Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+19+14

Мнения

А
А

Бешеные деньги: как израильские торговые сети наживаются на покупателях

Они поняли, что в рамках столь централизованной экономики, каковой является экономика израильская, при отсутствии подлинной рыночной конкуренции, для получения сверхприбылей не надо тяжело работать – достаточно просто продавать гражданам колбасу и сыр.

shekeli
Фото: mnenia.zahav.ru

Многие с ностальгией вспоминают свое первое семейное поручение: принести из продуктовой лавки хлеб-творог-молоко. Счастливчиками считались те дети, которым мамы или папы выдавали деньги на покупку, а не те, чьи родители просили хозяина лавки записать расходы на семейный счет. Так можно было сэкономиить немного мелочи, чтобы позднее купить какие-нибудь "запретные плоды", на которые родители неохотно давали согласие.

Некоторые дети покупали сладости, другие – игральные карты. Я использовала полученную сдачу в целях накопления первичного капитала для покупки сигарет. Стыдно признаться, но мне это нравилось.

Сегодняшние взрослые (вчерашние дети) больше не совершают покупки в небольших продуктовых лавках. Маленькие "маколеты" с их серьезными и доброжелательными хозяевами почти исчезли из нашей жизни. Вместо них страну заполнили бесчисленные филиалы продуктовых сетей "Шуферсаль" и "Мега". Они всегда расположены в удобном месте – где-то посередине между работой и домом, между спортивными секциями, которые посещают дети, и торговыми центрами.

В этих сетях - колоссальный ассортимент продуктов и бытовых товаров, кондиционированные помещения, рядом находятся большие автостоянки. Казалось бы, что может быть удобней. Но как только дело доходит до оплаты купленных продуктов, у нас темнеет в глазах. Сегодняшние взрослые обнаруживают, что у них не осталось ни единой агоры для того, чтобы побаловать детей, подсластить своим детям довольно кислое существование.

Переход от небольших продуктовых лавок к огромных супермаркетам был призван в свое время улучшить положение потребителей. Крупные сети по продаже продуктов питания являются мощными коммерческими структурами, обладающими возможностью добиваться снижения оптовых цен со стороны поставщиков и производителей. Поэтому они, в отличие от небольших частных магазинов, могут существенно снижать цены на продаваемый ими товар. Но когда мы смотрим на счета из супермаркетов, а также на ежегодные отчеты о доходах крупных продуктовых сетей, нам становится ясно, что нечто очень плохое, очень неблагополучное произошло с нами, израильскими потребителями, в ходе процесса перехода от тесных районных "маколетов" к огромных пространствам супермаркетов.

Когда продуктовые сети оказываются в сложной экономической ситуации и вынуждены отчитываться перед держателями акций в связи с резким снижением объема продаж, мы узнаем о том, что эти учреждения в течение предыдущих лет накопили тонны подкожного жира. Так, например, недавние квартальные и годовые отчеты сети "Шуферсаль" проливают свет на то, как вела себя в последние, весьма благополучные, годы эта гигантская продовольственная империя, удерживающая около 40% рынка торговли базовыми продуктами питания.

Несмотря на мощную волну социальных протестов и потребительских бойкотов, "Шуферсаль" по-прежнему остается весьма прибыльной компанией. В 2011 году чистая прибыль этой сети составила 276 миллионов шекелей. Напомню, что 2011 год считается "тяжелым" и "кризисным". Год был таким "тяжелым", что "Шуферсаль" была вынуждена урезать жалованье 500 рядовым сотрудникам, большинство из которых получает и без того низкую зарплату. Такой был "тяжелый" год, что сеть была вынуждена урезать зарплату и пятерым директорам – с 24 миллионов шекелей в 2010-м до 19 миллионов в 2011-м.

К подобному "сокращению" зарплаты директоров следует добавить еще ряд дополнительных "безделушек". Так, например, покидающий свой пост генеральный директор сети, Ави Розенхойф, который за 8,5 лет службы заработал около 50 миллионов шекелей, получил от "Шуферсаля" щедрый подарок в связи с увольнением: сумму в размере четырех месячных зарплат и половину размера девяти зарплат в качестве пособия на "период социальной адаптации". Итого: 1,7 миллиона шекелей за год, в котором Розенхойф не проработал ни дня.

Запомните эти цифры, когда в следующий раз Штраус, Данкнер или Вайсман будут с пренебрежением отмахиваться от общественной критики, утверждая, что они "кормят" сотни тысяч семей своих сотрудников.

Запомните эти цифры, потому что они дают вам возможность понять, куда исчезла ваша сдача, которую вы, после приобретения базовых продуктов питания, могли бы ипользовать для покупки подарков и сладостей детям. На наших обедах и ужинах наживаются несколько десятков человек, которые делают легкие деньги на израильских потребителях. Они поняли, что в рамках столь централизованной экономики, каковой является экономика израильская, при отсутствии подлинной рыночной конкуренции, для получения сверхприбылей не надо тяжело работать – достаточно просто продавать гражданам колбасу и сыр.

Равит Гехт, "Гаарец"

Источник: Курсор

Метки:

Читайте также