Читайте также
В преддверии визита президента в Саудовскую Аравию на смену критике приходят позитивные отклики
Ситуация, когда вступивший в должность президент США обещает новый старт в американо-арабских отношениях, возникает не впервые. Восемь лет назад Барак Обама выступил с речью «Новое начало» в Каире, в которой пообещал провести благотворную перезагрузку.
Произнеся эту речь, Обама выполнил предвыборное обещание – выступить с крупномасштабным обращением к мусульманам из столицы мусульманской страны в первые несколько недель пребывания в должности. Обама надеялся, что это ознаменует начало «нового пути вперед, основанного на взаимных интересах и взаимном уважении». Выступление американского президента породило надежды на новую эру в американо-арабских отношениях, но вскоре они сменились разочарованиями, когда арабский мир стал все сильнее осуждать реакцию администрации Обамы на конфликт в Сирии.
Отсутствие ощутимого прогресса в достижении мирного соглашения между израильтянами и палестинцами также привело к усилению неудовлетворенности. Соглашение по ядерной программе Ирана ознаменовало для арабских лидеров Персидского залива опасное для них изменение баланса сил в регионе, от которого проигрывали суннитские монархии и выигрывали их ярые противники – шиитские муллы в Тегеране.
Теперь Дональд Трамп, которого лишь несколько недель назад критиковали за попытки ограничить въезд в США жителей некоторых стран с преимущественно мусульманским населением, получает восторженные отклики многих, хотя и не всех, арабских СМИ и удостаивается похвалы многих лидеров региона. Первым поводом для этого стала ответная реакция Трампа за нарушение «красной линии» в вопросе о применении химического оружия президентом Сирии Башаром Асадом и резкая критика Ирана. Вторым – решение Трампа сделать первую остановку в первом зарубежном турне в качестве президента США в Саудовской Аравии – перед тем, как посетить Ватикан и Израиль.
Саудовские лидеры назвали запланированный визит Трампа «историческим». Они очень надеются, что будут действовать заодно с Трампом, когда речь зайдет о противостоянии Ирану и сдерживании иранского экспансионизма.
«Это четкий и мощный сигнал о том, что США не таят никакой неприязни к арабскому и мусульманскому миру», – заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр после того, как стало известно о визите Трампа.
Ранее в этом году реакция арабского и мусульманского мира на предложение Трампа ограничить въезд в США была резко отрицательной. Организация исламского сотрудничества, в которую входят 57 государств, осудила запрет, предупредив, что он может воодушевить экстремистов.
Президент Арабо-американского института Джеймс Зогби в феврале опубликовал статью в издающейся в ОАЭ газете National, в которой предупредил: «Администрация допустит серьезную ошибку, если не увидит связи между тем, как она обращается с арабами и мусульманами, тем, как это обращение воспринимается, и своей способностью достигать более широкие политические цели на Ближнем Востоке».
Однако лидеры государств Персидского залива проявляли сдержанность в критике ограничений на въезд, когда возмущение общественности охватило регион. Правительство Саудовской Аравии выообще не выступало с официальными комментариями по поводу запрета.
И эта сдержанность, по всей вероятности, оправдала себя. Причем – не только визитом президента, но и вероятной многомиллиардной оружейной сделкой, которая может включать продажу многоцелевых боевых кораблей и которая была заблокирована администрацией Обамы из-за военной кампании Саудовской Аравии в Йемене.
Саудиты и другие лидеры арабских стран Персидского залива чувствуют определенное облегчение в том, что администрация Трампа, как представляется, столь же тверда, как и они, в намерении «подрезать крылья» Ирану. В марте заместитель наследного принца Саудовской Аравии назвал Трампа «настоящим другом мусульман», отвергнув заявления, что вызвавшие неоднозначную реакцию иммиграционные ограничения президента США были направлены против ислама.
Джами Деттмер