Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

"Антисемитизм - международный язык фашистов"

Пименов досконально, как никто другой, знает свой предмет - истоки и историю немецкого нацизма. В конце года в России должна выйти его книга "Арийский синдром".

23.08.2012
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Алексей Пименов - журналист, историк, исследователь, в свое время защитивший диссертацию по индологии. Уникальный специалист, знающий одновременно немецкий и санскрит, проведший лет двадцать в исторических архивах, Пименов досконально, как никто другой, знает свой предмет - истоки и историю немецкого нацизма. В конце года в России должна выйти его книга "Арийский синдром", посвященная, в частности, корням немецкого антисемитизма.

Мы много беседовали с Алексеем на эту тему: будучи серьезным исследователем, не пользующимся непроверенными материалами, больше похожими на сплетни из желтой прессы, он всегда рассказывает удивительные вещи, иногда довольно неожиданные.

- Алексей, меня всегда интересовал такой вопрос: откуда у Гитлера вдруг возник какой-то животный, иначе не скажешь, антисемитизм? Откуда ему вдруг явилась экзотическая мысль о "злокозненности" евреев?- Гитлер не был, как хотелось бы думать иным неонацистам, абсолютным "романтиком", он был еще и очень прагматичным человеком. Дело в том, что именно в антисемитизме Гитлер увидел ключ к политическому успеху. Это случилось далеко не сразу, а только тогда, когда он понял, что пропагандировать вражду к евреям - а потом и осуществлять ее на практике в невиданных прежде масштабах - выгодно, это импонирует многим респектабельным господам.

В период же своей мюнхенской молодости Гитлер успел послужить и немецким "большевикам"…- ???- Представьте себе… Судя по некоторым данным, в Мюнхене, будучи еще молодым человеком, он - недавний фронтовик-связист - успел послужить и Баварской советской республике. То есть, грубо говоря, тем самым большевикам (а среди баварских революционных лидеров и активистов действительно было немало лиц еврейского происхождения), которым позднее объявил войну. Причем служил он им не как-нибудь, а в качестве… пропагандиста.

- Ничего себе…

- Да, такой вот казус… А вот когда Баварская советская республика пала, буквально потопленная в крови, наш герой начал выживать в новых условиях... Есть интересный источник - воспоминания некоего капитана Карла Майра под названием "Я был начальником Гитлера". Судьба Майра необычна: в двадцатые годы он был связан с заговорщиками-националистами, но затем его взгляды изменились, и он стал активным деятелем Рейхсбаннера - военной организации социал-демократов. В 33-м - бежал во Францию, позднее был схвачен нацистами и в феврале 45-го умер в Бухенвальде. По словам Майра, Гитлер был похож на бродячую собаку, ищущую хозяина. Причем на своего тогдашнего босса он не произвел впечатления убежденного националиста...- В таком случае, чем же занимался молодой Гитлер под началом Майра?

- А вот это самое интересное. 11 мая 1919 года по распоряжению генерал-майора фон Меля в рамках так называемого Bayerische Reichswehr Gruppenkommando Nr 4 (Gruko), в состав которого вошли части, участвовавшие в ликвидации Баварской советской республики, была создана своеобразная информационная служба, предназначенная для слежки за подозрительными политическими течениями и ведения идеологической борьбы. И, в частности, - специальные курсы ораторов-пропагандистов. Тут-то Гитлер впервые и развернулся. Поначалу - как информатор, осведомитель. Но вскоре - и в роли пропагандиста. И вот однажды один из работников информационно-идеологического ведомства, некий Карл Александр фон Мюллер, услышал речи курсанта Гитлера - и был поражен его ораторскими способностями. О чем тут же и сообщил Майру…- И о чем же говорил начинающий пропагандист?

- О еврейском заговоре против Германии - о чем же еще?! А вскоре Майр получил от одного из бывших курсантов письмо - о еврейском вопросе. И поручил Гитлеру на него ответить. Возможно, желая испытать его в деле. Ответ Гитлера, датированный 16 сентября 1919 года, - первое дошедшее до нас письменное рассуждение будущего фюрера о евреях. Основные тезисы: антисемитизм должен основываться не на эмоциях, а на фактах; еврейство - не религия, а раса; инструмент борьбы - не погромы, но систематическое лишение евреев гражданских прав.

- Гитлер был малообразованным солдафоном: любопытно, где он набрался этих идей?

- Корни этой каши в голове - в австрийской глубинке, из которой он происходил. Это во-первых. Ну, а во-вторых - Вена, в которой антисемитские настроения тогда были очень сильны (откровенно говоря, они не так уж и слабы и в сегодняшней Австрии). Но в начале XX века ситуация была особенная: в Вену валом повалили евреи из черты оседлости. Культурно чуждые, в лапсердаках и с пейсами, к тому же - умевшие за себя постоять: школу выживания в Российской империи они прошли суровую. И, конечно, венские торговцы и ремесленники увидели во многих из них опасных конкурентов.

- Странно, что именно в Вене был так силен антисемитизм: Вена всегда ассоциируется с такой светскостью, высокой культурой, доброжелательностью и открытостью…

- И вот - тем не менее. Вена уже в конце XIX века стала одним из центров европейского антисемитизма. Уже тогда здесь существовали массовые антисемитские партии - например, христианские социалисты, объединявшие ремесленников и мелких предпринимателей, страдавших от всевластия банкиров. И, увы, в духе времени и в духе своей страны объяснявших свои невзгоды привычно и несложно - засильем чуждого элемента. Точь-в-точь как сегодняшние российские (да и любые другие) шовинисты, во всем обвиняющие "понаехавших" инородцев.

- Получается, антисемитизм тогда свирепствовал не только в Берлине?

- Как раз наоборот: тогда в Берлине-то он как раз и не свирепствовал - как и вообще на севере Германии. Конечно, и там существовали юдофобские настроения и антисемитские организации. Но, в отличие от Австро-Венгрии, - немногочисленные. Интересно, что "железный канцлер" Бисмарк антисемитов не выносил. Как, между прочим, и Фридрих Ницше, который, кстати, терпеть не мог - с другой стороны - и бисмарковскую империю…

- Это важный штрих: ибо многие полуобразованные люди связывают немецкий национализм и антисемитизм с фигурой Ницше. Однако не надо путать: Ницше - не Вагнер, который ведь действительно был антисемитом?

- Увы, это правда. Но обратите внимание: где уроженец Лейпцига Вагнер пережил свой триумф? Тоже на католическом юге - в Баварии! Там и сложился вагнеровский культ, там зародилось вагнерианское движение. Которое, конечно же, неправильно сводить к той религиозно-почвеннической вакханалии, которую устроили некоторые почитатели этого гениального композитора и драматурга, к несчастью, тяжело больного антисемитизмом. Но и не замечать возникшего позднее союза между вагнеровским семейством, вообще вагнерианскими кругами и Гитлером - тоже нельзя.

Возвращаясь же к географии антисемитизма, повторю, что антисемитизм существовал и на немецком севере. Но - подчеркну еще раз - в гораздо меньших масштабах. Не случайно великий реформатор немецкого еврейства Мозес Мендельсон жил и работал именно в Берлине. И не случайно берлинцы рассказывали байки о том, как еврейский философ заглядывал на огонек к прусскому королю Фридриху, как они вместе выпивали и добродушно подшучивали друг над другом. Разумеется, это вымысел: к королю на огонек так просто не заглянешь. Но… на католическом юге таких баек не рассказывали.- То есть на севере, скажем, в Берлине, евреи были почти неотличимы от немцев?- Безо всяких там "почти": евреи составляли часть немецкого общества. Конечно, своеобразную, конечно - подвергавшуюся определенной дискриминации. При этом, что важно, немецкие евреи представляли собой скорее нечто вроде сословия, нежели этническую группу. И немецких, и восточноевропейских евреев именуют ашкеназами (ашкеназим). Но в Германии дело обстояло совсем не так, как в Польше, на Украине или в Литве. (Некоторые исследователи даже говорили в этой связи об "Ашкеназе-1" и "Ашкеназе-2.)

- А в чем различия?

- Например, немецкие евреи всегда говорили только по-немецки. Конечно, в средние века (а точнее - вплоть до XVIII века) это был, так сказать, еврейский немецкий, т.е. "ученые" слова в нем были не из латыни, а из иврита, да и при письме евреи пользовались не латиницей, а еврейской графикой. Но еврейский немецкий - это именно немецкий язык, а совсем не идиш (как порой ошибочно утверждали некоторые лингвисты). И дело не только в языке: помимо религии, у немецких евреев никогда не было своей отдельной, ненемецкой культуры. Особенно после того, как средневековые барьеры между общинами утратили прежнее значение. У немецких евреев не было, так сказать, своих Шолом-Алейхема и Зингера: в литературе они выражали себя по-немецки (за вычетом нескольких литературных экспериментов на иврите, сегодня известных лишь специалистам).

- Вернемся к Гитлеру. Он был изрядным мифотворцем, не так ли?

- Да, он сам творил о себе легенду, и главное свидетельство тому - "Майн кампф". Книга была написана в тюрьме, после подавленного "пивного путча", и уже с прицелом на грядущее политическое завоевание Северной Германии. С одной стороны, это чрезвычайно лживая книга: тут и преувеличение собственной роли, и изображение конкурентов полнейшими ничтожествами, и абсолютно не соответствующий действительности рассказ о том, что он якобы вступил в нацистскую партию под номером семь, и приписывание себе позднейших убеждений задним числом… Однако там есть вещи, которые трудно сымитировать. И одна из них - лютый национализм. Причем это национализм немца, живущего не в Германии, а в Австро-Венгерской империи, то есть национализм человека, живущего в многонациональном государстве. Испытывающего страх перед наступающими на него со всех сторон инородцами. И ненависть к правительству, не защищающему его от них.

- Что-то слышится родное… Ну, а чем же Гитлер "взял" Северную Германию?

- После Первой мировой на него работала ситуация в целом: национальное унижение, репарации, иностранные войска. Страна - под угрозой развала. И главное - миллионы немцев живут за рубежами отечества. Причем с соседями у них, мягко говоря, непростые отношения. Вот австрийская риторика и возымела действие…

- Да, но почему мишенью оказались именно евреи?

- Уже в конце XIX века антисемитизм резко усилился во всех странах. Точнее, превратился в массовое политическое движение. Во Франции - дело Дрейфуса, расколовшее страну и показавшее силу антиеврейских настроений во всех слоях общества. В России - погромы и дело Бейлиса. В Румынии - бесконечные погромы, да что там погромы! Народные восстания - при любых попытках правительства даровать евреям гражданские права. Но главное: все эти движения идейно подпитывают друг друга. Взять хотя бы главный документ, рассказывающий о "мировом еврейском заговоре", - "Протоколы сионских мудрецов". Что это такое? Компиляция из французского памфлета и немецкого авантюрного романа, запущенная русской разведкой. Интернационализм в действии, да и только!

Вот Юлиан Тувим так сказал – точнее не скажешь: "Антисемитизм - это международный язык фашистов". Так оно и было: в борьбе против так называемого мирового еврейства нацисты видели свою - как ни странно это звучит - интернациональную миссию. И это был фундамент, на котором зиждилось их идейное единство с союзниками: французскими, испанскими, бельгийскими, голландскими, хорватскими, венгерскими, прибалтийскими, румынскими, русскими, скандинавскими, словацкими, украинскими. Они так и говорили: вы против евреев? Тогда - к нам!

- Все понятно, хотя, разумеется, чудовищно, но… "окончательное решение", искоренить ВСЕХ - как такое могло прийти в голову?!

- Официально об "окончательном решении" было объявлено в январе 42-го - на Ванзейской конференции. Был принят план, расписанный до деталей. Установлены ответственные. Казалось бы, все ясно…

- "Казалось бы"?

- Дело в том, что решение, принятое в Ванзее, - уже техническое. Да там и не присутствовали высшие руководители рейха. Самый высокопоставленный - Рейнхард Гейдрих, и.о. протектора Богемии и Моравии. А вот когда было принято политическое решение - неизвестно.

- Как?! Неизвестно?!- Представьте себе. Как все диктатуры все-таки похожи между собой! Кое-кто из советских историков говорил, что, дескать, сталинские планы депортации советских евреев - не более чем легенда, поскольку не найдены прямые директивы за подписью Сталина. Так вот, могу их "успокоить": точно так же не найдено и ни одного документа за подписью Гитлера, предписывающего совершить Холокост.

- Серьезно?

- Ни одного. Проповедь антисемитизма - да. Демагогия - да. Но наряду с этим - демонстративные поздравления ветеранов (в том числе евреев). А подчас и удерживание младших товарищей от погромной самодеятельности. Конечно, все это - параллельно бойкоту еврейских магазинов, нюрнбергским законам, постепенному ограничению эмиграции и, наконец, полному ее запрету. А в то же время - обсуждение проектов переселения евреев на Мадагаскар. Но всеобщее уничтожение? Что вы, как можно? Даже у главы СС Гиммлера можно встретить высказывания о том, что, несмотря на злокозненность евреев, уничтожить их физически было бы "не по-немецки".

- Факты, вообще говоря, поразительные… Но о чем все это свидетельствует?

- На мой взгляд - о маневрировании. О нежелании брать на себя политическую ответственность. Потом-то маски были сброшены… Сегодня некоторые историки говорят, что, так сказать, генплана, возможно, и не было. А была инициатива снизу - акции среднего чиновничества и бизнеса. Продиктованные экономическими соображениями (использовать заключенных как дармовую рабсилу, а евреев - еще и как сырье). В общем, не фанатический антисемитизм, а экономический расчет.

- И все-таки как было на самом деле? Так или эдак?

- Думаю, что было и то, и другое. Вопрос в том, как эти моменты соединились в сознании этих людей? Ведь абсолютных циников мало - как и абсолютных идеалистов.

- Почему немцы не сделали ничего подобного в первую мировую?

- Потому что это было немыслимо. Чтобы стало мыслимо, требовалась своего рода духовная подготовка. Надо было освободить людей от "химеры совести". Тут-то и пригодилась арийская теория.

- То есть деление на арийцев и "недочеловеков"?

- Не только это. Кроме того, Гитлер не раз говорил о несовместимости национал-социализма с христианством. "Из Иисуса арийца не сделаешь", - так он это формулировал. Антихристианство было, разумеется, продолжением антисемитизма. Но что взамен? Желающих предложить альтернативу - истинно арийскую религию для рейха - было немало. Очень разные люди: фельдмаршал Людендорф с супругой, голландский псевдоученый Герман Вирт, выдающийся немецкий индолог Хауэр (лидер "Движения за немецкую веру"). Искатель Грааля и исследователь альбигойского движения Отто Ран…

- Ну, а сам Гитлер?

- Держался от них на расстоянии. Что и понятно: в большинстве своем немцы исповедовали христианство, и отпугивать их он не собирался. В программе партии было сказано, что она стоит на платформе "позитивного христианства". Правда, идеолог НСДАП Альфред Розенберг позднее разъяснил: что позитивно, а что нет, решают не церкви, а партия. Не раз заявлял он и о том, что христианство - религия "импортированная" и что с ней надо расстаться…

- Но чем они все-таки собирались заменить христианство?

- Шла работа над новой религией. И в частности - в институте "Анненербе", созданном в системе СС под патронажем Гиммлера. С участием очень серьезных специалистов. Но… в 45-м работа оборвалась. Кое-что продолжили европейские неонацисты - в частности, Савитри Деви (Максимиани Портас), тесно связанная с Отто Скорцени. И, конечно, Юлиус Эвола. Казалось бы, маргинальные люди, маргинальные идеи. Но все дело в том, что в эпоху постмодернизма с ее фрагментарностью и моральным релятивизмом вся эта интеллектуальная бесовщина может влиять и на вполне респектабельные круги. И, увы, влияет. Как написал когда-то Наум Коржавин, "это слишком еще не история".

- И какие же уроки можно извлечь из этой "не-истории"?

- Когда-то Томас Манн сказал, что антисемитизм нацистов направлен не просто против евреев, но и против христианско-античных основ европейской цивилизации. Так вот, этот гениальный человек, глубоко постигший сущность нацизма, возможно, и сам не догадывался, насколько он близок к истине. Зная документы, ему недоступные, мы видим сегодня: его слова - не метафора, а совершенно точный диагноз. Нацизм - это попытка создать альтернативную цивилизацию. К счастью, в тот момент провалившаяся.

Беседовала Диляра Тасбулатова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке