проштудировать майские комментарии представителей Ликуда на вхождение в коалицию Кадимы и Мофаза. Если отбросить словесную шелуху, то ничего нового не обнаружим.

Нетаниягу это объединение нужно не меньше чем Либерману. Даже - больше. Ирония судьбы, но можно предположить, что толчок к этому решению дал… левый лагерь. Уж слишком там бурно праздновали данные ряда социологических опросов, предрекающие поражение Ликуда, если левый лагерь выставит Ольмерта, Ливни и Лапида в роли политических таранов.

Эта радость не могла не остаться незамеченной. Суть объединения Ликуда и НДИ, с точки зрения Нетаниягу, вижу в тревоге. Делиться полномочиями властными не принято нигде. Даже в Новой Гвинее. И если такое деление происходит, то вызвано оно не от хорошей жизни, но только от безысходности. Даже в Новой Гвинее. Если на секунду представить, что опросы, сулящие левому лагерю прекрасные перспективы в случае объединения всех вышеперечисленных персон, верны, то перед Нетаниягу в полный рост встал сложнейший вопрос: что делать дальше?

Рискнуть пойти на выборы Ликудом? Рискнуть не выиграть их, как не выиграл Ликуд выборы 2009 года? Надеяться на то, что левый лагерь вновь не сумеет сколотить коалицию? Рассчитывать на то, что и в этот раз ультрарелигиозный сектор, плюс НДИ, не переломят в себе природную неприязнь к левым?

Можно. Но очень и очень рискованно. Допускаю, что Нетаниягу лучше многих понимает, что вариант сколачивания будущей коалиции левым лагерем зависит всего лишь от цены вопроса. И что в 2009 году не получилось только от того, что стороны как раз в цене и не сошлись. Он, Нетаниягу, политик опытнейший, умудренный опытом. Прекрасно понимающий: партнеры пошли в коалицию не столько из за идеологической близости, сколько по прагматическим соображениям. И уже, в случае победы партии левого лагеря, там за ценой не постоят. Там тоже умеют делать выводы...

Нетаниягу нужна стопроцентная гарантия того, что именно он будет сколачивать коалицию. Первым, а не вторым. Такую гарантию, если опять таки отталкиваться оттого, что опросы верны, могло дать только надежное плечо. Либермана плечо. С его почти гарантированными пятнадцатью мандатами.

К тому же, идти на выборы с идеологически близким Либерманом и НДИ гораздо уютнее и комфортнее чем с кем-либо другим. Эффект Мофаза не прошел даром.

Впрочем, уют не совсем политическая категория. Нетаниягу же - политик до мозга костей. Из разряда тех, кто желает доброго утра и приятного аппетита исходя из политических предпочтений момента.

Либерман и НДИ нужны Нетаниягу не только как плечо и возможность. Нетаниягу явно подустал от злейших партийных друзей в Ликуде. Борьба с ними отнимает много сил. И средств. И победа в такой борьбе не всегда гарантирована.

С 15 новыми голосами Нетаниягу получит, в лучшем варианте гарантированную треть голосов во фракции. С таким арсеналом можно не сильно опасаться. Ни Эйтана, ни Фейглина. Ни Кахлона, к слову.

Сдается, что есть у Нетаниягу и другая мечта. Как только не чихвостят в Израиле систему управления в НДИ, подразумевая, что в этой партии есть два мнения: одно Либермана, и второе неправильное. Но в этом гневном возмущении буквально вылезают наружу зависть. Возглавлять партию, в которой вождь решает все, без партийной демократии: да это же голубая мечта всех израильских политиков! Универсальные солдаты-депутаты, о чем еще может мечтать политик-лидер, каким бы демократичным он ни был!

Нетаниягу, полагаю, не прочь, чтобы и в его партии существовала, если не зеркальная, то близкая к этому, система управления. А еще он прекрасно помнит работу Либермана на посту генерального директора Ликуда и главы канцелярии премьер-министра: как часы, каждый винтик знал, что он должен делать, а что ему нельзя ни в коем случае.

Нетаянигу никак не мог позабыть того прекрасного ощущения, что все в партии тогда боялись и ненавидели "русского медведя", не боящегося шагать к цели напрямую, через валежник. И делавшие все, что он от них требовал...

О лозунге момента

Дважды два это не всегда четыре. Тут все зависит от того - продаем или покупаем. Если на сегодня, согласно опросам, Ликуд получил бы на выборах 26-28 голосов, а НДИ - 14-17 голосов, это отнюдь не означает, что свежеиспеченный блок Ликуд Бейтену получит на выборах от сорока до срока пяти голосов. Или все пятьдесят, как прочат некоторые социологи.

И проблема тут скорее не в избирателе Ликуда. Проблема тут в избирателях НДИ.

Тут надо учитывать психологический нюанс. Израильские политики воспринимают "русскую" улицу примерно также как они воспринимают страны СНГ. Мол, как скажут, так и сделают.

Посмотрите, что сегодня творится на политическом пиар-рынке, напрямую связанным с "русской" улицей. Массовые побеги-переходы. Из Кадимы в "Еш Лапид", то есть, "Еш Атид". Из Аводы - туда же. Или туда, где заплатят. Эти побеги-переходы неслучайно массовые. Зная немного кухню, и имея за плечами огромный опыт работы в продажах, могу предположить, что дело происходит примерно так. Приходит Н к Л. И говорит: "у меня есть сильная команда пиарщиков, знающих "русскую" улицу, как свои два пальца. И эта команда, при соответствующей оплате, принесет партии все голоса "русских".

Если бы Л, или там, М, понимали чего-то в особенностях жизни "русской" улицы, то сообразили бы: им предлагают шкуру неубитого медведя. А если и убитого, то не теми, кто предлагает. Но, судя по тому, что вдруг прозревшие пиарщики и координаторы с акцентом на "русскую" улицу, принимаются в новом стане чуть ли не с лобзаниями, ничего Л. и М. в таинственной "русской" душе не понимают.

Так вот, полагаю, что и в Ликуде не сильно понимают в таинственных "русских". Да и вряд ли хотят понимать. В Ликуде, похоже, считают, что голоса "русских" у них уже в кармане. По версии некоторых аналитиков, это и стало одной из главных причин сенсационного объединения с "Исраэль Бейтену". А не все так просто.

Если избиратель готов был отдать свой голос за НДИ, это ни чуточки не означает, что он автоматически отдаст свой голос за Ликуд Бейтену. Отдавая голос НДИ, избиратель рассчитывал получить преференции для себя. И знал, что партия акцентирует внимание на этом в предвыборном марше. Или в повседневной суете после выборов. Я сейчас не говорю о том, исполнит ли обещания. Только о том, что акцентирует.

Ликуд Бейтену ни за что на станет писать на своих предвыборных стягах лозунги, предметно адресованные "русской" улице. Специфика же выборов у нас в стране такова (впрочем, как и в большинстве других стран мира), что избиратель не привык думать. Избиратель привык реагировать на лозунги. Чем ярче лозунг, тем больше шансов получить голоса. История израильского парламентаризма доказывает это: самый большой успех пришел к Бараку с лозунгом "Призыв для всех!". А НДИ стала ассоциироваться на "русской" улице своей партией после чудного лозунга "С Либерманом - мы! Без Либермана - нас!"

Нынче это, скорее всего, не пройдет.

Учитывая всю нюансы, двумя такими точками опоры - с учетом работы на "русской" улице - могут стать призывы к изменению структуры власти и не допущения в будущую коалицию ультрарелигиозной партии.

Самое пикантное, что в таком разе никому и врать не придется. О том, что надо менять систему власти, укрупнять партии, избегая тем самым шантажа со стороны религиозных малых партий, в НДИ говорят давно. И при умелой работе с будущими избирателями, саму идею объединения с Ликудом можно грамотно подать как хорошо продуманный шаг в этом направлении.

Почва для такого лозунга пока сыровата, но весьма перспективна. Голосуйте за блок, отдайте нам свои голоса, и мы создадим коалицию, в которой не нужны будут религиозные партии. Чем не лозунг, чем не идея? Тем более, что идея эта давно овладела массами.

И это еще далеко не все. Объединение Ликуда и НДИ заставляет задуматься о том как новый блок разделит свои действия на всей той же "русской" улице. Маловероятно что Ликуд займется этим целенаправленно: не эффективно и не перспективно, времена когда " русские" голосовали за ту или иную партию за "Калинку-малинку" и срочно найденные русские корни, давно прошли. Так что можно предположить, что НДИ, даже будучи в Ликуд Бейтену, не выпустит вопросы предвыборной пропаганды на "русской" улице из своих рук. Ликуд же сосредоточится на работе с " израильскими" избирателями. Основание к такому предположению есть: представители двух партий уже сообщили что не станут объединять предвыборные штабы, хотя и будут тесно координировать свои действия.

Правда, не совсем понятно, штаб какой партии будет работать с потенциальными "русскими" избирателями Ликуда. Тут можно запутаться. "Русские" голосующие за Ликуд и "русские", голосующие за НДИ отличаются друг от друга. При этом нельзя забывать, что в удельном весе Ликуда "русские" голоса стоят примерно три-четыре мандата. С учетом ожидающейся острейшей конкуренции на предстоящих выборах, это не то, от чего можно отмахнуться.

"Русская" улица может стать ареной серьезного политического предвыборного состязания. "Еш Атид" явно намерен побороться за эти голоса. Примерно понятно и какие средства они для этого изберут. В этой партии намерены сделать упор примерно на тех же лозунгах, о которых мы писали выше.

Под крышей дома своего?

Но давайте пока оставим в покое "Еш Атид". Нас гораздо больше интересуют вопросы иного толка. 13 лет многие новые репатрианты из стран СНГ дружно голосовали за партию "Наш Дом Израиль". Иногда, потому что верили в эту партию. Иногда, в знак протеста против местного населения и местных политиков, не сильно любящих "русских" граждан Израиля. Не важно почему, важно что голосовали.

Голосовали потому как знали. Есть наш дом. Израиль. Пусть и не пентхаус. Но свой.

Но что сейчас? Был "Наш дом Израль". Теперь - Наш дом Ликуд. Воспримут ли голосовавшие за НДИ новый дом своим, обжитым, знакомым до последнего гвоздя?

В НДИ уже заявили, что останутся верными новым репатриантам из стран СНГ, несмотря на вхождение в новый блок. Будет ли так на самом деле? Нельзя не понимать, что Ликуд Бейтену - это национальный блок, это партия общая, без уклонов. Как было раньше в НДИ. Как есть сейчас в ШАС.

А когда партия национальная, то в ней не может быть превалирование интересов любого из секторов. Это аксиома политики.

Создание нового блока, вхождение в него партии "новых репатриантов" (именно так воспринимается НДИ с момента своего зарождения), вынуждает всех нам задуматься о том, над чем рано или поздно задумывается любой человек. Кто - когда, тут индивидуально, но в молодости каждый из нас на каком-то этапе решал: выпорхнуть из родительского гнезда в большой, непредсказуемый мир, или еще немного понежиться, не думая о хлебе насущном.

Ситуация с появлением Ликуд Бейтену стала поводом для таких раздумий. Нужна ли новым репатриантам отдельная, новорепатриансткая партия? Или они, новые репатрианты, готовы к тому, чтобы выбирать на выборах исходя из общенациональных, не секторальных интересов?

Пробили ли они - сами для себя, по своим ощущениям - "зеркальный" потолок, или предпочитают жить, полагая, что за них все подумают и решат политики, претендующие на звание лидеров "русской" улицы?..

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке