Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Кризис вокруг Катара: реакция в Израиле

Выгоден ли Израилю кризис между арабским миром и Катаром? Эксклюзивное интервью Евгения Совы с министром транспорта и разведки Исраэлем Кацем.

11.06.2017
Источник:RTVi
רויטרס

Читайте также

Выгоден ли Израилю кризис между арабским миром и Катаром? Эксклюзивное интервью Евгения Совы с министром транспорта и разведки Исраэлем Кацем.

Евгений Сова: Добрый вечер, министр транспорта и разведки Исраэль Кац.

Исраэль Кац: Добрый вечер.

Евгений Сова: Давайте начнем с вашего комментария по поводу главной темы недели на Ближнем Востоке. Кризис вокруг Катара и все что с этим связано. Израиль, по-вашему, был готов к этому кризису?

Исраэль Кац: Израиль не имеет прямого отношения к последнему кризису в арабском мире, к тому, что происходит в суннитском мире в целом и в Персидском заливе в частности, но безусловно, в определенной мере это затрагивает и нас. Мы видим, как на наших глазах формируется настоящий фронт против Ирана, которую возглавляет Саудовская Аравия и Египет. И это безусловно входит в наши интересы.

Евгений Сова: Ряд экспертов готовы поспорить с вами, что Израиль не имеет отношение к этому кризису. Достаточно взглянуть на ситуацию в Газе. Катар поддерживает ХАМАС, который является врагом Израиля. Это здесь, под боком, как можно говорить, что это не имеет к нам отношения?

Кац: Еще раз повторюсь. Это кризис не затрагивает напрямую Израиль. Речь идет о действиях Саудовской Аравии, которая сегодня занимает крайне анти-иранскую позицию и в этом причина кризиса. Да, с нашей стороны мы против поддержки Катаром ХАМАСа, но и Саудовская Аравия не наш друг. Так что, в данной ситуации, речь идет скорее о некой точке, где пересекаются общие интересы ряда стран региона против Ирана, но это не повод для большой дружбы.

Евгений Сова: На этой неделе я вспомнил, как в свое время, когда в Египте еще не началась революция, израильская военная разведка давала свой прогноз и он вообще не предусматривал массовые волнения. Мы помним, что потом случилось то, что случилось. Причем, в МИДе Израиля тогда говорили, что у них совершенно другой прогноз. Сегодня, вы министр по делам разведки, вы наверняка знаете, каким образом в Израиле видят развитие ситуации далее.

Кац: Пример, который вы привели, лишний раз подчеркивает, что прогнозы - дело неблагодарное. Нужно собирать факты, пытаться понять и самое главное - готовиться к разным сценариям. Речь идет о серьезном конфликте в арабском мире, своего рода сюрприз. Израиль не должен быть частью этого кризиса, но мы можем его использовать, особенно причину, из-за которой все началось, а именно растущее иранское влияние в регионе. Это поддержка Ираном террористов на Ближнем Востоке, ХАМАСа в Газе, хутов в Йемене. Вы знаете, в нашем регионе ситуация очень сложная. Друзей мало, врагов много, но можно попытаться договориться с врагами твоих врагов, которые могут стать немножко твоими друзьями. С такими игроками вы можете играть, договариваться, иногда отдаляться, но это лучше, чем не играть вообще. Израиль должен вести себя взвешенно, все время сверять свои интересы и не попадаться в ловушки, которых в нашем регионе более, чем достаточно.

Евгений Сова: Израиль может сотрудничать с умеренными арабскими режимами против Ирана? Например, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бахрейн?

Исраэль Кац: Безусловно. Ответ положительный! Израиль может сотрудничать с этими странами, так как между нами есть общий интерес - противодействовать иранскому влиянию в регионе. Именно Израиль постоянно напоминает всему миру об опасности, которая исходит от Ирана. И тот факт, что президент Соединенных Штатов Дональд Трампа, выступая перед десятками арабских лидеров на саммите в Саудовской Аравии, повторил этот тезис, внушает нам оптимизм, что в сегодня в мире, включая суннитские страны, прекрасно осознают эту угрозу. Многие арабские страны чувствуют эту угрозу не меньше, чем Израиль.

Евгений Сова: Вы можете подтвердить, что Израиль сотрудничает с конкретными арабскими государствами региона, с которыми у него нет дипломатических отношений?

Исраэль Кац: Я не могу говорить конкретно о том или ином сотрудничестве. Могу сказать в общих чертах, что наши интересы сегодня сильно совпадают и что есть желание вместе предотвратить угрозу. А когда интересы настолько пересекаются, не удивительно, что есть сотрудничество, но более конкретно я не смогу вам рассказать.

Евгений Сова: Президент Трамп был в Израиле три недели назад. Вы действительно считаете, что его политика будет сильно отличаться от политики Обамы в отношении Ирана. На этой неделе сами иранцы говорят, что стали жертвой нападения террористов ИГИЛ. Они могут сегодня трубить на весь мир, что они в такой же опасности, как и другие государства на Ближнем Востоке….

Исраэль Кац: Тот, кто занимается террором, пусть не удивляется, что террор бьет и по нему. Невозможно делить террористов на хороших и плохих. Надеюсь, министр иностранных дел Швеции это поймет. Нельзя говорить, что террор в Израиле одного типа, а террор в Европе - Бельгии, Швеции Англии или Франции, другого. Они должны понять, что нет разных видов террора. И Иран сегодня главный спонсор мирового терроризма. Это факт, который уже давно поняли такие страны как США, Саудовская Аравия и конечно же Израиль.

Евгений Сова: Вы входите в узкий кабинет по вопросам безопасности, вы принимаете решения по самым секретным и чувствительным вопросам. В свое время Израиль был против соглашения с Ираном. А в чем заключается сегодняшнее израильское поведение против Ирана. С одной стороны легко сказать, что Трамп угрожает Ирану, с другой стороны, мы уже видели, что не все его обещания перед выборами он выполняет…

Исраэль Кац: Израиль действительно был и остается противником соглашения с Ираном. Сегодня против этого договора выступает и президент Трамп, считая его плохим. Но кроме ядерной программы нас волнует также иранское присутствие в Сирии. США в этом вопросе полностью на нашей стороне, арабские страны также выступают против Ирана. Особую опасность представляет для нас шиитская ось от Ирана через Сирию до Хизбаллы на юге Ливана. Это реальная угроза для безопасности всего Ближнего Востока и наше поведение в этом вопросе однозначно. Мы самое сильное государство в регионе и мы противостоим сегодня Ирану. Естественно, мы удовлетворены тем фактом, что кроме нас против Ирана сегодня выступают и США и ряд суннитских стран. Обратите внимание, что Соединенные Штаты уже второй раз за короткий период нанесли мощный удар по силам Асада в районе границы Сирии и Ирака, которые действовали при полной поддержке Тегерана. Это четкий посыл Исламской Республике, надеюсь, что там это поняли.

Евгений Сова: Вы хотите сказать, что мы на пороге войны? Обама, по крайней мере, говорил, что все опции возможны. Трамп пока не говорит в таком духе.

Исраэль Кац: Не думаю, что мы на пороге войны. Наоборот, невнятная политика в отношении Ирана может в будущем привести к войне. А растущее иранское влияние на Ближнем Востоке гораздо страшнее любой войны. Четкая и жесткая политика может наоборот предотвратить войну. Поймите, что если для Израиля иранская угроза является внешней, то для Саудовской Аравии это еще и внутренняя угроза. Иран стремится дестабилизировать ситуацию в королевстве. Иран угрожает даже России, при том, что она считается его союзником в Сирии. Россия не хочет, чтобы Тегеран полностью контролировал Сирию, чтобы у Ирана был доступ к Средиземному морю. Мы ведем диалог с Россией, но наши интересы в данном случае на стороне США.

Евгений Сова: И несмотря на это, вы продвигаете вашу идею регионального мира. Есть вообще шанс на реализацию такого проекта?

Исраэль Кац: Я говорю про экономические инициативы, в которых могут быть заинтересованы многие страны региона. Я не верю, что сегодня можно подписать мирные соглашения, но я верю, что экономические интересы могут продвинуть идеи безопасности. Например, Израиль заинтересован развивать экономические отношения с арабскими странами. Если можно перевозить грузы через Хайфский порт - разве это не путь к миру? Мы развиваем железные дороги и это тоже наш экономический интерес. Если мы будем посредниками между Саудовской Аравией и странами Средиземноморья, используя наше географическое положение, то это точно приведет к расцвету экономики. А это означает, что новая ось будет полностью анти-иранской! Мне говорят, откуда деньги, как Израиль может позволить себе вложить столько денег. Я отвечают - Израиль не будет вкладывать, Израиль заработает деньги на таких проектах! Мы просто должны уметь использовать наше положение и думать о собственной безопасности. Мы не забываем и сектора Газа. Идея построить искусственный остров в Газе призвана как раз обеспечить палестинцев в секторе всем необходимым. Вместо того, чтобы в Газу каждый день заезжали сотни грузовиков, палестинцы сами должны себя обеспечивать. Иначе ситуация абсурдная - мы вышли из Газы, но продолжаем нести ответственность за гуманитарную ситуацию и это нужно прекратить.

Евгений Сова: Спасибо большое, министр Исраэль Кац.

Исраэль Кац: Спасибо!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке