Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Поражения и победы ("Шлах")

В союзе со Всевышним со стороны Израиля ожидается полное доверие. Всего достигнет Израиль, если положится на незримого Бога, и всего лишится, если положится на свои зримые силы.

15.06.2017
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Паранормальные возможности

В недельной главе "Шлах" рассказывается о том, как поверив ложному отчету разведчиков, сыны Израиля отказались входить в Эрец Кнаан, и в результате оказались наказаны сорокалетним скитальчеством в пустыне: "Не войти вам в страну, о которой Я, подняв руку Свою, (клялся) поселить вас в ней... Ваши трупы падут в пустыне сей, а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и пострадают за распутство ваше, доколе не истлеют трупы ваши в пустыне. По числу дней, в течение которых вы обозревали землю, сорок дней, по году за каждый день, понесете вы наказание за грехи ваши, – сорок лет, – дабы познали вы укоризну Мою" (14:30-38).

Первой реакцией народа на это известие явилось раскаяние, явилось желание немедленно вступить в Обетованную землю. Однако инициатива эта оказалась осуждена на провал: "И встали они рано поутру, и поднялись к вершине горы, говоря: мы готовы взойти на то место, о котором говорил Господь, ибо мы согрешили. И сказал Моше: зачем вы преступаете веление Господне, ведь это будет безуспешно. Не взбирайтесь, ибо нет Господа среди вас, дабы не быть пораженными пред врагами вашими. Ведь Амалекитяне и Кнаанеи там пред вами, и вы падете от меча, ибо вы на самом деле отступили от Господа, и Господь не будет с вами. Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моше не двинулись из стана. И сошли Амалекитяне и Кнаанеи, жившие на горе той, и разбили их, и громили их вплоть до Хормы" (14:39-45).

В союзе со Всевышним со стороны Израиля ожидается полное доверие. Всего достигнет Израиль, если положится на незримого Бога, и всего лишится, если положится на свои зримые силы.

Все народы в конечном счете управляются Всевышним, к начинаниям всех людей, а не только евреев, применимо положение: "Если Господь не созидает дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не стережет города, напрасно бодрствует страж" (127:1).

И все же народы управляются посредством ангелов, а Израиль непосредственно, и все же дом Израиля созидается по преимуществу Богом.

Для любого народа естественно и уместно полагаться прежде всего на свои собственные ресурсы, и только для Израиля - на ресурсы небес, как сказано: "Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, нарушая заповеди Его и законы Его, и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне. Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, И крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много,... То надменным станет сердце твое, и забудешь Господа, Бога твоего, выведшего тебя из земли Египетской... И скажешь ты в сердце своем: "сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это", То помни Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить завет Свой" (Дварим 8:11-17).

Поэтому в первую очередь именно сынам Израиля, а не любому мужественному народу, адресованы слова: "Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч, и падут враги ваши пред вами под мечом…" (Ваикра 26:8). "Кто полагается на колесницы, а кто - на коней, а мы имя Господа Бога нашего славим. Они склонились и пали, а мы поднялись и воспряли духом" (Тегиллим 20:8-9).

Страх разведчиков был объясним, страх народа также достаточно закономерен, но если бы сыны Израиля послушали Всевышнего, то исполнились все приведенные выше благословения.

Собственные начинания Израиля, так называемый "импульс снизу", также необходим, как сказано: "Когда истина произрастает из земли, справедливость является с небес" (Тегил 85:14). Но осуществиться ли избавлению, в конечном счете определяет Всевышний. Когда Он через пророка повелевает Израилю воевать, тот побеждает, когда Израиль действует самочинно, то проигрывает.

Сдержанный оптимизм

Однако, с той поры, как пророчество иссякло, распознание, когда Всевышний на твоей стороне, а когда на противоположной - стало делом совсем не простым. Не раз в истории Бог помогал Своему народу, но и не раз отказывал в помощи.

Замечательный пример Маккавеи. Йеуда Маккавей одержал над эллинистами внушительные победы, и хотя не сразу, но в какой-то момент Хасмонейский род добился для еврейского народа независимости. Однако полтора-два столетия спустя все восстания против Рима жестоко подавлялись. Провал следовал за провалом, а ведь при этом все восстания рассчитывали в первую очередь на Божественное вмешательство.

Действительно, все антиримские восстания, начиная с восстания Иуды Галилеянина и кончая восстанием Бар-Кохбы, были в той или иной мере мессианскими восстаниями, т.е. полагающимися на Всевышнего.

Хаим Маккоби приписывал этот мятежный дух даже Йешуа Аноцри, который, согласно его гипотезе, взошел на Масличную гору, чтобы дать там сражение римлянам, призванное вызвать лавину чудес, в том числе предсказанное пророком Захарией расщепление Масличной горы.

Маккоби считал, что причиной такой уверенности служил "маниакальный темперамент Йешуа". Между тем все восстания иудеев против Рима с прагматической точки зрения были отчаянными и "маниакальными", все они, в конечном счете, делали ставку на поддержку небес.

"Главное, что поощряло их к войне, - свидетельствует Иосиф Флавий, - это двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства" ("Иудейская Война" 6. Гл 5:4).

Флавий приводит еще одну историю, имевшую место через пару десятилетий после евангельских событий, подтверждающую правдоподобность гипотезы Маккоби: "некий египтянин, выдававший себя за пророка, уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Масличной горе. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, то во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем" ("Иудейские древности" ХХ 8.6). Об этом "пророке" упоминается также в "Деяниях апостолов" (21:38).

Можно возразить, что Бар-Кохба полагался не столько на Бога, сколько на боевой дух и квалификацию своей армии. Он говорил, что для победы ему достаточно, чтобы Бог ему только не мешал. Тем не менее многие считали считали его Мессией, а в приведенных словах Бар-Кохбы скорее можно расслышать горькую иронию: слишком часто казалось, что Всевышний на стороне врагов Израиля.

Светские сионисты наверняка в куда большей мере чем Бар-Кохба рассчитывали на свои силы, а не на силы Всевышнего. Но на сей раз Он как раз решил их поддержать, и только поэтому "пятеро из них не раз прогоняли сто, а сто из них прогоняли десять тысяч". Впрочем на Бога они в какой-то мере тоже рассчитывали. Многие из них не расставались с ТАНАХом, а Бен-Гурион говорил, что тот, кто на Ближнем Востоке не полагается на чудо - не реалист.

Невезение антиримских повстанцев и везение сионистов многие объясняют теорией, согласно которой одни жили в пору рассеяния, а другие - в пору избавления. Однако любая концепция, как бы убедительна и авторитетна она ни была, все же не обладает статусом непосредственного пророчества. Не все видят в соответствующих утверждениях Талмуда страховой полис сионизма. Так, например, вся общественно-политическая деятельность рава Меира Кахане была подчинена острому ощущению того, что духовно подслеповатое государство Израиль ожидает крах. Расслабляться действительно рано, а потому, пока пророчество не возобновилось, адекватным отношением к конфликту Израиля с арабским миром остается сдержанный оптимизм.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке