Читайте также
Как неоднократно заявляли депутаты от “Йеадут а-Тора”, по вопросу о святости субботы не может быть компромиссов. Так оно и вышло: бескомпромиссная битва за шабат в Кнессете продолжалась всю ночь с 8 на 9 января и завершилась принятием закона о порядке работы магазинов в субботу.
Теперь министр внутренних дел имеет право не утверждать новые постановления местных властей, разрешающие открытие торговых точек в шабат и праздничные дни. Закон не относится к магазинам, работающим на автозаправках, но, вопреки возражениям министра туризма, распространяется на торговлю в Эйлате.
Коалиция победила с минимальным перевесом: 58 голосов против 57. На голосовании отсутствовало пять депутатов, двое из них – из-за смерти родственников, а троих в решающий момент не оказалось в зале. Все три отсутствующие депутатки – Тали Плосков (“Кулану”), Шарен Аскель (Ликуд) и Софа Ландвер (НДИ) считались противниками запрета на торговлю в субботу и предпочли пропустить голосование. Проголосуй они по совести, всем троим грозили бы крупные неприятности за нарушение коалиционной дисциплины (депутата Шарен Аскель чуть не исключили из партии за неприятие правительственного законопроекта), а Ландвер - отставка с министерского поста.
Трудно избавиться от мысли, что окажись хоть одна из них на месте, судьба закона была бы иной. Причем, если Аскель и Плосков поступились только своими личными принципами, то Софа Ландвер уклонилась от голосования, в котором вся ее фракция дружно выступила против. Сделано это было, разумеется, с одобрения лидера партии Авигдора Либермана, который не является депутатом Кнессета.
Сам Либерман не раз демонстрировал, что убеждения для него важнее министерского поста. Дважды он покидал правительство – в 2001 и в 2007 году. Впрочем, оба эти правительства долго не просуществовали, а демарши Либермана в итоге приносили ему политический капитал. Тот факт, что НДИ решила сохранить министерство абсорбции, вероятно, означает, что нынешняя власть сидит прочно и досрочных выборов не предвидится. Так что, проголосовав против закона о магазинах, партия сумела "невинность соблюсти и капитал приобрести", то есть, формально не обмануть данные избирателям обещания, не потерять министерское кресло и не нарушить планы партнеров по коалиции.
Накануне Либерман уверял, что фракция будет голосовать, не подчиняясь коалиционной дисциплине. Он упомянул о необходимости защищать интересы тех, кто в первую очередь заинтересован в работе магазинов по субботам – людей, много и тяжело работающих всю неделю, и пообещал: “Мы сделаем все возможное, чтобы провалить этот закон”.
Незадолго до голосования в Кнессете общественная организация “Свисток” опубликовала информацию о том, что НДИ могла просто заблокировать субботний закон на основе своего коалиционного соглашения с Ликудом о законопроектах, касающихся отношений религии и государства. Представители партии ответили, что в соглашении речь шла лишь об основных законах, но критиков этот ответ не удовлетворил. Очевидно, что НДИ сделала не “все возможное”. Вероятно, торговля в шабат оказалась не таким важным вопросом, чтобы ради него жертвовать министерством и религиозными избирателями. Если для харедим здесь нет места компромиссу, то для НДИ он вполне допустим.
К чему же приведет новый закон? Может быть, ничего не изменится, как утверждает глава коалиции Давид Амсалем (Ликуд)? Те, кто работал в субботу, продолжат это делать, пока позволяет действующее на местах законодательство. Готовясь к худшему, соответствующие законопроекты приняли мэрии Модиина, Кфар-Сабы и Ришон ле-Циона.
Тем не менее, очередная победа ультраортодоксов демонстрирует явные изменения пресловутого статус-кво. Пропасть между религиозными и светскими израильтянами становится все глубже от того, что одна сторона не согласна на компромисс, а вторая видит, что ее интересами постоянно пренебрегают.
Можно ожидать, что это не последняя уступка Нетаниягу харедим – ведь именно на соглашении с ними держится правительство. Налицо тенденция к централизации власти, передача полномочий от местных органов к министерствам (что неудивительно, учитывая, сколько власти сосредоточил в своих руках сам премьер). Отметим, что за право муниципалитетов устанавливать правила торговли, исходя из состава населения, дважды высказывался БАГАЦ.
Перевод проблемы в социальную плоскость, чем занимаются некоторые политики, - чистая спекуляция. Защита торговцев, которые отдыхают в шабат, от “несправедливой конкуренции” с точками, открытыми семь дней в неделю, означает, по сути, государственную поддержку тех, кто трудится меньше, в ущерб работающим больше и тяжелее. Иными словами, Израиль скатывается не только к религиозному диктату, но и к социалистической уравниловке.