Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Атом жизни ("Берешит")

Почему Всевышний творил мир "днями", а не "годами"? Вопроc тем более уместный, что и год отформатирован на те же четыре подпериода, так что вполне можно было бы сказать: "и была осень, и была весна - год один" - тоже красиво.

10.10.2017
ShutterStock

Читайте также

Условный период

В первой главе Торы "Берешит" описывается порядок сотворения мира : "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий витал над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один" (1:1-5).

В этих первых скупых строках Торы мы сталкиваемся с понятием "День", исходно расчлененным на четыре периода: собственно "день", "ночь", "вечер" и "утро".

Итак, Всевышний назвал свет днем, а тьму назвал ночью. Из этих названий следует и порядок, поначалу кажущийся неожиданным: "И был вечер, и было утро ". Но это так: ведь мир творился из ничего ("Йеш ми айн"), ведь вначале была тьма ("Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною"), и лишь потом возник свет, т.е. темная часть суток предшествует светлой части. "И был вечер, и было утро: день один".

Н о что может значить в данном контексте слово "день"?

Трудно понять это слово буквально. Буквальное понимание затруднено уже хотя бы тем, что только в четвертый день "сказал Бог: да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для времен, и для дней и годов" (1:4)

Итак, если сами "дни" (и соответственно годы) появились лишь на четвертый "день", то предшествующие три дня (а значит и три последующие), являются какими-то другими – отличными от земных суток - единицами времени.

Таким образом , мы имеем дело с шестью условными автономными периодами, каждый из которых отформатирован на четыре подпериода, четыре директории: "вечер", "ночь", "утро", "день". Таким образом, рабочая неделя Всевышнего (шесть дней) подразделяется на 24 периода (6 дней по четыре времени суток в каждом), что позволяет саму ее уподобить "дню", суткам.

Но тут невольно возникает вопрос: почему, если речь идет об условном временном периоде, то Тора присваивает ему имя "день", а не, скажем, "час", "год", или какую-либо другую меру времени циклического характера?

Почему Всевышний творил мир "днями", а не "годами"? Вопроc тем более уместный, что и год отформатирован на те же четыре подпериода, так что вполне можно было бы сказать: "и была осень, и была весна - год один" - тоже красиво.

Таким образом, для того, чтобы яснее понять "маасе брешит" - идею и карту сотворения мира, следует понять, чем для нас, людей, является "день", чем он особен как период, чем он отличается от того же "года".

Язык людей

Если бы Тора давалась растениям, а не людям, для них, вероятно, использовалось бы слово "год". Но, как известно, "Тора говорит языком людей" - людей, а не растений!

Год не создает в нас , людях, непосредственного ощущения новой жизни, в то время как день воспринимается как некое обновление, как некая малая жизнь. День является образом всей жизни. Подобно тому как организм состоит из клеток, каждая из которых в своем генетическом наборе отражает весь организм, так жизнь человека состоит из десятков тысяч клеток жизни – из дней жизни.

День – это атом человеческого существования, атом человеческой судьбы. Внутри цельной жизни он обладает значительной автономией и разнообразными качествами. День бывает "удачный", "неудачный", "тяжелый", "пропавший" и т.д., и при этом он всегда несет в себе некую цельность, некий знак.

Тора представляет день в качестве завершенной в себе жизненной единицы. "Если же в доме мужа своего дала обет или возложила зарок на душу свою с клятвою, И му ж ее слышал и промолчал о том, не воспретил ей, то состоятся все обеты ее. Если же расторгнет их муж ее в день, когда услышит, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее отменил их, и Господь простит ей. Всякий обет и всякий клятвенный зарок для изнурения ее муж ее может утвердить и муж ее может расторгнуть. Но если муж ее промолчит о том до следующего дня, то он (этим) утвердил все обеты ее, или все зароки ее, которые на ней; утвердил он, потому что он молчал в день, когда услышал это" (Бемидбар 30:11-15).

В отличи е от "дня творения", "физиологический" день человека начинается утром, однако это все же именно день, именно сутки. Пробуждаясь утром человек произносит: "Благодарю тебя вечносущный Царь, что вернул мне душу мою. Велика моя вера в Тебя", а под вечер молит Бога, чтобы в этот раз ему не уснуть вечным сном.

При этом однако нельзя сказать, что водоразделом служит сон, что атом жизни ограничивается засыпанием и пробуждением. И молитва "Моде ани" произносится не при каждом пробуждении, а только при утреннем. Если днем нас сморил сон, то проснувшись, мы продолжаем ощущать цельность дня. Иными словами, для "чувства дня" существенно, в какой части неба находится солнце, и уж тем более, зашло ли оно или нет.

В дне есть работос пособные часы и часы отдыха. Для разных людей они могут оказаться противоположными, но они есть. Как жизнь структурирована на детство, молодость, зрелость и старость, так структурирован и день.

Пробуждение , сопровождающееся постепенным приходом в себя, соответствует детству; до полудня продолжается полная сил и надежд молодость. До самых сумерек тянется зрелость и вечером начинается "пенсионный период", человек отходит от дел, выкидывает все из головы, готовится ко сну.

Итак, в дне важно сочетание духовного и космического циклов. День - это не только "жизнь в себе" отдельного организма, но также и жизнь всего космоса.

Парадокс единства

Но вернемся к дням творения. Трудно найти дням творения какие-либо аналоги в научной картине мира. Выделить в геологической эволюции шесть автономных периодов – вовсе не просто. Я бы не взялся. Но периоды эти явственно прослеживаются в духовной эволюции.

Согласно еврейской теологии, Бог, именуемый в своем исходном качестве как Эйн-соф, никому принципиально неведом. Однако решив сотворить мир, Эйн-Соф организовал в Себе некий образ, по которому и было осуществлено задуманное. Образ этот, имаенуемый Адам Кадмон, представлен в виде древа десяти качеств - сфирот.

Семь дней недели соответствуют семиcфирот: Милость (Хесед), Суд (Гвура), Красота (Тиферет), Великолерие (Год), Торжество (Нецах), Основа (Йесод) и Царствр (Малхут); причемсфираМалхут, соответствующая субботе, является выражением этихcфирот.

Выделение в Едином Боге различных качеств вызывает недоумения и вопросы . Как эта "множественность" соотносится с безусловным единством?

Но быть может именно квантуемое днями человеческое существование дает нам некоторую подсказку, как эту множественность следует воспринимать.

Каждый человеческий день не похож на другой, каж дый день – это иная жизнь, но в каждом дне предстает все тот же человек. Таким образом, как каждый день я – один и тот же человек, также каждая "сфира" – все тот же Бог, Единый Бог.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке