Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Возвращение в историю ("Масей")

На протяжении десятилетий человечество никому не уделяет столько внимания, сколько Израилю. В ХХ-ом веке Израиль не просто вернулся в историю, он вернулся в ее центр, продолжая ТАНАХ новостными сводками online.

20.07.2017
רויטרס

Читайте также

Смена караула

Недельная глава "Масей" начинается неким историческим обзором: "Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона. А Моше записал места их выхода в походы их, по слову Господню; и вот их походы по местам выхода: Двинулись они из Рамсеса в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на второй день пэсаха вышли сыны Израиля рукою высокою (без страха) пред глазами всего Египта. Египтяне же хоронили (тогда) тех, которых поразил у них Господь - всех первенцев; и над божествами их совершил Господь суд. И двинулись сыны Израиля из Рамсеса, и расположились в Суккоте. И двинулись из Суккота, и расположились в Эйтаме, что на краю пустыни" (33:1-6).

Далее приводятся слова Всевышнего, определяющего границы земли Канаан: "И Господь сказал Моше, говоря: Повели сынам Израиля и скажи им: когда войдете в землю Канаанскую, то вот, земля, которая выйдет вам в надел, земля Канаан по ее границам: Сторона южная будет у вас от пустыни Цин, подле Эдома, и будет у вас южная граница от конца Ям Амэлах к востоку. И повернет граница от юга к Маалэй Акрабим... " и т.д. (34:1-3).

Два этих фрагмента являются в высшей степени характерными для Торы - история и откровение. Тора - это откровение истории и история откровения.

Тора представляет собой детальное историческое описание событий, сопровождающееся их точной датировкой ("в пятнадцатый день первого месяца; на второй день пэсаха вышли сыны Израиля"), в контексте которого сообщаются истины в последней инстанции, истины, касающиеся как веры и этики, так и быта и природоведения.

Начинается ТАНАХ словами "В начале сотворил", а заканчивается описанием восстановления Второго Храма: "Так говорит Корэш, царь Персидский: все царства земли отдал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить дом Ему в Иерусалиме, что в Иудее. Кто из вас - из всего народа Его (желает), - Господь, Бог его, с ним, и да взойдет он!" (Диврей Аямим 36:23).

Все же то, что происходило с еврейским народом в дальнейшем, фиксировалось отрывочно и неполно. По мере схождения на нет пророческого духа, стала сходить на нет и историография.

Учитывая, что книги ТАНАХа - "святые книги", т.е. книги, описывающие участие Провидения в истории, то "светским" хроникам в этом сборнике вроде бы действительно не место. Но ведь и "светских хроник" евреи долгое время не писали. Учитывая, что в окружающем мире произошло нечто прямо обратное, а именно, что сказки и мифы народов стали замещаться подробными и обстоятельными историческими исследованиями, падение еврейского интереса к историографии озадачивает.

Талмуд содержит исторические описания, но приводит их в интересах назидания и в агадически преображенном виде. Одновременно непосредственное откровение замещается в нем въедливым анализом былых откровений. Талмуд - это прежде всего герменевтический текст, разъяснение, как следует понимать текст ТАНАХа.

Если позволительно сказать, что еврейская История и еврейское Откровение в древности были противопоставлены Мифу и Разуму народов, то в последующий период мы видим, по крайней мере, частичную "смену караула".

Народы, ранее совершенно безразличные к точным датам и достоверным описаниям, понятия не имеющие, существовала ли действительно Троя, стали вести детальные хронологические описания своей жизни и прониклись скептическим отношением к мифологии. Иудаизм же как будто впал в историческое беспамятство и углубился в комментирование и анализ древних откровений.

С одной стороны, история, начатая в ТАНАХе, продолжалась, продолжалась в небывалой верности еврейского народа своим корням в странах рассеяния, но с другой - она очень мало и спорадически фиксировалась.

История Макавейских войн была описана подробно в духе предшествующих историй ТАНАХа, однако эти книги стали для иудеев "хицоним" - внешними, посторонними. Лишь через тысячу лет к ним стали робко обращаться в обратном переводе с греческого. Если же мы хотим узнать о том, что происходило в еврейском мире после Хасмонеев, то будем вынуждены отложить Талмуд и обратиться к сочинениям Йосифа Флавия.

Вполне закономерно, что нашелся еврей, пожелавший реализовать свою склонность к историографии, однако не менее закономерно и то, что для этого ему пришлось оставить еврейский мир. И как человек, и как автор Йосиф Флавий признал не только политическую, но и культурную римскую гегемонию.

Его литературная деятельность расцвела в рамках культурного тектонического сдвига, о котором он в следующих словах свидетельствует в своей "Иудейской войне": "В то время, когда Никанор так настойчиво упрашивал, а солдаты так заметно угрожали, в памяти Иосифа выступали ночные сны, в которых Бог открыл ему предстоящие бедствия иудеев и будущую судьбу римских императоров. Иосиф понимал толкование снов и умел отгадывать значение того, что открывается божеством в загадочной форме; вместе же с тем он, как священник и происходивший от священнического рода, был хорошо посвящен в предсказания священных книг. Охваченный как раз в тот час божественным вдохновением и объятый воспоминанием о недавних страшных сновидениях, он обратился с тихой молитвой к Всевышнему и так сказал в своей молитве. "Так как Ты решил смирить род иудеев, который Ты создал, так как все счастье перешло теперь к римлянам, а мою душу Ты избрал для откровения будущего, то я добровольно предлагаю свою руку римлянам и остаюсь жить. Тебя же я призываю в свидетели, что иду к ним не как изменник, а как Твой посланник" ("Иудейская война" Кн.3.Гл 8.3).

Параллельные процессы вызревали в этот же период в секте последователей Йешуа Аноцри. После разрушения Второго Храма христиане отделились от еврейства и, даже подвергаясь гонениям со стороны Рима, по большому счету включились в его имперское дело.

История online

Эти сдвиги конечно же прекрасно замечались также и собственно еврейским миром, который отнюдь не страдал недооценкой Рима, отождествленного традицией с братом близнецом Йакова - Эдомом. "Галут Эдом" - "Римское пленение" признается и самым продолжительным и самым всеохватывающим пленением.

Более того, Талмуд провозгласил, что в день разрушения Титом Храма родился Машиах, и что он обитает и ворот Рима (Хелек 98). В сущности, эта талмудическая формула явилась основой сионистского проекта.

Магараль почти буквально формулирует это, сравнивая (в 28 главе книги "Нецах Исраэль") Машиаха, обитающего у ворот Рима, с Моше, воспитывавшимся в дворце Паро. Как Моше был избавителем, впитавшем в себя все достижения египетской культуры и освоившим управленческие навыки египетского принца, также и грядущий Машиах придет из римской культуры, используя ее достижения. "Знай, - пишет Магараль, - что царство Израиля - это царство выделившееся ("нивделет") из языческого царства. Машиах восходит и увеличивается в среде царства инородного".

Комментируя эти размышления Магараля, рав Ури Шерки отмечает, что совсем не случайно политический сионизм был основан евреем, весьма отдаленным от родной традиции, евреем, глубоко погруженным в традицию внешнюю, "римскую". Вооружившийся философскими теориями, журналистикой, политическими навыками и военным искусством Запада, еврейский народ потянулся назад в историю. "Счастье", некогда перекинувшееся на Рим, стало возвращаться Израилю.

При всем том, что на протяжении десятилетий человечество считало еврейское государство историческим казусом; считало его обреченной на гибель провинцией "свободного мира", на поверку оно никому не уделяет столько внимания, сколько Израилю. В ХХ-ом веке Израиль не просто вернулся в историю, он вернулся в ее центр, продолжая ТАНАХ новостными сводками online.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке